Сегодня в российский прокат выходит фильм «Как изменить мир», посвящённый первой акции движения, которое позднее получит имя Гринпис. Плаванию, которое стало причиной отмены американской программы ядерных испытаний на Алеутских островах и заложившему основы нового экоактивизма, активного и бесстрашного. Но, как у любой медали, в этой истории есть и оборотная сторона. Этот рейд стал ещё и битвой взглядов, мнений и, куда уж без этого, эго каждого из его участников. Позднее, годы спустя, все эти разногласия выльются в подковёрные игры и открытые конфликты сооснователей главного экодвижения планеты. Единственный, кто будет свободным от участия в интригах, — Роберт Хантер, икона экоактивистов всего мира, до самого конца остававшийся верным себе и своим идеям. 

«Как изменить мир» основан на воспоминаниях Хантера, его дневниках и заметках, которые он делал во время того судьбоносного плавания. И если сегодня его имя вам ни о чём не говорит, то самое время это исправить. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало 

Начало 1970-х годов, Канада, провинция Британская Колумбия, Ванкувер. Воздух над городом буквально вибрирует от голосов, выкрикивающих самые разные лозунги. Те, кого обыватели окрестили кратким словом «хиппи», на деле представляют самые разные движения: радикализированные студенты, великовозрастные троцкисты, потребители и производители наркотиков, вегетарианцы, нудисты, буддисты и целая россыпь разрозненных групп экоактивистов. В этой наэлектризованной среде молодой журналист Бобби Хантер чувствовал себя как рыба в воде. Его тексты для газет The Vancouver Sun и Winnipeg Tribune были наполнены восхищением теми, кто идт против системы и сложившегося устройства мира, и идеями о защите окружающей среды. 

Ему, как никому другому, было предельно ясно, что проблема массовой вырубки лесов и появления на их месте новых свалок и заводов меркнет по сравнению с новой угрозой. В разгар холодной войны главным развлечением обеих сторон противостояния были испытания больших бомб, и США проводили свои испытания неподалёку от острова Амчитка, штат Аляска. Подобные игры военных сами по себе не несут ничего хорошего для окружающей среды, но проведённые в тектонически неустойчивом районе могут и вовсе обернуться катастрофой. Тем более что в 1964 году Аляску тряхнуло так, что это землетрясение до сих пор остаётся вторым по силе за всю историю наблюдений. Землетрясение спровоцировало несколько огромных цунами, прокатившихся от Калифорнии до Японии и оставивших после себя колоссальные разрушения. 

Хантер прекрасно понимал, какими последствиями могут обернуться эти испытания, и сидеть сложа руки не мог. Благодаря своим связям в среде хиппи он быстро нашёл людей, которые, так же как и он, были против испытаний. Собиравшаяся в подвале одной из церквей группа активистов вскоре получила имя «Комитет „Не делай волны“» (Don’t Make a Wave Committee), и помимо Хантера в его состав вошли те, кому предстояло в будущем возглавлять и направлять движение Greenpeace: Билл Дарнелл, Джим Боулен, Пол Коут и Ирвинг Стоув. 

 

Медиабомба 

Если небольшая группа людей, взорвав достаточно сильную бомбу, может уничтожить планету, так почему же другая группа не может повлиять на мир, взорвав свою, медийную бомбу? Подчас перо оказывается сильнее меча, и кому, как не журналисту Хантеру, было важно знать об этом. Как последователь идей Маршалла Маклюэна, Бобби Хантер считал, что горстка людей может перевернуть мир и повлиять на ход событий. Именно он предложил концепцию media mindbomb — медийных бомб. 

Суть главного оружия «Комитета» состояла в том, чтобы правильно осветить происходящие события в прессе, подать их публике так, чтобы она, наконец, увидела весь ужас происходящего. Вторая задача медиабомбы — создание положительного образа борцов за экологию, которые бесстрашно, не щадя жизни и здоровья, бросаются в эпицентр событий. Нужный эффект достигался за счёт колонок, которые участники «Комитета» писали в разные издания: публикации выходили очень субъективными, но эмоциональными, вовлекая читателя в переживания и мысли участников событий. Сам Хантер позже смеялся, что этим субъективизмом он «предал профессию журналиста». 

Остановить испытания на Алеутских островах было решено следующим образом: зафрахтовать корабль, войти на нём в район испытаний и оставаться там до самого конца. В этом случае у американских военных будет только две альтернативы: взорвать бомбу и убить членов «Комитета» либо прекратить испытания в этом районе. Такой метод борьбы с ядерными испытаниями не был изобретением «Комитета» — подобными заплывами в центр испытательного полигона ранее промышлял Альберт Бигелоу, бывший офицер ВМФ США и противник ядерного оружия. Зато у Бигелоу не было медиабомбы. 

Разумеется, денег на фрахт корабля ни у кого из участников «Комитета» не было. Зато поговорка «не имей сто рублей, а имей сто друзей» продемонстрировала себя во всей красе: деньги было решено собрать в рамках благотворительного концерта, а друзей у участников комитета оказалось куда больше сотни — мероприятие посетили 16 тысяч человек.  

