Герои
Как основать свой виниловый лейбл
Виниловая культура продолжает процветать, а DIY-лейблы, одежда и фанзины, кажется, бессмертны. Всем относительно понятно, что нужно сделать для того, чтобы запустить свою марку одежды ручной работы или выпустить номер собственного зина, а вот с лейблом, который выпускает музыку исключительно на виниле, всё немного сложнее. Мы попросили Сергея Ефремова, создателя лейбла Post-Materialization Music, рассказать нам, как основать свой лейбл, и дать пару советов новичкам.
Сергей Ефремов
создатель лейбла Post-Materialization Music
В 2008 году я собрал свою группу Post-Materialists. Музыку мы записывали дома, издавали на кассетах по десять копий и раздавали друзьям, они переписывали и передавали дальше. Потом я познакомился с Максом Ионовым, у которого был свой лейбл и шелкографский станок. Тогда я впервые увидел качественный отечественный DIY. На этой волне я завёл блог и рецензировал записи, которые он мне давал. Меня стали спрашивать, где можно их купить, и я основал свою небольшую дистро-контору, занимался распространением этих записей.
Мне захотелось издать сингл своей группы на виниле. Познакомился в Америке с молодым человеком, который нарезает пластинки практически на любой поверхности. Самый дешёвый вариант материала — одноразовые тарелки. Я заказал у него тираж из 40 тарелок, причём такую пластинку можно проиграть не больше 20 раз. После 20-го раза всё разрушается, можно выкидывать. Саморазрушающаяся музыка — в этом есть идея, и это не так безлико, как другие тиражные издания.
В какой-то момент я решил, что готов издавать музыку сам. Приобрёл себе шелкографский станок. Это не просто дешевле, чем заказывать печать; это, прежде всего, ручная работа, и в каждой пластинке есть что-то человеческое. У меня было две цели: издавать альбомы на виниле, потому что это знак качества, и продвигать экспериментальную музыку, к которой я больше всего тяготею, и обязательно российскую. Я заметил, что в США не очень любят издавать музыку не только из других стран, но даже из других штатов, и поэтому российская и украинская музыка на Западе — большая редкость.
СОВЕТ
Концепт лейбла даже не обязательно придумывать. У каждого из нас есть свои музыкальные вкусы, и именно ими нужно руководствоваться в первую очередь. Постарайтесь найти себе лейбл-проводник, а лучше несколько. Изучайте музыкальную индустрию досконально. Смотрите на то, как ведут дела и большие, и маленькие фирмы. Лично мы ведём свои дела основываясь лишь на увиденном и только изредка смотрим в специализированные книги.
Зарабатывать на музыке — это слишком громкая фраза для нашего времени. Лейблы вокруг разоряются или пытаются издавать альбомы на менее затратных носителях. Так что забудьте об этом хотя бы на первые несколько лет. Ставьте продвижение музыки на первый план и старайтесь просто «выйти в ноль» на релизах. Это не самая простая задача, но если вы будете верить в то, что делаете, вам будет легче.
Производство
Делать двусторонний винил гораздо дороже, чем односторонний, поскольку самая дорогая часть пластинки — это металлическая матрица, с которой они печатаются. Я подумал: зачем мне записывать песни на обе стороны, если они спокойно могут уместиться на одной? Чтобы как-то забить пустую сторону пластинки, мы решили напечатать на ней шелкографию. Выпустили 300 экземпляров, напечатали дома буклеты, обложки, потратили уйму времени. Но эффект от этого действительно отличный. Рецензии мы получаем больше на Западе, для них удивительно, что в России такое делают.
СОВЕТ
Если вы всё-таки решились на то, чтобы издать альбом на виниле, будьте готовы к большим затратам. И производство, и доставка сильно бьют по кошельку. На первое время постарайтесь найти завод поближе к вашей стране. Так вы сэкономите на доставке. Поройтесь в магазине винила на предмет современных пластинок. На многих из них указывается название завода-производителя. Выберите несколько, послушайте и сравните качество записи. Посмотрите на сами пластинки: толщина пластика и глубина вырезов сильно влияют на качество звука. Так вы сможете определить, какой завод делает хороший винил, а какой — халтуру.
Заказ. В большинстве случаев, вам предоставят бланк, в котором нужно будет указать ФИО, адрес и, собственно, написать, что вы хотите получить. Всё просто. Вы скидываете записи (предварительно разделив их на две части — сторона А и сторона Б) на адрес завода либо отправляете физический носитель обычной почтой и оплачиваете свой заказ. Через пару месяцев коробки с винилом прилетят в ваше почтовое отделение. Но не забудьте оплатить таможенную пошлину, иначе пластинки просто-напросто останутся на границе и будет очень много разбирательств и штрафов.
На подготовку одной партии уходит около двух месяцев — где-то месяц идут переговоры с заводом и изготовление, и ещё месяц нужно ждать, пока до тебя дойдёт посылка. За доставку больших партий производителям нужно платить огромную пошлину, и некоторые европейские производители соглашаются оформлять часть заказа как подарок, чтобы ни им, ни вам не пришлось переплачивать. Но такой способ прокатывает только в Европе, в США можно даже не надеяться на такое попустительство.
Заводам наплевать, физическое ты лицо или юридическое. Только крупные американские заводы заставляют подписывать соглашения об авторских правах. В России ведь ничего не зарегистрировано, ни один музыкант никак не защищает свои песни. На самом деле, это нужное дело, поэтому мы будем регистрироваться официально, чтобы защищать свои права и свою работу. Да, нам придётся платить налоги, но благодаря этому мы сможем составлять официальные контракты с артистами. И ставить свои условия. Хотя смысл в этом есть, только если вы нацелены на что-то большее, чем простой DIY лейбл.
Завод может предложить вам выкупить металлическую матрицу. Это выгодно, если вы захотите переиздать пластинку: вы сможете отправить заводу матрицу, и они напечатают вам ещё один тираж по дешёвке. Но это стоит делать, только если вы уверены, что пластинку придётся допечатывать. Выкупить матрицу — не самое дешёвое удовольствие, так что, если вы не рассчитываете на успешность релиза, вам она ни к чему.
Распространение
Для того чтобы нормальный портал написал рецензию на твой релиз, приходится отправлять его обычной почтой, что достаточно накладно. Отправляешь пластинки в 20 изданий и получаешь две рецензии. Хорошо, что у меня почта рядом с домом, потому что хожу я туда почти каждый день. Даже демо-записи по электронной почте часто не принимают. Все хотят получить живой носитель, потому что он передаёт гораздо больше. Когда я отправляю записи, я делаю специальную упаковку для каждой копии. Могу разбить альбом на четыре диска, упаковываю его в бокс, печатаю сопроводительный буклет с информацией о группе и альбоме.
Десять процентов денег или тиража мы отдаём музыканту, а все права на изданный материал мы оставляем за собой. Всё оформление разрабатываем мы сами, то есть стараемся выступать в роли соавтора релиза. Это делается для того, чтобы у альбомов была отличительная черта — тупо штамповать пластинки нам неинтересно, мы не видим в этом смысла.
Комментарии
Подписаться