Casus Pacis («Повод к миру») — такое название носит одна из выставок параллельной программы биеннале современного искусства «Манифеста 10». Она же, что ещё важнее, – первая экспозиция нового и не имеющего аналогов в мире Музея уличного искусства, открывшегося в эти дни в Санкт-Петербурге, на территории действующего завода. Пока в одной части предприятия производили слоистые пластики, в другой, по инициативе и финансовой поддержке директора завода Дмитрия Зайцева, более 60-ти художников расписывали бетонные стены от потолка до пола. Небывалое для нашего времени решение не сносить и застраивать, а обновить привело к тому, что пустующие и полуразрушенные заводские помещения обрели вторую жизнь в виде залов, стены которых украшают муралы, где есть бесплатный Wi-Fi и пространство для концертов, лекций и мастер-классов, где можно перекусить и послушать музыку.

Подготовка к первой выставке началась в 2011 году. Ещё два года, по оценке организаторов проекта, понадобится для того, чтобы Музей уличного искусства заработал в полную силу, а район вокруг шоссе Революции, где расположился завод слоистых пластиков, превратился в новый арт-кластер. Тем не менее уже сейчас в стенах музея можно будет увидеть более 200 работ, выполненных 60 художниками из России, Европы и Украины. Участие последних ввиду нынешней политической ситуации имеет ключевое значение для проекта, превратившегося невольно, но неизбежно из посвящения 100-летию с начала Первой мировой войны в более локальное высказывание на тему российско-украинских отношений. Но, несомненно, Casus Pacis — призыв не только к миру, но и к разговору о том, какое место в контексте современного искусства занимает стрит-арт. И если «Манифеста 10» в этом году проходит под знаком взаимодействия современного искусства с классическим, то главный объект параллельной программы развивает эту тему и определяет место стрит-арта в мировой культуре. О том, как появилась идея Музея уличного искусства, с какими трудностями пришлось столкнуться при подготовке, а также о художниках, принявших участие в первой выставке и о том, какое будущее ждет Музей, FURFUR рассказали его кураторы.

 

Для чего в Питере открыли музей уличного искусства и чьи работы там будут показывать. Изображение № 1.

 

 

Для чего в Питере открыли музей уличного искусства и чьи работы там будут показывать. Изображение № 2.

Михаил Астахов

куратор творческого объединения i.r.m.a.astakhovy,
сокуратор выставки Casus Pacis

   

В каждом практически городе есть своя «картинная галерея». Ответьте себе на вопрос, что будет пользоваться большей популярностью у зрителя: N-ская картинная галерея или «N-ский городской музей стрит-арта? Думаю, больше, чем в девяти из десяти случаев, ответ будет в пользу второго. Другое время — другие нервы и рефлексии времени. Хотя в случае, когда в одном и том же городе будет действовать и музей традиционной живописи, и музей уличного искусства, будет возникать синергия, и вместе они будут дополнять друг друга, вместо конкуренции зритель пойдёт и туда и туда, а значит, и общий культурный уровень нашего человека будет возрастать. Музей стрит-арта — это как современный 3D-Dolby-кинотеатр, который стал возвращать зрителя в кинозалы, он служит катализатором интереса к искусству вообще, не только к уличному.

Сила высказывания уличных художников сегодня значительно выше, чем большинства авторов, условно назовем их «традиционалистами». Этому способствует и харизма огромных пространственных размеров, с которыми работают уличные авторы, и их личностная смелость, а зачастую и отчаянность в поступках, которая чувствуется и в работах. Ведь для создания уличной работы нужно преодолеть в себе огромное число страхов, свойственных «нормальному законопослушному обывателю». И, конечно, обретаемая свобода находит отражение и в работах.

Для чего в Питере открыли музей уличного искусства и чьи работы там будут показывать. Изображение № 3.

Анна Нистратова

сокуратор выставки Casus Pacis

   

Мы собрали на нашей площадке людей, которые работают на улице, а также, можно сказать, художников-традиционалистов, которые вполне встроены в систему мирового искусства, но экспериментируют с уличными практиками. Или, наоборот, тех, кто никогда на стене не рисовал, а мы их заставили. Как, например, иллюстратора Диму Ребуса, который обычно занимается акварелью. Мы его пригласили, дали ему стену — он очень переживал по этому поводу, потому что никогда не работал с большими объёмами, для него это было вызовом. Были люди, которые не согласились, но это обычный процесс — к сожалению, шесть человек с Украины отказались принимать участие, двое из них — по политическим причинам. Мы приглашали авторов, которые занимаются не вандализмом, а в состоянии сформировать высказывание.

 

 

 

О художниках

Михаил Астахов

Первым художником стал Паша Wais Червяков, что символично, поскольку многие эксперты признают, что его творчество — это определённая граница между граффити и стрит-артом, и его работой «Триптих» музей обозначил свою готовность работать со всеми сторонами уличного искусства, которые в повседневной художественной жизни стоят в оппозиции друг к другу. Преимущество отдано будет авторам из Украины и России, именно на них сейчас висит ответственность за дело мира, но также приедут авторы из Испании, Бельгии, Франции, Польши. Много людей из самых разных стран с самыми разными взглядами на жизнь и политику. К примеру, одному из авторов, чьи скульптурные инсталляции представлены на выставке, Исааку Кордалу, ассистирует Билал Кассем, палестинский художник, чьи предки уехали из Палестины в 1948-м по известным причинам, и уехали... в Сирию. Сейчас в Сирии идёт война, а Билал здесь, бок о бок в нашей интернациональной команде борется за мир.

