Герои
«Сделай сам»: Создатели российских DIY-инициатив о том, зачем менять мир вокруг себя
FURFUR уже писал о различных низовых инициативах: тренажёрном зале для вегетарианцев, локальных панк-лейблах и фестивалях. На этот раз мы пообщались с участниками нескольких кооперативов и горизонтальных сообществ в самых разных сферах деятельности: от швейной мастерской до анархистского книжного издательства.
Текст: Вениамин Волин
«Швемы»
Швейный кооператив
Швейный кооператив «Швемы» появился в Петербурге в 2015 году. Участницы активистского проекта Анна Терешкина, Мария Лукьянова и Тоня Мельник в своей деятельности исследуют вопросы взаимопомощи, горизонтального взаимодействия и неотчуждённого труда.
Тоня, швейный кооператив «Швемы»: Большая часть одежды сейчас производится на так называемых потогонных фабриках развивающихся стран, где рабочие делают своё дело в таких условиях, каких никто из вас не пожелал бы своим друзьям. Вдохновившись опытом многих горизонтальных кооперативов, в которых все решения принимаются не начальством, а всеми работниками, мы решили объединиться в швейный кооператив.
Кооператив был создан в мае 2015 года. Сначала это был художественный проект, и шесть девушек готовили его презентацию на выставке. В процессе нам так понравилось работать вместе на равноправных условиях, что часть из нас решила остаться вместе и продолжить в том же духе, но уже как реальный швейный кооператив. «Швемы» — от слова «швея», но последнюю букву Я заменило дружное «мы». «Швемы» — это не просто ателье. Это коллектив равных, в основе которого лежат принципы: радость от своей работы, самообразование, взаимопомощь и солидарность, осознание ценности любого труда (как своего, так и чужого), творчество, стремление к снижению потребления и защита окружающей среды. Мы не навешиваем на себя ярлыки, так как каждая из нас имеет свою политическую позицию. Но соединение разный людей со своими мнениями делает наш проект отчасти анархическим, отчасти феминистским, но в любом случае либертарным.
В коллективе все решения принимаются консенсусом, а распределение прибыли — в соответствии со сделанной работой. У нас есть общак, который мы используем для общих нужд: покупка оборудования, материалов, совместные обеды. Иногда один заказ, если он небольшой, делает одна участница. Часть прибыли она берёт себе, часть кладёт в общак. Какую долю оставить, какую отдать на общие нужды — решает самостоятельно. Когда заказ большой, его могут делать все участницы коллектива. Тут уже вступает в дело учёт. Это может быть учёт рабочих дней или сделанной работы либо распределение работы сразу, до начала изготовления заказа. Единой универсальной схемы нет, всегда это происходит по-разному. Но так как между участницами существует высокая степень доверия, то и договариваться по поводу выполнения заказов довольно просто.
Помимо индивидуального пошива, мы делаем авторские вещи. Например, у нас есть серия юбок, которые удобны для всех независимо от пола: в них обязательно есть карманы для нужных вещей, они просторные — в них можно перелезть через забор. Эти юбки — наш ответ рынку женских вещей, многие из которых попросту неудобны. С продажи каждого авторского изделия часть прибыли идёт авторке, часть в общак. Иногда с таких изделий авторка может определить какую-то сумму на хорошие дела (например, на политзаключённых, на АЧК, на кризисный центр для женщин).
Одна из важнейших сторон нашей работы — открытые мастер-классы по ремонту одежды (бесплатно или за донейшн). Казалось бы, для ателье невыгодно учить людей самостоятельно ремонтировать вещи. Но мы считаем, что человек должен иметь возможность зашить себе одежду, чтобы не покупать новую и поберечь и без того чрезмерно эксплуатируемые ресурсы планеты. Мы стараемся во время мастер-классов сделать нашу мастерскую для всех дружелюбным и безопасным пространством, в котором можно смело высказываться и не бояться что-то сделать «не так».
