В недавнем интервью с Юрием Агещевым FURFUR искренне поинтересовался, какую богоугодную альтернативу «сатанинской» музыке из «расхристанной Европы» может предложить нам отечественная сцена. К сожалению, внятного ответа мы так и не получили, поэтому решили засучить рукава и найти его самостоятельно.

Прочёсывая интернет в поисках информации о современной православной музыке, практически на каждом форуме мы натыкались на обсуждения того, может ли вообще существовать православный рок. Блэк-метал, музыку самого сатаны, верующие адаптировали под свои нужды: заменили мрачные тексты на жизнеутверждающие и назвали уайт-металом. Разногласия всё ещё вызывает православный рэп: может ли такой жанр быть спасителен для души, учитывая его уличное, гангстерское происхождение? Спорить об этом можно бесконечно и по большей части бессмысленно, ведь количество российских исполнителей православного рока и рэпа стремительно растёт, а их плодовитости могут позавидовать Фрэнк Заппа и Бакетхэд. Постараемся разобраться, что играют православные неформалы, для кого и, главное, зачем.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Комба Бакх

 

 

Коллектив из Костромы был образован в 2000 году и добился статуса одной из самых известных российский групп, исполняющих православную музыку. За 14 лет шесть (иногда четыре) участников «Комбы» выпустили 54 (!) альбома, которые они называют «выпусками», оставляя без названий. Только вдумайтесь, сколько это! Для сравнения — у невероятно плодовитого Джонни Кэша 55 пластинок, и записаны они были почти за полвека. Конечно, не все песни группы, образованной Алексеем Логвиновым, младшим из трех сыновей протоиерея Андрея Логвинова, православные, всё-таки трудновато 54 пластинки заполнять исключительно религиозной музыкой. Сам Логвинов по прозвищу Аполлон — основной автор текстов и мелодий, именно в его голову приходят идеи записать православный рэп или церковный регги. В подростковом возрасте он посещал воскресную школу, которую вскоре бросил из-за того, что попал под разрушающую силу западной культуры: обклеил комнату плакатами и начал слушать панк-рок. С этой скользкой дорожки ему помог сойти брат, который привёл его в свою компанию, где Аполлон снова взял в руки гитару спустя несколько лет после окончания музыкальной школы и, наконец, объединил свою любовь к музыке, религии и русскому фольклору. Группу заметили не сразу, но уже к середине 2000-х многие издания вроде «Афиши» или русской версии Rolling Stone писали о том, что музыка «Комбы Бакх» — чуть ли не лучшее, что происходило на российской сцене за последние годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

MC Покайся

 

 

Легенда гласит: если ты живёшь в Северной столице, точно должен был встретить питерскую достопримечательность — рэпера MC Покайся (мало чем отличающегося от любого бродяги), который зачитывает свои тексты прямо на улицах города. Это, вероятно, главный представитель так называемого современного православного рэпа, и свою миссию он определяет как «слово для улиц». Вообще за последние несколько лет он превратился уже в настоящую звезду интернета: социальные сети наполнены видео с MC Покайся, который зачитывает: «Иисус воскрес, Иисус воскрес/ Ради тебя он нёс свой крест/ Так что покайся», хотя сам он утверждает, что раньше понятия не имел, что такое «ВКонтакте». Слава (так его зовут) некоторое время жил в Соединённых Штатах, где научился играть на барабанах и битбоксить, после чего решил, что славить Всевышнего можно не только в церкви через молитвы, но и накладывать библейские истории на бит и нести их в массы. Вернувшись домой, он работал на стройке и писал тексты, пока кто-то не выложил видео с ним на YouTube. После этого он успел жениться, снять кучу видеообращений, дать несколько интервью, прибавить к уличной сцене клубную, но так и не записал свои песни в студии. Всё это, конечно, выглядит странно: библейские истины, переложенные на бит, практически зомбирующие призывы покаяться и постоянное повторение слов вроде «верность», «истина», «святость» и «праведность». Однако у творчества MC Покайся много сторонников, которые считают его юродивым и едва ли не святым, помогающим обрести веру такой потерянной и такой непросветлённой молодёжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никей Ико

 

 

