Герои
За что мы не любим Уэса Андерсона?
С 19 сентября в Москве, Петербурге и ещё трёх городах России проходит крупная ретроспектива Уэса Андерсона, режиссёра, в отношении которого определение «самобытный» никогда не казалось журналистским клише.
О
бычно письменные рефлексии вокруг Уэса Андерсона начинаются с «За что мы любим...» и обязательно содержат в себе пункты, из которых уже смело можно составлять методичку: «цветовая палитра», «симметрия», «ироничные диалоги», «ретроэстетика» etc. Кинокритики одновременно снисходительно величают его «многолетним кумиром хипстеров», но в то же время предупреждают: «Не любить фильмы Андерсона могут только законченные зануды». С этим трудно поспорить, но попытаться всё-таки стоит.
Учителя
Стэнли Кубрик
Сравнение с одним из последних великих режиссёров-модернистов неизбежно. Андерсон и сам не скрывает: дотошность Кубрика послужила ему лучшим примером.
Франсуа Трюффо
Андерсон считает себя наследником «новой волны», в частности — Франсуа Трюффо. Хотя фирменный шрифт Futura, по его словам, навеян скорее итальянским кино.
Мартин Скорсезе
Патриарх «Нового Голливуда» одним из первых публично прозрел талант молодого режиссёра, написав о нем эссе в Esquire в 2000 году. Сам Андерсон заявил, что без «Злых улицы» он бы не снял свою «Бутылочную ракету»
Первый, самый очевидный аргумент, который можно выдвинуть против Уэса Андерсона — он постоянно снимает один и тот же фильм. Каждый раз зрители радостно спешат в кино, заранее зная, что увидят: первоклассных актёров из постоянной обоймы Андерсона в главных и второстепенных ролях, идеально симметричные кадры и виды сверху, тысячу мелочей, интермедии и шрифт Futura. Шутки тоже обязательно будут, как и трогательные в своей принципиальной беспомощности персонажи. Но разве ж это плохо? Налицо все признаки хорошего nobrow-кино, сделанного с любовной дотошностью талантливым автором. Такие в большинстве случаев действительно всю жизнь снимают свой «один и тот же фильм», но когда это было проблемой? Причина, по которой в последние годы фильмы Андерсона смотришь не только с удовольствием, но и с долей труднообъяснимого разочарования, немного в другом.
В «Академии Рашмор», второй ленте Андерсона, есть очень характерный и более актуальный сейчас, чем в далёком 1998 году, диалог. Гиперактивный 15-летний умник Макс Фишер говорит отцу: «Наверное, надо бы больше сил бросить на завоевание цыпочек», на что тот отвечает ему: «Ты как капитан корабля — женат на море». Поразмыслив секунду, Макс заключает: «Это правда. Но я слишком долго не был на берегу». Этот фильм Андерсон снял, ещеё стоя одной ногой на берегу, но уже совсем скоро, начиная с «Семейки Тененбаум», он окончательно отчалит.
Помощники
Оуэн Уилсон
Уилсон, с которым режиссёр познакомился ещё в студенчестве, стал соавтором сценариев первых трёх его картин. Возможно, если бы они продолжили сотрудничество, то мы бы узнали совершенно другого Уэса Андерсона.
Ноа Баумбах
Баумбах помогал писать сценарии для «Водной жизни» и «Бесподобного мистера Фокса», но сейчас уже вполне освоился в статусе самостоятельной звезды американского инди — его «Гринберг» и «Милая Фрэнсис» тоже посвящены судьбам инфантильных аутсайдеров.
Роман Коппола
Ещё один представитель самого плодовитого семейства Голливуда, Роман Коппола сотрудничал с Андерсоном на «Поезде на Дарджилинг» и «Королевстве полной Луны». Пару лет назад выпустил собственный фильм с Чарли Шином — так снимал бы сам Андерсон, если бы был менее талантлив и более раскован.
«Семейка Тененбаум» стала последним фильмом, сценарий к которому другу Андерсону помогал писать Оуэн Уилсон, и, наверное, всё-таки первым, который теперь можно назвать «типично андерсоновским». Представляющий героев голос рассказчика, винтажная теннисная экипировка Fila, красные спорткостюмы Adidas, Гвинет Пэлтроу в шубе, с густо накрашенными глазами, несчастная семья, которая, несмотря на очевидное отсутствие драматической динамики, как будто бы становится чуть счастливее в конце фильма. Примерно так — в мастерски декорированной вселенной Андерсон продолжит исследовать «проблемы белого человека» в своих следующих фильмах. Где-то это будет так и не повзрослевший капитан Стив Зиссу в красной шапочке, где-то поразительно неспособные на эмпатию братья в сельской Индии, затем трогательные влюблённые preteens, навсегда переходящие в мир нелепых взрослых, и в последней на данной моменте ленте «Отель „Гранд Будапешт“» — забавные обитатели фронтира предвоенной Европы, которую мы потеряли. Всё это одни и те же люди — они харизматично выглядят, не к месту ругаются, с одинаково каменным лицом шутят и говорят о любви. Дети и подростки у Андерсона ведут себя карикатурно зрело, взрослые — наоборот.
