Герои
Не бойся: Катрин Ненашева о перформансах, своей выставке и женщинах в российских тюрьмах
На этой неделе открывается выставка Катрин Ненашевой, служащая своего рода подведением итогов перформанса «Не бойся», в рамках которого художница носила тюремную робу, чтобы привлечь внимание к проблемам женщин в российских тюрьмах. Мы уже говорили с Ненашевой в качестве героини материала о молодых перформансистах, а сегодня публикуем снимки её выставки с комментариями автора.
Мы очень мало говорим об адаптации и о тех людях, которые пережили какое-то заключение. Между такими людьми и обществом нет даже условного диалога, что лично мне кажется огромнейшей проблемой. Мы боимся бывших заключённых, людей, лежавших в психиатрических клиниках, сирот — а они боятся нас.
«Не бойся» — месячная акция. Её цель — обратить внимание на проблемы женской посттюремной адаптации и почувствовать на себе то, что чувствуют бывшие заключённые, заново входя в социум. Это мои 30 «критических дней» — 30 суток нервов, страха и перекраивания себя посредством кроя зэковской формы. 30 дней в тюремной робе на деле показали и доказали, насколько общество не толерантно к каким бы то ни было узким маргинальным группам: меня не брали на работу, со мной не хотели общаться люди на улицах, обслуживающий персонал магазинов и ресторанов относился ко мне с открытой агрессией, куда-то даже не пускали.
Кроме того, это эксперимент над телом и над осознанием своего тела в нынешнем социокультурном пространстве. В форме заключённой я пыталась установить новые коммуникации, наблюдала за реакцией знакомого мне круга людей, ходила в больницы, библиотеки, салоны красоты и даже ездила в колонию. Моя попытка как-то транслировать тему заключения закончилась задержанием, судом и арестом. После перформанса на Красной площади (где меня побрили наголо и я сняла тюремную робу), оказавшись в метафизической для меня зоне свободы в повседневной одежде, я тут же попала в автозак.
После выхода из спецприемника мы провели лекцию на тему «Адаптации маргинальных групп» (даже в минкультовском проекте!), потом выставку в Краснодарском институте современного искусства. В этот раз вместе с выставкой в Петербурге будет лекция на тему тюремного материнства. Мне кажется, на эти темы важно и нужно говорить, поэтому выставки служат в том числе и платформой для этого высказывания. В целом попытка вписать проект в выставочное пространство — это ещё один вариант диалога, возможность переосмыслить полученный опыт и, конечно, продолжение исследования.
В контексте акции сам момент фиксации — это некое сакральное действо. Идея акции и родилась после того, как при моём посещении колонии одна из заключённых попросила её сфотографировать — у них ведь нет фотографий даже для того, чтобы отправить родственникам! Для неё как для женщины сам момент нашей двухминутной съёмки был чем-то фантастическим: она очень долго прихорашивалась, нервничала — первая съёмка за семь лет! Потом я обратилась в руководство колонии с предложением сделать фотосессию для женщин — простую, портретную, чтобы у каждой было по одной карточке. Мне отказали. Это натолкнуло меня на размышления о природе и характере процесса фиксации в современном мире — мы ежедневно делаем селфи, снимаем свои обеды, свой новый маникюр, а здесь десятилетия без лица.
В документацию акции входит практически весь месяц — каждый день делались десятки фотографий. Документатором этой акции выступил фотограф Виктор Новиков, который часто ходил со мной по улицам, московским достопримечательностям. Плюс я делала очень много селфи, фотографировалась со знакомыми и незнакомыми людьми. Важно и то, что одной из моих задач вначале акции было отправить фото в колонию — поддержать женщин, начать с ними переписку. Но после перформанса на Болотной площади с Надей Толоконниковой в колонии их принимать отказались.
Участники проекта: фотограф Виктор Новиков, который был со мной всё это время и помогал идеями и съёмками; Надежда Толоконникова участвовала в перформансе на Болотной площади (Russia Today — шитьё флага в День России), Анна Боклер — на Красной. Выставку мы делам с Витей, сейчас присоединилась и Аня.
Сейчас на улицы выходят десятки людей, пытаются сделать что-то вроде пикета или митинга и называют это всё перформансами, иногда даже не потрудившись узнать правильное написание слова. На мой взгляд, перформанс в России сейчас переживает критический момент, ведь после того, как запретили массовые митинги и акции, то есть когда стало «больше одного — статья», людям больше ничего осталось, теперь всё — это один большой перформанс. Мы вынуждены быть одинокими.
Путинская Россия взращивает такой абсолютно ни на что не похожий национальный вид перформанса, ведь в нашем публичном пространстве больше нет места и возможности для высказывания. Как нам сказали на суде после перформанса на Красной площади: «Даже если бы вы пришли на Красную площадь и бесплатно раздавали людям мороженое, то тоже бы сидели здесь, ведь это — уже акция».
Выставка «Не бойся» открывается 25 сентября в ДК «Розы» (Санкт-Петербург).
Фотографии: Виктор Новиков
Комментарии
Подписаться