С 4 по 14 сентября в рамках биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА» в Музее Москвы пройдет выставка «Фрагмент», сильно отличающаяся от остальной программы. На этот раз граффити, выставленное в музее, совершенно аутентично: оно было создано на улице нелегально, а в выставочное пространство была перенесена лишь часть работ.

В выставке поучаствовали пять московских граффити-команд, которые повлияли на развитие российского граффити и до сих пор занимают ключевые позиции в движении: 56, ИСК, RNG, SAR и TMP. Многие из них впервые принимают участие в камерной выставке, а эта — одна из немногих, в которых участвуют настоящие бомберы, а не бывшие граффитчики, которые давно не работали на улице.

Открытие выставки состоится уже завтра, 3 сентября, в 19:00. В честь этого события куратор «Фрагмента» Моника Норс рассказала FURFUR, почему выставка стрит-арта — это оксюморон.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моника Норс

 

Идея сделать выставку исключительно бомберских команд посетила меня, когда я смотрела лайнап биеннале уличного искусства. Состав мощный, но если посмотреть с другой стороны, то «уличное искусство» всё-таки от слова «улица». Я подумала, что нужно сделать отдельный проект с ребятами, которые не уходят с улицы, их куски и теги можно увидеть почти на каждом углу, они бомбили, бомбят и, возможно, будут это делать ещё довольно долго. Так почему бы не показать людям, которые приходят на биеннале, что есть ещё и вот эти ребята — в андеграунде и тени художников, плотно обосновавшихся в галереях и делающих гигантские легальные фасады. Возможно, о них и не надо всем знать, они просто есть. Но раз уж вопрос встал о таком масштабном событии, как «АртМосСфера» на Artplay, то моим командам тоже есть место, чтобы быть представленными на этом событии.

Если честно, я не очень понимаю, почему люди используют словосочетание «выставка стрит-арта». Стрит-арт — он на улице, а тут просто приглашают художников, которые работают на улице, создать работы для выставки. Перенести само уличное искусство в закрытое пространство — какой-то оксюморон. В нашем случае мы создавали работы на улице — считайте, делали то же самое, что и всегда: нелегально, с долей риска. Только частицу этого показываем в Музее. Мне кажется, мы очень правильно нашли баланс между реальным уличным подходом и экспонированием этого дела в стенах выставочного пространства.

Нужно помнить, что мы показываем не стрит-арт, а граффити. С другой стороны, разделения довольно условны, и я не сказала бы, что имею право давать формулировки, потому что на данный момент роль моя в этом не настолько велика.

 

Куратор выставки граффити «Фрагмент» Моника Норс об уличном искусстве в закрытом пространстве. Изображение № 1.

 

Это мой первый самостоятельный проект в качестве куратора, раньше я работала в команде с Мишей Мостом. Мне кажется, у нас всё получилось, потому что была задана определённая, обдуманная с некоторыми командами идея, и я говорила ребятам: «Делайте что хотите, всё как обычно. Пишите на холстах RNG, 56, ставьте теги, потёки».

Выставка «Фрагмент» — уникальный повод собрать такие команды для indoor-проекта. Наши команды — не только топ московского бомбинга, но и мирового, команды с огромной историей, многоуважаемые, одни из самых активных бомберов, команды, которые задают тон, стиль и тенденции. Другими словами, они и составляют граффити-элиту.

Что касается исполнения, то мы просто ходили по городу с холстами, искали места, где можно его прикрепить на стену и делали куски, потом снимали холсты и несли их обратно, уже готовые к экспонированию. Целиком работы не будут представлены в музее, потому что люди, которые будут приходить в музей, увидят рядом с холстом фотографию изначального куска и поймут, что им не стоит забывать: сколько бы мы ни выставляли художников в музеях, остаётся улица. Во всяком случае, она остаётся для нас.