Несмотря на номинальную приближенность к портрету современного обитателя первого мира, герои Андерсона настолько же далеки от живых, насколько далёк от настоящего эсэсовца совестливый нацистский офицер с забавным волчком на кокарде в исполнении Эдварда Нортона. Обстановка кукольного домика не слишком способствует сопереживаниям — сцена, в которой Ричи Тененбаум сначала срезает бороду, а затем надрезает вены, смотрится так же здорово, как первый поцелуй в «Королевстве полной Луны». Исключением остается мультфильм «Бесподобный мистер Фокс» — кукольная фактура парадоксальным образом делает героев Андерсона человечнее — секрет, очевидно, в том, что на лице игрушечного лиса просто невозможно изобразить ту маску амбивалентности, которую влёгкую надевают на себя мастера вроде Билла Мюррея.
Билл Мюррей, из которого Андерсон сделал фактически трагикомедийного Клинта Иствуда, за свою первую совместную работу с режиссёром в «Академии Рашмор» получил минимально разрешённый в США актёрский
гонорар — 9000 долларов.
Последователи
Наполеон Динамит
2004
Один из главных гимнов инфантильности 2000-х, породивший собственные визуальные мемы.
Проделки в колледже
2007
По сути, просто один из сотни фильмов про школьную инициацию, но главный герой уж очень напоминает Макса Фишера из «Академии Рашмор»
Субмарина
2010
Смело может носить звание самого андерсоновского фильма, не снятого Уэсом Андерсоном.
Часто говорят, что герои фильмов Уэса Андерсона — аутсайдеры, неудачники, но это не так: невозможно быть неудачником, когда ты полностью окружён такими же, как ты. Невозможно быть неудачником, постоянно транслируя одну и ту же эмоцию. Удар под ребро Андерсону в этом году нанёс другой «новый стеснительный» — Спайк Джонз. Его фильм о любви человека и операционной системы «Она» тоже стилизован до невозможности, а Хоакин Феникс с забавными усами все два часа экранного времени изображает растерянность и недоумение и иногда плачет. Но он вызывает сочувствие, а не умиление — всего-то достаточно не дробить картинку на миллион мелочей и персонажей-вещей. Наверное, поэтому совсем невозможно ругать первые работы Андерсона — «Бутылочную ракету» и «Академию Рашмор» — родовые черты плоской вселенной режиссёра проявляются уже в них, но тоска и непризнанность там ещё не становятся деталями интерьера. Складывается впечатление, что Андерсон для того только и ждал признания критиков и зрителей, чтобы окончательно изгнать взрослых со своего детского утренника.
Не так давно в интернете появились сразу две пародии на режиссера: SNL представил, как бы выглядел хоррор от Андерсона, Nacho Punch снял трейлер порнофильма по мотивам его творчества. Секс и насилие — наиболее эффективные болевые точки Андерсона, как и у каждого мечтательного зануды. Его герои, разумеется, лишены сексуальности — наиболее горячей сценой за все семь полнометражных картин стал тот самый первый поцелуй из «Королевства»: после него у десятилетнего мальчика возникает эрекция, а его ровесница просит потрогать свою пока не слишком выдающуюся грудь. Несмотря на определённую провокативность, картинка лучше всего отображает отношение Андерсона-режиссёра к сексу: в детском мире он выглядит просто-напросто неуместно. Насилие формально присутствует в его фильмах почти всегда. Страдают от него в основном животные (чаще всего собаки), но и отрубленную голову горничной тоже можно встретить. Смерть, как и шутки про handjob, принимает сугубо инструментальный характер, хотя многие герои Андерсона как будто бы переживают потерю близких.
Вышеперечисленные претензии — действительно чистое занудство. Их можно с тем же успехом предъявить всему современному «белому» человечеству: торжество внешнего комфорта, повальная инфантилизация и аутизация, невозможность глубокого взаимодействия с другим, болезненная тоска по 19NN-м как времени, когда все было просто, понятно и красиво.
Но очень уж хочется как-нибудь прийти на новый фильм Уэса Андерсона и вдруг посреди его симметричных кадров, холодных острот и притягательных безделушек увидеть что-то неловкое, некрасивое, а лучше даже вульгарное. Просто чтобы порадоваться за одного из самых одарённых режиссёров поколения. Да, прощаться с детством всегда нелегко, но всё-таки когда-нибудь надо.
Комментарии
Подписаться