Герои
Наука и искусство: Как я открыл клуб для друзей на последние деньги
Саша Савьер стоит на коленях перед унитазом, вокруг — гигантская лужа. В клубе «Наука и искусство» сломался туалет, и основатель и совладелец клуба его чинит. До начала вечеринки осталось полчаса, и никаких сантехников, уборщиков и менеджеров зала тут нет. Из-за барной его девушка Марина кричит что-то про «тёлку», которую нужно убрать в кладовку. Тёлкой оказывается гипсовый бюст девушки в античном стиле, который лежит под барной стойкой.
В «Науке и искусстве» ещё не закончили ремонт, а официальное открытие клуба назначено на конец января, но вечеринки «для своих» уже проводятся. О «закрытости» вечеринки говорит совсем не фейсконтроль: никаких списков тут нет, у дверей стоит либо сам владелец, либо его друзья, за вход нужно заплатить всего 200 рублей, и встречают тут совсем не по одёжке. Во всяком случае, сам владелец одет в дырявый свитер, а штаны испачканы краской — вчера они с друзьями красили стены в туалете. В углу танцпола стоит стремянка, а у диджейского пульта — нарядная ёлка.
Сейчас «Наука и искусство» — это просторная комната в новом здании на разумном отдалении от Курского вокзала. Кроме «НИИ» здесь скоро откроется индийский ресторан и несколько офисов. Раньше на их месте стоял один из корпусов Научно-исследовательского института алмазов и драгоценных металлов — отсюда и название, хотя у Саши были другие планы на этот счёт: «Мне очень надоело его выдумывать. В какой-то момент я понял, что оно вообще не несёт никакого смысла, и сначала в шутку, а потом всерьёз решил назвать клуб „Член“. В итоге мы решили, что люди из соседних зданий не зайдут к нам на кофе, если у нас будет такая вывеска, и остановились на „НИИ“. Но мне всё равно кажется, что „Член“ гораздо круче. Разумеется, все мои друзья называют его только так».
Саша Савьер
промоутер, участник группы Midnite Cobras, создатель клуба «НИИ»
Саша уже много лет занимается организацией вечеринок — именно он привозил в Москву Fucked Up, No Age, Death Grips, MF Doom и многих других отличных музыкантов с менее громкими именами. Зарабатывать на этом получается с переменным успехом: действительно прибыльные вечеринки можно сосчитать по пальцам. Спасало сотрудничество с популярными клубами, где Саша организовывал мероприятия за фиксированную плату, но на чужом месте никогда не получалось до конца реализовать желаемое.
«Я постоянно сталкивался с хозяевами, которые делают всё вроде бы хорошо, но не до конца: либо персонал мудацкий, либо условия для артистов ужасные. Недавно я делал фестиваль на одной крупной площадке и нашёл спонсора, который выделил несколько тысяч бутылок пива. После выступления артист попросил бутылку пива, а бармен мне сказал, что он уже закончил работать. При этом ящики с пивом стояли прямо рядом с ним. Я взял бутылку и попытался объяснить, что пиво для артиста, благодаря которому мы вообще здесь все собрались, а он на меня орал и грозился сломать нос. Таких случаев очень много, и меня они ужасно бесили. Я уверен, что с „Наукой и искусством“ будет масса проблем, но такой ***** (фигни) у нас происходить никогда не будет. Для меня всегда был важен не внешний антураж, а то, ради чего ты пришёл — будь то музыка, картины или друзья».
Когда он закончил чинить туалет и спрятал в кладовку всё лишнее, клуб уже заполнялся людьми, хотя на часах было всего восемь вечера. Заиграла музыка, и разговаривать так, чтобы нашу беседу уловил диктофон, стало невозможно. Пока я злилась, что интервью опять придётся перенести, Саша взял ключи от машины своего друга и предложил мне поговорить в салоне.
Мы вышли из клуба, сели в холодный автомобиль, и Саша продолжил: «Меня вот что всегда удивляло: музыку для молодёжи, у которой денег на самом деле нет, играют в местах с кожаными креслами и чуть ли чёрной икрой в меню. Это же глупо! Мы, конечно, ******* оникс в барную стойку, но это единственная вещь внутри, которая чего-то стоит. Музыка и атмосфера, которую она создаёт, — это главное, а без сраных светильников как-нибудь обойдёмся и мы, и наши посетители, я уверен. Когда я прихожу в места с очень красивым, дорогим интерьером, у меня всегда возникает дискомфорт. Я прихожу послушать любимую музыку, но не соответствую месту, как я не соответствую машине, в которой мы сейчас сидим».