Как выяснилось, отечественный православный рок становится настолько популярным, что появляется необходимость делить его на поджанры. Один из них — иерей-рок, создателем которого является Николай Кокурин, больше известный как Никей Ико. По его словам, иерей-рок — это музыка, созданная после осмысления ортодоксальных доктрин, а также часть бард-рока с библейскими аллюзиями и параллелями. Никей Ико начал писать околорелигиозные тексты ещё в подростковом возрасте, позже записывал их в своей домашней студии и на данный момент успел записать более 5000 песен. Никей родился в Дзержинске, много лет назад начал увлекаться философией, изучал атеизм, буддизм и ислам, одно время был готов с головой окунуться в буддистскую веру, но вовремя одумался, а то не было бы никакого иерей-рока вовсе. Позже Никей несколько раз попадал в секты, но всё-таки пришёл к православию и стал священником. Никей Ико не только записывает песни с какой-то нечеловеческой скоростью, но и часто принимает участие в фестивалях и больших концертах: он исполнил сольную программу на рок-фестивале в Петербурге «Мир без наркотиков», однако отсутствие нормального финансирования не позволяет устраивать частые выступления. В конце 1990-х он сжёг половину своих творений, вообразив себя булгаковским Мастером и пытаясь узнать, горят всё-таки рукописи или нет. В середине 2000-х в интернет попало его эссе «Место женщины в православии», которое, как он говорит, было написано в шутку. «Шутка» вызвала разгорячённые споры: в ней сказано, что женщина не должна краситься, ярко одеваться, ходить в салоны красоты, участвовать в политических движениях и выступать в СМИ (ну а если вдруг, совершенно случайно, ей есть что сказать, пусть говорит мужу, отцу или брату, на худой конец соседу), повышать голос на мужа. Да, и лучше бы ей вообще не работать, а сидеть дома с ребёнком, и если она будет соблюдать целомудрие (за чем будет следить экспертиза), то можно выплачивать ей раз в месяц определённую сумму. Даже не знаю, стоит ли это как-то комментировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Галактическая федерация 

 

 

Группа появилась ещё в конце 1980-х годов. Её фронтмен Анатолий Вишняков говорит, что он является создателем всего направления rock orthodox (православный рок), а их дебютный альбом «Русь Святая» — первый альбом, записанный в этом жанре. За это время коллектив выпустил 21 студийную пластинку (последнюю под названием «Яко с нами Бог» в 2013 году). Вишняков начал играть в «Галактической федерации» и дал ей такое название ещё до своего крещения. Ранее он играл в группе «Примьер» и был вокалистом очень известного в своё время коллектива «Джонатан Ливингстон». Группа «Галактическая федерация» была одобрена священниками православной церкви, хотя в начале своего пути музыканты играли не совсем то, что сегодня. Стартовали они с исполнения тяжёлого рока и даже блэк-метала (вот и он, уайт-метал — то же, что и блэк, лишь с тем отличием, что хвала здесь направлена явно не в сторону дьявола) и пришли к тому, что сегодня дают большие сольные концерты в Санкт-Петербурге, в основном акустические. Среди музыкантов, играющих православный рок, они смотрятся выгоднее, талантливее и явно адекватнее, чем многие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олег Скобля

 

 

Перед тем как окончательно посвятить свою жизнь религии и церкви, Олег Скобля окончил школу и начал работать монтировщиком сцены в театре, так что некоторое время он был с ним тесно связан, а также даже успел сыграть несколько ролей в кино. В 1985 году он снялся в фильме «Научись танцевать», никому не известной и довольно сомнительной ленте о молодом парне, по чьей вине девушка попала в тяжёлую автокатастрофу. Однако через некоторое время Скобля оставляет актёрскую карьеру, и к началу 1990-х его возводят в сан священника, после чего в течение нескольких лет он получает множество высших церковных наград (которые ничего не говорят нецерковному и нерелигиозному человеку). Примерно в то же время он обращается к музыке, в которой не может не воплотиться любовь к православию. Интересно, что первые три альбома, записанные в Санкт-Петербурге, делались вместе с музыкантами из небезызвестных групп «Чиж & Co», «ДДТ» и «Поющие гитары». Выход четвёртой пластинки под названием «Фаворит» в 2004 году снова поднял вопрос о том, может ли вообще существовать такое понятие, как православный рок. Ответ, увы, так и не был найден, но, учитывая тот факт, что Скобля получил благословение от Санкт-Петербургского митрополита на своё творчество, нам остаётся только поверить в то, что всё-таки рок со своей дьявольской природой может быть и православным, каким бы странным это ни казалось такое деление.