Конечно, как у любой низовой инициативы, у нас есть определённые проблемы и трудности. Первая: подобный тип работы не предоставляет регулярного заработка. По крайней мере, поначалу. Нам нужно быть не только швеями и художницами, нам ещё и постоянно нужно искать заказчиков и делать это так, чтоб не быть похожими на впаривателек дешёвой низкокачественной одежды. Поначалу мы не знали, как себя рекламировать, чтоб не использовать классические схемы пиара, и это очень сказывалось на количестве покупателей/покупательниц и заказов. И, соответственно, заработка. Нам пришлось искать подработки. Сейчас мы активно работаем над этим: посещаем семинары, советуемся друг с другом, ищем партнёрок, разрабатываем сайт.
Надеюсь, в будущем ситуация изменится. Ещё одна важная проблема — новые участники/участницы. Сейчас нас в коллективе трое, и мы бы хотели, чтобы к нам присоединились ещё люди. Но, во-первых, не все готовы и имеют возможность рискнуть и посвятить хотя бы половину своего времени и сил на развитие кооператива, который не принесёт сразу большого дохода. Во-вторых, мы сами не понимаем, как принимать в коллектив человека, не зная его/её. Этот вопрос мы тоже хотим решить в ближайшем будущем — организовать школу швейного кооператива, чтобы привлечь, новых участниц в наш коллектив или вдохновить остальных создать свой.
«Горизонталь»
Этичная кухня
Сергей: Этичная лавка «Горизонталь», так же как и все проекты, которыми мы занимаемся, основана на принципах самоуправления, взаимозаменяемости и горизонтальности. Вместо начальства мы выбрали равноправие, вместо конкуренции — взаимопомощь. Наша история началась почти четыре года назад с проекта «Поехали» и велотележки, на которой мы передвигались по городу, делая остановки в самых разных местах, чтобы накормить людей веганской едой. За спиной у многих из нас был опыт работы поварами, и, как правило, опыт не самый приятный. Хотелось трудиться и видеть результат собственного труда, а не работать на буржуев и для буржуев. Поэтому на время мы перебрались в «Лофт-проект „Этажи“», а после, поняв, что мы хотим большего, взяли в долг денег и открыли полноценное кафе, своими силами замутили ремонт, дизайн, отстроили хорошую кухню, разработали меню.
К сожалению, наша мечта разбилась о стену коррупции и бюрократии. Всё закончилось рейдерским захватом нашего помещения, и вот мы вновь в «Этажах», на шести квадратах автономного пространства. Несмотря на то что зала своего у нас нет и кухня совсем небольшая, мы готовим меню из нескольких десятков позиций, регулярно участвуем в различных городских мероприятиях, совместно с друзьями из «Зелёного посыльного» организовали велодоставку еды. Все вопросы решаются общим собранием, существует делегирование труда, кто-то следит за наличием упаковки, кто-то занимается закупками, кто-то делает десерты, кто-то делает темпе, кто-то считает и хранит выручку.
«Горизонталь» — это кооператив. Очень круто, когда над тобой нет начальства и всем процессом управляют те же люди, что вкладывают свои силы в труд, совместно распоряжаются прибылью, задают вектор будущего развития. Исторически кооперативная система хорошо зарекомендовала себя в XIX–XX веках, но сейчас в России, к сожалению, очень мало людей решается на работу в таком формате. Тут и юридические сложности, и общий экономический фон. Законы рынка, в разной степени замаскированные, существуют во всём мире. Бизнес стремится извлекать выгоду за счёт максимально дешёвой рабочей силы, и людям кажется, что это единственный вариант ведения дел: стать подчинённым или подчинять. Единственная реальная альтернатива этому уроборосу капитализма — кооператив. Ты не изменишь мир, но будешь честен перед своими товарищами по труду и самим собой. Конечно, в кооперативе намного больше ответственности, ведь ты, как участник, управляешь всем процессом наравне с остальными. Существует проблема с инициативностью, ленью, умением договариваться. Не все, кто начинал с нами вместе, сейчас принимают участие в проекте: кто-то устал, кто-то переключился на другие занятия, с кем-то не нашли общего языка.