Пока его сверстники устраивались на работу курьерами, чтобы накопить на первую гитару, Саша уже зарабатывал на музыке: его старший брат играл в панк-группе, и басист предложил ему стать их менеджером. Савьеру было 14, когда он начал заниматься организацией концертов. Он вырос без отца, и главным авторитетом для него был старший брат; именно он и привил Саше интерес к музыке: «Мне было восемь, брату — 14, и мы вместе ездили на „Горбушку“ к чуваку по имени Виталик. Виталик ездил в Германию, покупал там диски NOFX, Rancid, Bad Religion и прочих, переписывал их на кассеты, печатал обложки на принтере и продавал. Тогда это было единственное место, где мы могли найти любимую музыку. Я вырос в Измайлово, и чуваки с моего двора со второго класса начинали дышать клеем и бухать водку. Были и скинхеды, были и металлисты, и гопники, все бесконечно ********* (дрались). Шли с братом в магазин „Неолимпийские игры“ — по пути кидали гопники. Шёл к своёму преподавателю по гитаре — по пути кидали гопники. К счастью, ничего действительно ужасного со мной не случалось, но вокруг был настоящий мрак».
Для меня всегда был важен не внешний антураж, а то, ради чего ты пришёл — будь то музыка, картины или друзья
С появлением интернета музыкальные вкусы братьев вышли за пределы ассортимента «Горбушки». Саша понимал, что многие из его любимых групп никогда не приедут в Москву с концертом, и начал привозить их сам. В это же время он сам стал серьёзно заниматься музыкой: сначала играл в пауэр-поп-команде Homepage, потом в Midnite Cobras. «Пашок (Павел Миляков — дизайнер, музыкант, автор проекта Buttechno и арт-директор «НИИ». — Прим. ред.) любил группу Homepage, в которой я играл, часто рисовал постеры к нашим концертам и выкладывал их. Я ему написал и предложил их рисовать постоянно. Потом мы встретились и решили попробовать играть вместе. Он тогда особо не умел играть на гитаре, я не очень умел играть на барабанах, но терять нам было нечего. Первое время мы репетировали вдвоём, в моей комнате. Потом к нам присоединился Герман, мы придумали название, записали что-то. Наш первый концерт вообще был в Ростове-на-Дону, куда нас почему-то позвала группа Motorama».
Сейчас Midnite Cobras взяли паузу, а все участники группы занимаются сольными проектами. Паша основал лейбл John’s Kingdom, на котором издаёт свою музыку и музыку своих друзей, в том числе и Сашину. На странице лейбла основатель называет его «группой достаточно неизвестных артистов», и это, конечно, чрезмерная скромность. Журнал Dazed посчитал проект Паши Хубера Buttechno «голосом московской DIY-сцены», а в России он стал широко известен ещё пару месяцев назад, когда музыканты с John’s Kingdom записали саундтрек для документального фильма Андрея Лошака «Путешествие из Петербурга в Москву: Особый путь»». Саша тоже записал несколько треков, и сам фильм ему очень понравился; это всё, что он согласился говорить о политике.
Мы сидим в машине уже час, а включить зажигание в чужом автомобиле так и не решились. Изо рта идёт пар, Сашин телефон звонит каждые десять минут: вечеринка в разгаре, и всем явно нужна его помощь. Приходится вернуться в помещение.
Через неделю я снова приезжаю в «НИИ» — на этот день наш фотограф договорился с Савьером о съёмке. Бар заставлен стаканами, на полу лужи, в углу валяется сломанный стол — вчера зал сдавали под чей-то день рождения. «Сейчас у меня нет вообще никакого бабла, мы застряли в ремонте, а аренду платим уже давно, приходится как-то выкручиваться, — объясняет Саша. — Мне предложили отдать помещение на вечер, я приехал, открыл дверь, впустил всех. Когда вернулся через несколько часов, они уже успели нажраться, подраться до крови и сломать стол. На прошлой вечеринке кто-то сломал забор, на улице была драка, пришлось бегать за охраной. Все стены в туалете забомбили тегами, а мы их только-только покрасили. Хочется, конечно, чтобы это было свободное место, без фейсконтроля, охраны и прочей фигни, но это приводит к очень неприятным ситуациям. Когда мы закончим ремонт и откроемся официально, придётся нанимать свою охрану — не вызывать же ментов, если кто-то подерётся?»
К тому моменту я успела побывать на четырёх вечеринках в «Науке и искусстве» и воспринимала это место исключительно как клуб, но сегодня оказалось, что у Савьера совсем другие планы. В прошлом году он окончил Британскую высшую школу дизайна, и «Наука и искусство» была его дипломным проектом. Из-за проблем с деньгами и неоконченного ремонта вечеринки — пока единственное, что можно устраивать на площадке, но скоро тут будут проходить выставки, кинопоказы и концерты. «Я рисую, как и многие из тех, кто тут выступает, и хочу выставлять здесь свои работы и работы своих знакомых. Не знаю, на что хватит ума у меня и у моих товарищей, но я бы не хотел делать здесь рейв-площадку. Я бы устраивал одну вечеринку в месяц, а остальное время делал бы более спокойные и тихие образовательные мероприятия. Но моя главная цель — сделать место, куда каждый сможет зайти в любое время и чувствовать себя уместно в огромном городе, где есть куча мест, но практически везде мы в какой-то мере чувствуем себя не в своей тарелке».
Фотографи: Зарина Кодзаева
Наш первый концерт вообще был в Ростове-на-Дону, куда нас почему-то позвала группа Motorama
Комментарии
Подписаться