 

Остановить испытания на Алеутских островах было решено следующим образом: зафрахтовать корабль, войти на нём в район испытаний и оставаться там до самого конца.

 

11 сентября 1971 года на борт ржавой посудины Phyllis Cormack поднялась команда из одиннадцати усатых, бородатых и волосатых людей в странной одежде, явно находившихся под воздействием чего-то посильнее старого доброго виски. Под неодобрительные взгляды и презрительные усмешки местных моряков судно всё-таки вышло из порта. «Комитет „Не делай волны“» отправлялся на войну.  

Как любое начинание, плавание оказалось далёким от идеала. Широкое освещение в прессе путешествия в эпицентр готовящегося ядерного взрыва сыграло против самих активистов. На полпути к месту событий дорогу судну перегородил американский военный корабль, капитан которого в ультимативной форме потребовал от «чёртовых хиппи» разворачиваться и убираться восвояси. Членам «Комитета» не оставалось ничего, кроме как последовать требованию военного. Однако это поражение в конечном счёте обернулось для них победой. 

Подземный ядерный взрыв на Алеутских островах всё-таки состоялся, нанеся непоправимый ущерб окружающей среде: береговая линия острова Амчитка была разрушена, тысячи морских животных погибли. Когда информация об этом попала в прессу, казавшаяся простой шуткой акция «Комитета» вдруг заиграла совершенно иными красками, превратившись в самоубийственную попытку воспрепятствовать самому мощному оружию в мире. 

Радикальный настрой команды «Гринписа», буквально проснувшихся знаменитыми, передавался другим неравнодушным. Количество недовольных испытаниями на Алеутских островах росло как на дрожжах, а пресса буквально бомбардировало американское правительство все новыми и новыми медиабомбами. Столь массированная атака привела к тому, что уже к концу 1971-го программа ядерных испытаний на Алеутских островах была свёрнута. Отвага и храбрость горстки людей, подкреплённая правильным освещением в прессе, разумеется, оказалась сильнее всей военной мощи целой ядерной державы.  

 

 

Воин радуги 

Этот рейд стал знаковым ещё по нескольким причинам: во время плавания корабль Phyllis Cormack получил новое имя, которое вскоре станет известным всем и каждому на планете — Greenpeace. Тогда же с Бобом Хантером произошло кое-что, серьёзно повлиявшее на его жизнь.  

Отправляясь в плавание, Хантер прихватил с собой небольшую книжицу, подаренную ему странствующим канадским индейцем. Как утверждал странник, этот сборник индейских мифов и легенд может по-настоящему изменить жизнь, но Хантер со свойственным ему в то время журналистским цинизмом лишь ухмыльнулся в ответ. Книга так и пролежала бы на дне коробки с вещами Бобби, если бы в одну из ненастных ночей он, в поисках чтива на вечер, не наткнулся на неё. Как писал Хантер в своей книге «Воины радуги», книгу буквально сама прыгнула к нему в руки. Бобби начал читать и закрыл книгу уже совершенно другим человеком. 

История, которая переменила взгляды Хантера на жизнь, была рассказана старухой Огненные Глаза из племени кри своему внуку. Предки индейцев предвидели, что наступит время, когда материализм белого человека лишит землю природных богатств и поставит всё живое на грань вымирания. Но прежде чем это произойдёт, Великий Дух вернётся и воскресит души храбрецов ушедших времён, чтобы они научили белого человека уважению и почтению к Земле. Таких храбрецов называют воины радуги. 

Последующее десятилетие выдалось для Хантера жарким. «Комитет» органично превратился в Гринпис и начал с космической скоростью обрастать новыми активистами — ещё одно последствие грамотного применения медиабомб. Сам Хантер, став первым главой движения, серьёзно расширил сферу его деятельности. Если задумывалось всё как противостояние атому — не важно, мирному или военному, — то теперь активисты Гринписа начали заниматься и менее глобальными, но не менее важными проблемами. 

 

Бобби Хантер действительно верил, что, погибнув, он будет воскрешён Великим Духом, чтобы продолжать борьбу с врагами Земли.

 

И здесь Хантер всегда был в авангарде. Идя впереди охотничьих групп и постоянно рискуя получить пулю, в паковых льдах Ньюфаундленда он красил краской бельков тюленей, чтобы сделать их непривлекательными для охотников — испорченную таким образом шкуру не продашь. В Тихом океане он, на крохотной надувной лодке, вклинивался между гарпунами китобоев и китами. Акции росли и множились, заставляя правительства стран, в сферу интересов которых вторгался Гринпис, неадекватно реагировать на действия Хантера и его последователей. Так, например, Канада запретила производить с детёнышами тюленей любые действия, кроме убийства. Курьёзно и в очередной раз играет на руку экологам. 