«Радикальная теория и практика»
Книжное издательство
«Радикальная теория и практика» — это независимое книжное издательство, специализирующееся на выпуске анархистской и левой литературы. За плечами коллектива РТиП уже более десятка переведённых и выпущенных книг, в том числе тюремный дневник белорусского политзаключённого-анархиста Игоря Олиневича, мемуары анархистки Эммы Гольдман и множество других книг, полезных для политических активистов.
РТиП: Первую книгу мы выпустили в 2010 году, хотя на тот момент у нас ещё не было формального коллектива как такового. Это была книга Питера Гелдерлооса, и над переводом трудилось очень много людей. Сама идея создания издательства принадлежит Марии Светловой, нашей знакомой, сейчас она временно отошла от дел — уехала в глубинку, поднимать деревню. Но мы с ней поддерживаем связь, переписываемся и советуемся по поводу некоторых книг. Книги, которые мы издаём, так или иначе связаны с идеями анархизма и отказа от института власти, иерархии.
Таких книг в нашей стране не хватает, это в основном западные издания, и их надо как-то анализировать, смотреть, что подходит под наши реалии, что мы можем перенять, а от чего стоит отказаться. Именно поэтому мы решили создать издательство и стараемся восполнить эту нишу. Сейчас у нас в команде трудятся человек десять, половина из них переводчики. Никто из нас не был до этого связан с издательским делом, поэтому мы всему учились сами. Сначала делали какие-то брошюры, сами их печатали, потом появилось понимание того, что хочется делать что-то более серьёзное, нарабатывался опыт, как непосредственно работы, так и взаимодействия с магазинами, типографиями, с продвижением. Мы стараемся продвигать наши книги и донести их до большего количества людей, поэтому весь наш каталог доступен на сайте для свободного скачивания.
Мы издали уже более десятка работ, в основном это переводы иностранных книг, а также российских, украинских и белорусских авторов. Тиражи у нас обычно не больше тысячи экземпляров. Наши книги вы всегда можете приобрести в независимых книжных магазинах, например в «Фаланстере» или «Циолковском» в Москве, во «Все свободны» в Санкт-Петербурге, а также в интернете лично у нас. Мы не сотрудничаем с большими книжными магазинами: они работают только с юридическими лицами, а мы не хотим регистрироваться. Да и независимые книжные нам ближе. Издание книг — это достаточно трудоёмкий и затратный процесс, и прибыльным небольшое издательство в нашей стране быть не может. Недавно мы рассчитались со всеми долгами по вышедшим книгам, но так как в данный момент мы работаем над новыми, эти долги снова появятся.
Перед тем как наша книга оказывается на книжном прилавке, она проходит долгий путь. Обычно ищем что-то определённое. Либо кто-то советует нам книгу. Мы читаем рецензии, потом кто-то из нашего коллектива сам читает книгу в оригинале и пишет свой отзыв. Если по отзыву она нам нравится, начинаем её переводить. У нас есть некоторые проблемы с анализом того, насколько книга будет хорошо продаваться. От издания некоторых книг мы отказываемся, потому что они предназначены для очень узкого круга читателей и возможны большие убытки. Если бы у нас были лишние средства, мы бы и эти книги издавали. Потом следует редактура, корректура, вёрстка, дизайн обложки. В это же время стараемся книгу продвигать как-то потихоньку и отдаём в типографию. Сейчас мы готовим к изданию второй том мемуаров анархистки Эммы Гольдман и ещё несколько интересных книг.
Объединение Dark Horse
объединение низовых инициатив
Dark Horse — это символическое объединение социальных активистов. Здесь нет единой структуры, под этой вывеской десятки самых разных людей занимаются различными низовыми инициативами. В основном это благотворительность: организация концертов, поездки в детские дома, помощь приютам для животных и прочее. Своими основными ценностями называют открытость, ответственность и взаимоуважение: «Мы убеждены, что практически любой человек может сделать посильный вклад в социально полезные инициативы, а современные средства коммуникации легко позволяют информировать об этом сотни и тысячи людей».