Среди работ, представленных на выставке, точно есть те, которые достойны постоянной музейной экспозиции, как, к примеру, работа Escif «Война» (Casus Belli) — с двумя чокающимися шампанским руками в смокингах; работа команды «665», посвящённая политикам, убивающим словами-приказами и враждующими между собой пальцами сцепленных рук; или работа прекрасных «амазонок стрит-арта» — группы Ghandi — с беременной солдатом-женщиной, держащей в руках «коктейль молотова».

 

Об организации

Один из журналистов, побывав в Музее уличного искусства перед самым открытием, описал условия, в которых на протяжении месяцев приходилось жить и работать художникам, как нечеловеческие. Анна Нистратова не отрицает, что при подготовке и участникам, и организаторам пришлось столкнуться с немалым количеством трудностей. Но специально выстроенный для проживания художников на территории завода арт-хостел, с комнатами, над оформление которых трудились сотрудники мастерской «Стамеска», бесплатным питанием, краской, подъёмниками и прочими необходимыми материалами, предоставленными музеем, никак не попадает под определение «нечеловеческих условий».

Анна Нистратова

Было сделано временное благоустройство территории, мы сделали отдельный вход, который ведёт в музей, и отгородились от остального завода. Конечно, трудно существовать на территории предприятия, где есть пропускной режим, где есть начальник охраны и нельзя делать многие вещи, которые в можно в обычном музее. Интересно в нашем проекте ещё и то, что, поскольку мы работаем на территории действующего завода, то и делаем всё вместе с заводом. Вся администрация, реконструкция, бухгалтерия — это все заводские службы. Всё финансирование — это завод, никаких других источников дохода у нас не было. Чтобы легче было работать, мы специально устраивали лекцию для сотрудников, чтобы рассказать, что здесь будет. Активная фаза подготовки заняла около трёх месяцев, включая реконструкцию территории, и ещё месяц, чтобы прийти к тому, что можно видеть сейчас.

Выставка Casus Pacis продлится до 15 сентября, после чего основное музейное здание будет закрыто на ещё одну реконструкцию, итогом которой должно стать создание пригодного для круглогодичного использования помещения. Организаторы в это время будут готовиться к полноценному открытию музея в 2015–2016 годах, попасть в который сможет каждый художник: главное — много работать на улице и быть хорошим автором. Оттачивать мастерство можно в музее уже сейчас, и не только на мастер-классах и лекциях, которые будут идти здесь всё лето, но и рисуя на так называемой «легальной стене» — достаточно оставить заявку, и можно приходить и работать в специально отведённом для этого цехе. Музей уличного искусства видится его создателям не только галерейным пространством, но и местом, где стрит-арт будет сохраняться, изучаться и развиваться.

 

Для чего в Питере открыли музей уличного искусства и чьи работы там будут показывать. Изображение № 4.

 

 

Об уличном искусстве в помещении

Анна Нистратова

Что касается сохранения, то нам удалось совершить невозможное: мы перевезли работу Паши 183 «Алёнка» из Москвы. Она была уже в очень плохом состоянии: если бы ещё год простояла на улице, то умерла бы. Это первый и очень важный экспонат.

Михаил Астахов

Стрит-арт является таким же феноменом культуры, как и любое другое произведение живописи или скульптуры. Разве нужен Лувр, чтобы хранить в нём «Мону Лизу», если мы можем прекрасно увидеть её в интернете? У нас не стояла задача «сохранить и музеефицировать/мумифицировать» всё уличное искусство мира. Цели музея: создать коллекцию произведений уличного искусства в их натуральных размерах и близкой к естественной для такого творчества среде, создать плацдарм, способствующий введению знаний, техник, символов, имён авторов уличного искусства в профессиональный научный оборот, создать площадку для экспериментов, взаимодействия и творческого развития уличных творцов, у которых зачастую просто нет места и повода для созидательного взаимного влияния и художественного роста. Точнее, не было, поскольку с появлением первого Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге такое место и повод есть. А если использовать пафос, то смысл появления Музея уличного искусства был простой: изменить мир. И, на мой взгляд, музею это постепенно начинает получаться.

К слову об изменении мира: как написал однажды на одной из лондонских стен Бэнкси: «Если бы граффити могло что-то изменить, оно было бы незаконным». При разговоре о Музее уличного искусства не избежать вопроса о возможности и необходимости легализации стрит-арта, который хоть и давно перестал быть маргинальным видом искусства, остаётся по-прежнему вне закона. С другой стороны, до конца не ясно, нужна ли уличному искусству и стрит-арт-художникам легализация. Но, учитывая количество согласившихся принять участие в выставке Casus Pacis авторов, желание развиваться и становиться полноправной частью мирового культурного процесса уживается с присущим работающим в этом жанре мастерам бунтарством и стремлением к существованию за рамками как классического, так и современного искусства.

 

Для чего в Питере открыли музей уличного искусства и чьи работы там будут показывать. Изображение № 9.