Всеми своими действиями Хантер в полевых условиях изобретал совершенно новый образ экоактивиста: бесстрашного и готового пожертвовать своей жизнью ради благой цели. Не очень заморачиваясь на теоретической работе, он сломя голову бросался туда, где, по его мнению, обнаруживалась угроза окружающей среде, и уже там действовал по обстоятельствам. Каждый раз, отправляясь в очередной рейд, Бобби рисковал своей жизнью, но судьба явно благоволила ему. 

Казалось, Бобби Хантер действительно верил, что, погибнув, он будет воскрешён Великим Духом, чтобы продолжать борьбу с врагами Земли. Бывший исполнительный директор Гринпис Гейрд Лейпольд как-то назвал Хантера «шаманом и мистиком», и этой действительно было так. Всё его поведение, вся его жизнь была сродни индейским историям о вороне-трикстере, который умом и хитростью легко и просто побеждает  превосходящих его по силе врагов. Так же и Хантер с помощью грамотно продуманных акций раз за разом побеждал неповоротливые махины, ворочающие миллиардными состояниями и вооружённые самым передовым оружием. Бобби Хантер привносил в серьёзную, порой даже истерично серьёзную работу по защите окружающей среды своеобразный юмор, демонстрируя, что бороться с ветряными мельницами не только полезно, но ещё и весело.    

 

Пост-Гринпис

Весёлое и бурное десятилетие Гринписа подходило к концу. Организация, набрав внушительный вес, забронзовела и превратилась в серьзное учреждение с колоссальными доходами. Отцы-основатели вдруг променяли надувные лодки на удобные кресла в просторных кабинетах, а резину гидрокостюмов на дорогую ткань. Все, но не Боб Хантер.  

Осознав, что совещания и переговоры — не замена прямым акциям, он подал в отставку, начал писать книги и вести телепередачу на канадском ТВ. Казалось, воин радуги выдохся, ушёл на заслуженный отдых, и ни у кого в свете его прошлых великих свершений не повернулся бы язык упрекнуть его в этом. Но, как оказалось, чемпион Великого Духа просто взял небольшой перерыв. 

В 1992 году корабли экспедиции в честь юбилея открытия Америки были остановлены целой флотилией индейских каноэ. Длинноволосый бородатый человек, руководивший этим странным флотом, потребовал от капитанов судов извинений за все те беды, которые белый человек принёс коренному населению Америки. Шумиха в прессе, поднявшаяся после этой акции, привлекла внимание к проблемам коренного населения Канады и США, а также заставила вновь обратить внимание на того, кто всё это затеял. Разумеется, этим человеком был Роберт Хантер. 

Оставив Гринпис, он вовсе не оставил идеи о другом, лучшем мире. В качестве консультанта и иногда спикера он продолжал сотрудничать с организацией, поддерживая хорошие отношения со всеми отцами-основателями, даже с теми, кто давно по разным причинам перестал разговаривать друг с другом. Он был мятежным духом организации, вдохновляя молодых и напоминая ветеранам о том, откуда они пришли и ради чего всё затевалось.  

 

Находясь всегда на острие, постоянно подвергая свою жизнь опасности, Роберт Хантер умер очень тихо, даже незаметно. Ни суровые морские штормы, ни гарпуны китобоев и ружья охотников за бельками не смогли забрать жизнь этого человека.  

 

Влияние Хантера распространялось не только на «Гринпис». На него равнялись участники и других экозащитных организаций, предпочитающих не просто выкрикивать лозунги, но быть в самой гуще событий. Так, Боб до конца своих дней оставался советником и другом Пола Уотсона, исключённого в 1977 году члена Гринписа, основателя «Общества охраны морской фауны» (Sea Shepherd Conservation Society) — одного из самых радикальных и успешных экодвижений современности.  

Он даже основал собственную религию, эдакую насмешку над христианством, которую назвал «Церковь всей Земли», где главным постулатом была защита и охрана окружающей среды. «Мы считаем, что Земля — и есть Бог. И любая форма жизни, идущая против законов взаимосвязанности и взаимозависимости всего сущего, теряет состояние благодати, именуемое экологической гармонией», — говорится в манифесте Церкви. Конечно, и здесь не обошлось без анархической жилки Бобби Хантера: иерархии в Церкви нет, а каждый из её членов автоматически становится министром и хранителем Земли, неся ответственность за сохранение природы. 

Находясь всегда на острие, постоянно подвергая свою жизнь опасности, Роберт Хантер умер очень тихо, даже незаметно. Ни суровые морские штормы, ни гарпуны китобоев и ружья охотников за бельками не смогли забрать жизнь этого человека. Его погубил рак. С момента смерти Роберта Хатера минуло вот уже десять лет, но, как и верил основатель Гринписа, смерть для него оказалась не страшна. Великий Дух действительно воскресил его — в сердцах всех тех отважных людей, кто готов рисковать собой ради спасения Земли, тех, кто всегда будет против несправедливого обращения с природой и неразумного использования её ресурсов. Роберт Хантер умер, да здравствует Роберт Хантер.

Изображения: «Википедия» 1, 2, 3Thewhizzer.blogspot.ru