Коллектив Dark Horse: Объединение Dark Horse появилось осенью 2012 года в Москве. Коллектив (немало изменившийся к 2016 году) состоял и состоит из совершенно разных людей из разных городов России: представителей панк-хардкор-сообщества, студентов различных вузов, различных социальных активистов. Мы не являемся какой-либо строгой организацией, Dark Horse — это символическое объединение социально активных людей. Главная наша цель — создание автономных инициативных групп и информационных ресурсов для привлечения внимания к теме социальной ответственности. Существование нашего объединения осуществляется на горизонтальных принципах, каждый участник может внести свой вклад и предложения в организацию нашей работы и решение каких-то вопросов. На данный момент главной нашей деятельностью является тема детских домов (мы организуем образовательные поездки и поддерживаем материально), тема экологии (ведём просветительскую работу на наших ресурсах, информационно поддерживаем различные зелёные проекты, организуем поездки в приюты и финансово их поддерживаем) и поддержка панк-хардкор-сообщества (мы занимаемся видео-, фотосъёмкой концертов, финансово и информационно поддерживаем участников сообщества, попавших в сложные жизненные ситуации. Нашими силами за 2015 год было проведено четыре благотворительных концерта в Москве и Санкт-Петербурге. На крупнейшем из них было собрано 130 тысяч рублей. А всего за прошлый год было собрано 220 тысяч на материальную помощь детским учреждения, узникам совести, людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Дом культуры имени Розы Люксембург — это уникальный культурный центр в Санкт-Петербурге, в стенах которого расположены различные кружки и кооперативы, проводятся семинары, выставки и мероприятия.
Артур, куратор «ДК Розы»: Наш проект — это инициатива, направленная на создание и исследование процессов, в которых современное критическое и левое искусство формирует свою новую вовлечённую аудиторию. Особенно важно понять, что происходит с новыми формами публичности искусства именно сейчас, когда они всё больше криминализируются и испытывают давление как со стороны консервативной власти и публики, так и в процессе инструментализации со стороны капитала.
Сама форма нашего проекта опирается на историю Домов культуры в социалистических странах, текущий опыт антикапиталистического развития социальных центров в Европе и Латинской Америке и тенденции прогрессивных арт-институций, ориентированных на развитие альтернативных аудиторий современного искусства. Важно отметить, что в современной российской реальности модель Дома культуры может существовать только как создание контрпубличной сферы: подобные проекты могут существовать только как пространства исхода и перегруппировки, как пространства для образовательной и агитационной деятельности, ориентированной на дальнейший выход на широкую публику. Именно такое пространство должно способствовать распространению альтернативных форм знания, которые развивают эти группы, и провоцировать их взаимодействие друг с другом. Важнейшим результатом этих процессов должно стать выстраивание новых композиций солидарности и вовлечение в общее дело.
В настоящий момент в пространстве «ДК Розы» проходят семинары нового профсоюза IT-работников и профсоюза «Учитель», работает Школа вовлечённого искусства «Что делать?», кооператив «Швемы» и ряд других образовательных гражданских левых инициатив. «ДК Розы» открыт и готов предоставлять площадку всем тем, кто разделяет наши идеи и кому интересно и важно быть вместе в сложный исторический момент времени. Координация деятельности «ДК Розы» осуществляется координационным советом всех постоянных участников. Все художественные проекты в пространстве «ДК Розы» курируются коллективом «Что делать?».
Настя, активистская DIY-библиотека: Библиотекой занимаются все, кто так или иначе причастен к нашему ДК, кто приносит книги, кто их берёт, кто расставляет по полкам, кто не ставит их на место. Нашей библиотеке часто приписывают ярлыки — «феминистская», «анархистская», «специализированная на искусстве», для меня же это просто библиотека, такая, какой она должна быть. И, к сожалению, из-за этих ярлыков иногда возникают трудности в плане предрассудков, соответственно, посещения и взаимодействия с библиотекой самих обладателей этих предрассудков. Когда я начала принимать участие в деятельности «ДК Розы», он уже существовал какое-то время. Помню тот день, когда он открылся — неужели появилось место, где есть всё для того, чтобы мы могли заниматься самообразованием, развитием в тех или иных направлениях, где поддержат хорошую инициативу. Сначала библиотекой занимались мои товарищи, которые с радостью доверили мне должность библиотекаря. Со временем мы начали проводить здесь фримаркеты, лекции, кинопоказы (как ночные, так и вечерние) на разную тематику.
