В конце января участники арт-группы «Синий всадник» были приговорены к аресту на десять суток за то, что облили Мавзолей Ленина водой. Мы решили выяснить, зачем художникам понадобилась освящать могилу красного вождя, чем ещё занимается «Синий всадник» и что они думают о современной России.

 

 

FF. Зачем вы вообще облили Ленина водой? 

Олег Басов: Нам многие задают этот крамольный вопрос: зачем? Чаще всего в этом вопросе звучит какая-то утилитарная гордость. Дескать, акционизм не приносит никакой выгоды или пользы, только одно безумие брезжит на катаракте. Обыкновенно мы не тушуемся перед мещанской реакцией на наши произведения. Мы спокойно спрашиваем на выпаде: а зачем, по-вашему, взрослые трезвые мужики всей оравой лезут на Джомолунгму? Они ведь рискуют собственными костями. Что они для себя там ищут? Или зачем Ван Гог рисовал ирисы? Можете объяснить? Была такая граффити-группировка в России, которая живописала на городских стенах «Зачем?». Сегодня вопрос этот столь напрасен, что лучше чиркать на улицах «Потому что».

Чрезвычайно тягостно объяснять простым добросовестным работягам, откуда берётся отчаянная склонность к акту. Выражение — это ведь практически что любовь к погибели. Страсть к выражению совершенно необъяснима с бытовой точки зрения на неё. Выражение во многом бесцельно, иррационально. Этим оно подкупает избранных. Выражение есть героическая стихия. Выражающие берут ответственность за преступную красоту природы. Другое дело — само искусство. Искусство может быть пропагандой, орудием политической бойни голов и рук. Кроме того, в иные исторические периоды искусство даже обязано быть практичным. Сила искусства — неимоверная. Во времена страшной резни между теми или иными силами самые эффективные средства обязательно берутся ими на вооружение.

Искусство также становится увесистым инструментом в борьбе за истину. Именно так поступают нравственные художники. Они не ударяются в эстетство и пасторали, когда вокруг полыхает огненная земля. Художник обязан отреагировать безотказно на вызовы клокочущей современности. Акционисты — такие люди. И они служат тем даром, который они имеют. История с Мавзолеем не исключение. С одной стороны, мы его освятили, верно следуя за нашим весёлым мифом (концептом). Миф заключался в том, что Мавзолей — это некий сатанинский инструмент по порабощению масс, а мы его поломали. С другой стороны, здесь таится кусок жирной политической пропаганды. Ведь Ленин — бесподобный языческий истукан. Не зря ведь советских лидеров хоронили под марш из «Гибели богов». И вместе с идолом, вторя ленинопаду в Киеве, мы изгоняли из зиккурата дитя советского прошлого — русское варварское сегодня.

FF. Что такое «Синий всадник»? О вас почти ничего не известно, а «знающие люди» тоже не очень понимают, для чего и про что вы.

Басов: «Люди сведущие», в особенности если речь заходит об арт-сообществе, не имеют никакого морального права высказываться по поводу той деятельности, которую мы ведём, поскольку их многолетний творческий опыт явил перед нами картину лукавой свирепой реакционности — по факту ментальный крах.

Евгений Авилов: «Синий всадник» — шутка, по праву рождения находящаяся в тени идолов. Мы избавлены от конформизма «знающих людей» и не собираемся играть в пас ради признания. Мир преступно красив, и кто-то должен иметь смелость взять на себя за это ответственность.

Ирина Думицкая: Суть в том, что мы не собираемся продолжать традиции Кандинского или Клее, скорее, мы стремимся интерпретировать их по-своему, в чём-то даже дополнить их, обильно разбавляя всё это дело христианским нонконформизмом и монгольским авангардизмом в своих приёмах. Исходя, например, из последней акции мы берём те средства, с которыми мало кто работает, а затем находим им применение в данном жанре. Прежде всего это касается церковных вещей и знаков. У нас было «Причастие». У нас было и «Освящение капища». Для триптиха нам не хватает «Жертвы». Но это придёт («Шут и мученик»).

  

 

   

 

Когда общество отрицает свободу выбора личности, рассматривая человека как клетку, оно также отрицает его сексуальность, потому что последняя может вылиться в бунт против этой системы

 

   

 

 

FF. Расскажите о других акциях.

