Вчера британская газета The Guardian провела онлайн-конференцию с российским акционистом Петром Павленским. Любой желающий мог задать художнику вопрос через специальную форму. Мы выбрали самые интересные ответы и рассуждения художника — о боли, мученичестве и роли денег в искусстве.

  

О консервативных предрассудках и статусе искусства в России

Павленский считает, что в России очень плачевная ситуация с культурной повесткой, а общество, погрязшее в консервативных и религиозных предрассудках, пока не готово к экспериментам с человеческой природой в искусстве. 

«Что можно говорить о ситуации с искусством, если изучение истории искусства заканчивается на импрессионистах, а Малевич до сих пор (среди подавляющего большинства) не признается художником, а именуется недоразумением или шарлатаном? Что можно сказать о ситуации в России, если министр культуры Мединский после акции „Фиксация“ раздаёт комментарии в СМИ, в которых он советует всем людям, интересующимся подобным искусством, обращаться в музей психиатрии?»

  

О реакции СМИ на свои акции

«После последней акции „Отделение“ власти даже не стали возбуждать административное дело. Власть становится более дрессированной. Некоторые СМИ меня поддерживают, однако другие подсказывают органам следствия, в чём меня лучше обвинить. Например, идею с моим сумасшествием подсказали следствию именно прокрёмлевские СМИ. Помимо этого я уверен, что тот факт, что меня не арестовывают уже по второму уголовному делу, — это очень большая заслуга группы Pussy Riot. Власть хотела всех запугать, но в результате над ней смеялся весь мир».

 

О политическом режиме 

Павленский говорит о важности и необходимости культурной революции как триггере коренных изменений в других сферах, в том числе в политике. 

«Страна опять превращается в большую зону, государство тюремного режима. В советское время страной управляло КГБ, а сейчас ФСБ. Ничего не изменилось. Я не знаю, что должно произойти, чтобы этот круг окончательно разорвался. Однако я предполагаю, что очень важно, чтобы наряду с политической революцией произошла революция в культуре. Без неё все политические перевороты оказываются практически бессмысленными, так как люди раз за разом возвращаются к тем же привычкам и обычаям, с которыми до этого боролись».

 

О роли денег в своём искусстве

«Если там окажутся замешаны деньги, то это полностью купирует высказывание. Ведь тогда получится, что в основании замысла стояло банальное желание заработать. А способы для заработка, я думаю, в мире есть и попроще. Я не продаю никаких видов документаций. Всё это находится в свободном доступе в интернете, каждый может распоряжаться с ними по своему усмотрению, как хочет».

 

О способах воздействия власти на человека

«У власти есть несколько способов ликвидировать то, что ей мешает. Первое — это попросту напугать человека, второе — это посадить в тюрьму (но это вызывает много лишнего шума, поэтому власть старается действовать аккуратно), третье — заставить человека эмигрировать. Всё это способы нейтрализации. Сегодня я совершенно не заинтересован в том, чтобы собственноручно устранить себя как проблему для режима и власти».

 

О мученичестве

«Внешне может казаться, что я предельно объективирован и мучаюсь, однако в действительности я создаю сложную и иногда тупиковую ситуацию для власти. Они очень хотят это ликвидировать, но они просто не знают, что им с этим сделать. Поэтому они вовлекаются в процесс, подчиняются событию и становятся основными действующими лицами. То есть я становлюсь субъектом этого события, а власть, наоборот, объективируется. Я делаю критику власти её же собственными руками».

 

О боли

«От колючей проволоки было больнее».

Источник: интервью The Guardian