Инициативы, существующие вместе с библиотекой в ДК, тоже проводят очень много мероприятий, вроде воркшопов по ресайклингу одежды, занятия йогой. Если все относятся ответственно к вопросу организации, то проблем вообще и быть не может. Другой момент, что всем нам (почти всем) приходится тратить своё время на такие вещи, как работа, учитывая то, что мы живём в таком социуме, где без средств к существованию очень трудно прожить. Поэтому мне, к примеру, не хватает свободного времени для библиотеки, чтобы вложить в неё ещё больше.
«Ритмы сопротивления»
самба-группа
Питерская ячейка Rhythms of Resistance международной антикапиталистической, антисексистской и антирасистской сети самба-групп поддерживает всех, кто сталкивается с эксплуатацией, дискриминацией и угнетением или борется с ними, не отказываясь при этом от своих принципов.
Дима: С сетью «Ритмов сопротивления» я знаком ещё с 2007 года с антиграничного лагеря. С того времени припоминаю несколько попыток разных активистов сделать группу в нашем городе. Но они все проваливались до осени 2013 года. Весной 2013 года мы с девушкой побывали в Испании, где увидели выступление уличных барабанщиков. Сразу стало понятно, чего не хватает в Санкт-Петербурге. После возвращения решили собрать коллектив, который бы играл на демонстрациях. Ближайшая из них была антимеховая. Во встрече кинули клич, отозвались несколько человек. Репетировали на улице, в парке. Один раз даже у нас дома. Играли на чём попало (кастрюли, тарелки,
18-литровые бутылки), в группе была и пара человек с опытом игры на барабанах. 20 октября 2013 года состоялось наше первое публичное выступление. Уже зимой к нам присоединились ещё активисты, мы обзавелись кое-какими инструментами. Начались регулярные репетиции. Стали чаще поддерживать социально значимые акции. Например, участвовали в первомайской демонстрации «Зелёного блока» в 2014 году. Группа росла и развивалась, и года через полтора мы даже разделились на две части. Один коллектив остался лампово-панковский, второй позиционирует себя как квир-коллектив.
При этом мы не конфликтуем между собой, играем вместе на одних и тех же акциях, на улицах. Деньги, которые нам кидают прохожие, отправляем на социальные проекты или в поддержку нуждающимся. Последний раз отправили на лечении Диме Волжскому.
Дима: Мы придерживаемся принципов мировой сети «Ритмов сопротивления»: «Мы — транснациональная, антииерархическая антикапиталистическая, феминистская и антирасистская сеть, борющаяся за социальную и экологическую справедливость. Мы используем как тактику легкомыслие, вдохновлённое идеей карнавала, чтобы противостоять и критиковать любую систему доминирования. Мы поддерживаем всех, кто борется с эксплуатацией, дискриминацией и притеснением, если это не противоречит нашим принципам. Мы отвергаем любые ложные противопоставления между насильственными и творческими формами сопротивления. Наша сеть открыта для всех, кто разделяет наши принципы».
Аня: Распределение обязанностей идёт только по желанию участников, но, разумеется, всегда учитывается и опыт, и наличие тех или иных навыков. Никто никого не вынуждает брать на себя что-то определённое, здесь мы руководствуемся здравым смыслом и собственными возможностями. Преимуществ такой организации много. Важно то, что каждый участник занимается именно тем, чем хочет, будь то игра на определённом инструменте или выполнение каких-либо задач. Помимо этого, можно сказать, что коллектив — это своеобразная афинити-группа, то есть это и дружественная атмосфера, и возможность вынести на обсуждение любую волнующую новость или проблему, и взаимопомощь. Среди главных недостатков — порой низкий уровень личной ответственности и отсутствие инициативы.
Изображения: соцсети инициатив
Комментарии
Подписаться