Думицкая: У нас было множество выступлений в Петербурге. Широкую огласку получило умывание кровью на флаге Украины возле Большого дома. Также мытьё в гробнице. Там был важен концептуальный момент с десакрализацией древнего произведения искусства, в результате чего оно превратилось в предмет утилитарного назначения.

Обратное было у Дюшана, когда писсуар стал шедевром. В целом можно выделить три превалирующие тематики в нашем творчестве: тематику смерти («Склеп», «Немытая Россия» «Изгоняющие дьявола»), тематику юродствующего пацифизма («Умойтесь кровью», «Хлебните крови») и тематику подавленной сексуальности («Оскопление даром», «Хрен, оторванный от реальности»). Возьмём, например, хеппенинг «Оскопление даром», который свершился в канун Рождества при входе в Казанский собор в толкучке. Сюжет заключался в том, что я, обряженная в православную непорочную деву, с бензопилой в руках, предлагала православным мужчинам бесплатное оскопление во имя еретика Оригена. Басов же шёл рядом с перебинтованным лицом в капюшоне, изображая юродивого, тоже кричал, в руках у него виднелась изготовленная питерским художником фейковая иконка. Вскоре мы были задержаны, а затем доставлены в отделение полиции на Марата. Видео акции было изъято сотрудниками полиции. Целью акции было напомнить о таких могучих фигурах, как Ориген и Авраам, которые во имя веры могли пойти на действительные пожертвования, в отличие от сегодняшних верующих диванных рыцарей. Они хоть вроде и с яйцами, однако напрочь лишены всякой пассионарности.

Авилов: Каюсь, я проспал в обнимку с девушкой любимую акцию. Ребята обрядили статуи в радугу и вложили одной член в руку. Итог: лёгкое брожение среди ЛГБТ-активистов. Смешно, когда люди, обсуждающие *** на кухне, при виде *** на улице предпринимают попытки начать нравиться гомофобам. После переписки в комментариях акция получила название «Оторванный от реальности». Так как отрицание сексуальности подобно оскоплению.

Басов: Здесь примечательна тематика подавленной сексуальности в застенках тоталитарного государства. Это также звучит у Оруэлла. Когда общество отрицает свободу выбора личности, рассматривая человека как клетку, функцию, оно также отрицает его сексуальность, потому что последняя может вылиться в бунт против той системы, которая её подавляет. Происходит закабаление сексуальности человека, и неспроста. Ибо сексуальность ведёт к раскрепощению человеческого ума, ведёт к оформлению его законной индивидуальности. Об этом «Оторванный от реальности». Несмотря на свою камерность и локальность, эта акция во многом перекликается с творениями группы «Война» в музее и на мосту, где сексуальность восстаёт против тоталитарного общества и системы. Затем Павленский берёт и прибивает свои яйца к брусчатке, тем самым подчеркивая: всё, мы обрубаем свою сексуальность, напоминая о логике оскопления. И после всего этого случается «Оторванный», направленный в основном на геев, которые при материализации члена в руке начинают его неожиданно отрицать. Тем самым отрицая свою сексуальность, хотя раньше жаждали тотального раскрепощения.

FF. Каких взглядов придерживается «Синий всадник»?

Авилов: Минархически-народнических. Абсолютная, негативная форма свободы по Берлину и любовь вместо справедливости. Бесконечное близкое приближение к истине без достижения истины. Истина единолика, бесконечное стремление без достижения — основа индивидуальности внутри самосовершенствования. Искать себя в толпе вместо вождя толпы. Жить, не думая о существовании. Течением своей жизни стараться имитировать время. Не есть зверушек.

Басов: Мы художники. Нам всё можно. Разве что кроме того, чтобы в вёдрах топить котят.

Думицкая: За всё смелое, живое, против всего никчёмного — наш девиз. 

FF. Вам не было неловко, когда казаки пришли к СИЗО вручать свои награды? 

Авилов: Я рад временному единению с братьями и сёстрами по вере, скоро разочаруются. От казаков, скорее, странно, это похоже на игры толкиенистов или косплей-пати. Медаль за взятие Мавзолея — это что-то из разряда фэнтези. Тем более медаль за арт-акцию только извратит её многогранность.

