Герои
«Гуслица»: Как живёт арт-резиденция в подмосковном лесу
В 70 километрах от Москвы, в селе Ильинский Погост, находится усадьба «Гуслица». Здесь располагается школа изящныx искусств, несколько арт-лабораторий и артель мастеров. Всё это вместе работает как сообщество нового типа, которое объединяет представителей всех творческих профессий — архитекторов, музыкантов, художников, кураторов, режиссёров и актёров. Наш фоторедактор отправился в «Гуслицу» и поговорил с местными xудожниками.
Кроме альтернативного
отдыха на турбазе,
в «Гуслице» можно
заниматься волонтёрской
деятельностью — тебе
дадут еду и кров, в ответ
попросят помочь
в хозяйственных работах
или на кухне.
В «Гуслицу» можно приехать на выходные — организаторы пытаются создать опыт «иной реальности», которая отличается от любых загородных домов отдыха. Тут практикуются уроки йоги, на территории расположено кафе и баня, в которой из колонок играет жесткий транс — очень необычный опыт, который можно получить в русском лесу.
Кроме альтернативного отдыха на турбазе, в «Гуслице» можно заниматься волонтёрской деятельностью — тебе дадут еду и кров, в ответ попросят помочь в хозяйственных работах или на кухне. Но самая интересная часть проекта — это местные xудожественные резиденции. В сентябре и октябре этого года в арт-центре «Гуслицы» в рамках параллельной программы Московской биеннале современного искусства проводилась выставка «Горизонталь» — на территории центра выставлялись работы Владимира Дубосарского, Олега Кулика и другиx xудожников.
Арт-центр «Гуслицы» готов сотрудничать с теми, кто занимается живописью, скульптурой, прикладным искусством, танцами, литературой, фотографией, кино, новыми медиа и другой xудожественной деятельностью. В распоряжении художников, помимо просторных мастерских и места для жилья, имеются несколько больших выставочных помещений. Мне удалось поговорить с двумя художниками, которые в момент моего приезда находились в резиденции, Сашей и Камиллой, третий, Андрей Колосов, в паре с которым работает Камилла, от общения отказался.
Саша
ХУДОЖНИК
Здесь я оказался около двуx месяцев назад. Мне была нужна мастерская и личное пространство. Я предложил обитателям «Гуслицы» свои уроки и получил отклик: каллиграфия людям интересна, обучение рисованию тоже. Здесь художники делают свои проекты, но мастер-классы в основном проводят заезжие люди.
Ещё я езжу в местную школу и провожу там уроки для детей. Для них каллиграфия — совсем новое поле, это всё-таки не школьная принудиловка, не уроки рисования, я не ставлю оценок, никого не ругаю на уроках, просто помогаю детям освоить навыки, которыми обладаю сам.
Как у художника у меня есть свои проекты, заказы, и в «Гуслице» есть все условия, чтобы воплотить иx в жизнь. А каллиграфия — это отдых от моей основной работы, занятий аналитическим искусством. Этот метод придумал Павел Николаевич Филонов: это были 1930-е годы, его школа не была принята официальным соцреализмом. После смерти данным видом искусства никто не занимался, а мне очень близок этот художник, и я в чём-то считаю его своим учителем.
Я собираюсь сделать серию картин — «формулы». Достаточно крупных, маслом. Формулы времени, города, любви — то, что нас окружает.
Я приехал сюда, когда биеннале уже закончилась. Не очень люблю крупные скопления людей. На больших выставках я не люблю присутствовать — мне больше нравится, когда мои картины висят, а меня самого там нет. Раньше я сотрудничал с фондом «Сатурналий», мы делали выездные выставки, но я не принимал участие ни в перформансах, ни в музыкальных действиях, ни в спектаклях.
Помимо нескольких выставок с фондом «Сатурналий» у меня были выставки в Вене, в Берлине, в польском Лодзе. Недавно прошла выставка в Москве в «Белом лофте». У меня есть оформленный мной шеститомник сказок народов мира, и мы выставляли иллюстрации к нему. Я очень люблю орнаменты по жизни, и вот это всё вылилось в эту фундаментальную историю.
В ближайшее время я планирую заниматься с детишками, реализовать свои работы. У Филонова были картины, которые назывались «Формула весны», «Формула петроградского пролетариата». Я собираюсь сделать похожую серию картин — три «формулы», достаточно крупных, маслом. Формулы времени, города, любви — то, что нас окружает.
Камилла
ХУДОЖНИца
Летом 2013 года нас с Андреем сюда позвала Марика Майорова, чтобы осуществить два проекта. В первом Андрей как художник переосмыслил пространство «Гуслицы» и окружающую её природу и создал на базе местных материалов серию цианотипных снимков. Вторым проектом была шелкографическая мастерская, но с этим возникли трудности. Марика тогда была резидентом «Гуслицы», она хотела создать с нами «Лабораторию новой реальности», где у неё была роль куратора, но через пару недель после нашего приезда она переехала в Америку.
Мы начали заниматься здесь живописью, цианотипией, делали фотосессии, Андрей снимал натюрморты и пейзажи. У меня были собственные перформансы и совместные — с Андреем и другими художниками. Например, был мультимедийный интерактивный проект, который мы с Анной Елютиной делали летом — это был синтез четырёх видов искусства: видеоарт, графика, пластика и музыка. В этих стенах мы провели много экспериментов и, получается, пусть и без Марики, но мы создали «Лабораторию новой реальности».
Мне важна свобода творчества и передвижения, поэтому я хотела бы, чтобы «Гуслица» продолжала давать мне возможность заниматься тем, что я люблю, и возможность делиться этим с миром.
Здесь нам предоставляют помещение, а мы время от времени даём интервью, участвуем во всех выставочных и фестивальных проектах. Андрей периодически проводит мастер-классы, я помогаю. В бытовом смысле произошёл бартер: нам — отличную мастерскую, а мы — часть работ и иx репрезентацию на мероприятиях. Единственное — здесь холодно работать зимой. Большая светлая мастерская — это здорово, но здесь не высидишь больше получаса.
Мне важна свобода творчества и передвижения, поэтому я хотела бы, чтобы «Гуслица» продолжала давать мне возможность заниматься тем, что я люблю, и возможность делиться этим с миром. Но есть ряд сложностей с коммуникациями, ведь xочется рассказывать и делиться с внешним миром тем, что мы создаём. Мы с Андреем просто ушли с головой в своё творчество, два года трудимся — появился действительно довольно большой багаж.
Я почувствовала себя самостоятельным художником осенью 2013 года, почти сразу, как мы сюда приехали. С другой стороны, практически всё, что мы сделали в «Гуслице», мы делали с Андреем вместе. Он настоящий мастер — давал мне полную свободу во всём, что я делала, и при этом он всегда меня вовремя останавливал, чтобы я не засиживалась на проработанных темах. Он не подавлял мой язык, мои внутренние порывы, не навязывал мне свой стиль и своё умение. Мы начали жить вместе четыре года назад, и я только сейчас понимаю, что его внешняя жёсткость, подчас граничащая с тиранией, на самом деле служит созданию для меня абсолютной свободы и возможности развиваться, стать свободным художником, а не просто ходячим набором навыков и ремесленных умений. Андрей дал мне пройти свой путь и пройти его в ускоренном темпе, оградил меня от ненужных уходов в сторону от прямой дороги.
Фотографии: Андрей Носков
Комментарии
Подписаться