Журнал Vice опубликовал интервью с Джоном Мартином, первым и единственным издателем Чарльза Буковски. В беседе он признался, что за 30 лет работы с Буковски ни разу не видел писателя пьяным. Мартин рассказывает, что его подопечный был очень вежливым и обходительным человеком. Это сильно расходится с публичным образом пьяницы, шовиниста и мизантропа, который культивировал Чарльз. С разрешения журналиста издания мы публикуем наиболее интересные выдержки из материала.

 

Джон основал издательство Black Sparrow с единственной целью — выпускать книги своего любимого писателя. Он наткнулся на его стихи в маленьком журнале и стал одержим идеей о том, что Буковски — новый Уолт Уитман. Каждый день после своей основной работы, где Мартин трудился с семи утра до пяти вечера, он отправлялся во второй офис, где снова работал до двух часов ночи. Отчасти благодаря его преданности и трудолюбию Буковски стал известным и востребованным писателем.

Когда они начали работать вместе, Буковски расписал свои ежемесячные расходы — 35 долларов на аренду квартиры, 15 на алименты, три на сигареты, десять на алкоголь и 15 на еду. Сегодня эта сумма кажется мизерной, но в 1965 году на неё можно было прожить. Мартин каждый месяц выплачивал ему по 100 долларов — ровно четверть своих доходов. Как только книги стали успешнее, зарплата писателя стала расти. В последние годы жизни Буковски получал по десять тысяч долларов каждые две недели и дополнительные выплаты в конце года. Издателю никогда не приходило в голову, что отдавать такие суммы человеку, известному как беспробудный пьяница, может быть плохой идеей.

«Я верил в него так же сильно, как он верил в себя. Это было похоже на религиозное обращение, когда человека невозможно переубедить. Верующий пойдёт в крестовой поход хоть на осле, несмотря ни на что. Вот как я относился к творчеству Буковски». Джордж волновался за своего подопечного только во время съёмок фильма «Пьянь», сценарий которого написал Буковски и даже появился в фильме в эпизодической роли.

 «За 30 лет я ни разу не видел Буковски пьяным»: Интервью с издателем Джоном Мартином. Изображение № 1.

Джон Мартин

издатель Чарльза Буковски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

   

«За 30 лет я ни разу не видел Буковски пьяным»

ДЖОН МАРТИН о Чарльзе Буковски

   

 

 

 

 

Хэнк чувствовал себя некомфортно, когда его окружали люди, он был настоящим одиночкой. По утрам он завтракал со своей женой, читал газету, шёл на гонки к полудню, возвращался домой к шести, ужинал в семь, а потом писал с восьми до двух часов ночи. И он не хотел, чтобы что-то мешало его расписанию. Он делал это семь дней в неделю. Мы проводили время вместе, и ему нравилось проводить время с Шоном Пенном, но я знал, что не стоит заходить к нему в гости каждый день — ему бы это очень не понравилось. Он был бы вежлив, он был самым вежливым человеком из всех, кого я знал, и самым честным. Он был очень почтительным и вежливым и всегда беспокоился о комфорте человека, который рядом с ним. Его публичный образ очень сильно отличается от настоящего Хэнка. Я был с ним знаком 35 лет, может быть, больше. И я ни разу не видел его пьяным. Ни единого раза.

Что? Серьёзно? Он пил часто, но немного?

Думаю, скорее наоборот. Он пил не часто, но когда он пил, он пил много. Так-то он пил каждый день, и в последние годы только хорошее вино. Помни, что он жил для того, чтобы писать, и, как многие писатели, во время работы, допустим, с восьми вечера до двух ночи, он попивал вино; это помогало ему работать.

То есть он чаще пил в компаниях? Пил только для того, чтобы нормально работать?

Да. Кроме того времени, когда снимали «Пьянь» и приглашали его на вечеринки и съёмки. Тогда он пил до слепоты, потому что был очень напуган. Он боялся людей.

Просто чтобы уточнить: вы были знакомы 35 лет, но вы никогда не видели его пьяным.

Я познакомился с ним в 1965-м, он умер в 1994-м, так что да, за те 30 лет, что я его знал, я ни разу не видел его пьяным.

Роман «Женщины» — точное описание его жизни в тот период?

О да. Он писал его в 1975-м, 1976-м и 1977-м. Я издал его в 1978 году. Он присылал мне рукописи по главам, и после каждой новой главы мне нужно было сесть, собраться с мыслями и убеждать себя в том, что это неправда.

Вы спрашивали его, насколько роман автобиографичен?

Я только звонил ему и спрашивал: «С тобой всё в порядке? Ты ведёшь себя нормально?» Знаешь, он был примерным гражданином, когда я был рядом. Давай признаем: я стал своеобразным способом побега от жизни, которую он вёл раньше. У меня есть сокровище, которое висит в рамочке на моей стене. Это клочок белой бумаги, на которой он напечатал: «Дорогой Джонни. Ты самый лучший босс из всех, что у меня были». Под надписью он нарисовал самого себя и подписал: «Генри Чинаски».