Басов: Казакам понравился наш перформанс. Впервые на моей памяти черносотенцы приняли произведение русского акционизма. Это большой прорыв. Теперь акционизм у многих ассоциируется ни только с «пуссями райот», но и положительно с нашим актом. Во многом произошла апология акционизма. Большая победа на самом деле.

 

 

   

 

Российское большинство прячет свои комплексы за плешивым осознанием общегосударственного величия, которое на деле оборачивается большим позором

 

   

 

 

FF. Как вообще относитесь к тому, что в последний год происходит с Россией?

Басов: У меня образное восприятие действительности. Я представляю сегодняшнюю Россию в виде нахальной монголки в православном платке, которая страшно пакостит и ухмыляется во все зубы. Россия не простит Украине того подвига, который она свершила. Поэтому она лжесвидетельствует, клеймит, умножает насилие на чужой земле, клокочет желчными пузырями. Очевидно, что Майдан осмелился плюнуть в её монгольскую харю смерти. Там, за бугром, произошёл триумф воли, великолепное славянское чудо. И теперь украинский народ покидает околорусский ад: трудно, медленно, но настырно и благовидно... Здесь же нахальство не останавливается. Нахальство — вечный российский двигатель. Многие пострадали от этой силы: Кавказ, Польша, Чехословакия, Украина. При всём том хуже всего пришлось и приходится самим русским. Такого скотского отношения к своему народу не замечается нигде в мире. Кому на Руси хорошо живётся? Унизительно быть стариком в России. Унизительно быть солдатом. Иметь своё мнение — грех. Высказывать своё слово — почти преступление. Наша история нас погребает заживо. Вал за валом, поколение за поколением.

Думицкая: Ничего не происходит просто так. Отнюдь не 2014 год определил день сегодняшний. Уже на протяжении десяти лет государство Российское ставит заглушки на демократические принципы, на саму ценность отдельного человека, умело навязывая совершенно бесполезную ура-патриотическую идеологию, отдающую этатизмом. Российское большинство прячет свои комплексы за плешивым осознанием своего общегосударственного величия, которое на деле оборачивается большим позором. Нашему народу срочно нужна консультация психоаналитика.

Авилов: Происходит не с Россией, происходит с людьми, потому что люди забыли, от кого происходят, поэтому ходят по краю в неверье походя.

FF. Ваша акция на что-то повлияла или всё закончилось десятью сутками в СИЗО и сотней упоминаний в медиа?

Басов: Большое заблуждение считать, что искусство может или должно менять что-то в мире. В особенности когда речь заходит о нравственном воспитании человека. Даже Христос не смог радикально преобразить этот мир к лучшему. Что говорить о простых участниках художественной самодеятельности. Искусство беспомощно и беспощадно само по себе. Чаще оно калечит людей, чем лечит. Как это было с Кнутом Гамсуном, например. Не стоит сильно прельщаться им. Особенно если ты не способен любить и мыслить.

Авилов: Взяли высоту, надеюсь, всё закончится тем, что мы её преодолеем. Кувалда в лобовое, светошумовые в салон...

Думицкая: Эта акция объединила разных людей, объявила о ренессансе гражданственности в культуре. Она доказала, что среди ортодоксальных христиан не все жидоеды, не все бородатые мужики. И она дала всем возможность лишний раз проникнуться идеей любви и воли. Воля — это свобода с потенциалом быть свободным вопреки всему. Когда у тебя есть душевная сила смиряться со свободой, какой бы она ни была. Здесь можно ссылаться и на Степана Разина, и на всех остальных. В этой акции очень важен такой посыл: не надо поклоняться вождям, народу не нужен царь. Человеку нужен человек. И сам, кто он есть. Нужно начать с себя. Он должен понять, что он держит мир в своих руках. И даже если он в меньшинстве, это не значит, что он сумасшедший. Пройдёт время, и всё изменится. Весь вопрос в том, что однажды необходимо посмотреть на себя в зеркало, сказать: да, я боюсь, но я попробую это перебороть, я попробую сотворить себя как личность, я попробую стать человеком…