Герои
Как винил возрождается в цифровую эпоху: Интервью с Петром Чинаватом, сооснователем магазина DiG
Теме возрождения виниловых носителей мы уже посвящали не один материал. На этот раз мы встретились с Петром Чинаватом, сооснователем магазина винила DiG и поговорили с ним о популярности пластинок, росте продаж и о том, зачем люди покупают винил в эпоху интернета и цифровых технологий.
интервью
Петр Чинават
сооснователь магазина DIG
FF. Вы наблюдаете возрождение винила, о котором многие говорят? Что происходит сейчас в индустрии винила?
За всю историю существования винила самый резкий спад популярности произошёл в конце 1980-х, когда появились компакт-диски. В среде аудиофилов многие отказывались от своей коллекции виниловых пластинок, отправляя чёрные диски на помойку и начиная собирать свою коллекцию заново на компакт-дисках. Случилось это во многом благодаря усилиям мейджор-лейблов, которые стали навязывать дистрибьюторам новый формат музыкального носителя.
С переходом на цифровой диск увеличилась цена за альбом с 6–8 до 12–15 долларов, что заметно увеличило прибыли крупных компаний. Виниловая пластинка ушла в тотальный андеграунд. Во второй половине 2000-х из-за развития интернета ежегодное падение продаж компакт-дисков стало слишком явным. Чтобы хотя бы частично возместить потери, мейджоры возобновили выпуск виниловых пластинок, параллельно с этим стали проводиться мероприятия для поднятия популярности винила. Показатели ежегодного роста продаж новых виниловых пластинок впечатляют — это десятки процентов.
FF. Но ведь всё равно не в масштабах 1970-х, не миллионными тиражами продаются?
Да, самые крупные тиражи последних виниловых пластинок у, скажем, Radiohead и Daft Punk, составили всего лишь 30 тысяч экземпляров. В одном из интервью Энди Аллен, глава Alternative Distribution Alliance, который специализируется на распространении продукции независимых лейблов, говорит, что на фоне падения всей музыкальной индустрии их компания чувствует себя замечательно и у них наблюдается ежегодный рост. Это не огромные цифры, однако для малоизвестной группы, чтобы покрыть траты на запись альбома и купить что-нибудь недорогое из аппаратуры, достаточно продать 1000 штук пластинок, и это уже будет важное подспорье.
Второй важный момент, который сопровождает возрождение виниловых дисков, — это процветание торговли секонд-хенд-винила. Все эти 20 лет, когда винил «отдыхал», во многих городах мира продолжали существовать маленькие независимые магазинчики, которые существовали за счёт перепродажи старых пластинок.
FF. Одним из таких магазинов стал DiG, который вы открыли в 2010 году. Как вы пришли к тому, чтобы начать продавать старый винил?
Я и двое моих товарищей, Гриша и Ваня, почти всю свою сознательную жизнь посвятили музыке: постоянно что-то слушали, ходили на концерты, обсуждали, сами играли в группах. Потом решили открыть такой магазин винила в галерее «Чистка одежды» на Китай-городе. Сейчас мы работаем в книжном магазине Циолковский на Новом Арбате. Название магазина придумал Гриша. По-английски dig значит «рыться», на сленге «дигать» значит «копаться в пластинках». Кроме этого, мы вдохновились одноименным фильмом про группу The Brian Jonestown Massacre. Недавно изданных пластинок в магазине около 20%, остальные — старые выпуски, но в хорошем состоянии, поскольку хранились на складах или у коллекционеров.
FF. Если коллекционируют винил во всем мире, то вот производят пластинки не во всех странах. В России ведь так и не возобновили выпуск винила?
В данный момент в мире существует примерно 30 виниловых заводов, половина из которых находится в США. Отечественные группы, если издаются на пластинках, то делают это в Чехии и Германии. В РФ по состоянию на сегодняшний день производство пластинок практически отсутствует. Примерно два года назад в Москве открылось небольшое производство виниловых пластинок. Однако, насколько мне известно, на 100% это место пока не работает. В СССР монополист «Мелодия» выпускал музыку на пластинках и лентах, после крушения СССР производство пластинок совсем исчезло к середине 1990-х. Считается, что последние виниловые диски были проштампованы в 1996 году. Старые отечественные пластинки, например Валерия Леонтьева, у нас можно купить от 50 рублей. А самая дорогая пластинка —
5 000 рублей за оригинальный выпуск второго альбома Led Zeppelin 1969 года.
FF. Вы продаёте б/у винил уже четыре года, какова динамика продаж?
Начали мы с 700 пластинок, сейчас в магазине их около 4 000. В первый год мы зарплату не получали вовсе, сейчас магазин для нас — основной источник дохода. Если в первый год мы могли продать 400 пластинок за три месяца, сейчас такое количество продается за месяц. В целом перспективы довольно радужные. Ежеквартально рост продаж составляет примерно 5%. К нам приходят и студенты, и серьёзные мужчины в костюмах, и пожилые советские интеллигенты. Как-то пришёл мужчина, выбирал пластинки, у него зазвонил телефон, там жена. Он попросил выключить музыку, чтобы жена не догадалась, что он в магазине пластинок. Потом рассказал, что она ругается на него, потому что весь дом завален пластинками. Он их тайно покупает и проносит домой.
FF. У вас на днях будет проводиться Всемирный день музыкального магазина — Record Store Day. Расскажи, что это за мероприятие?
Массовый интерес к таким мероприятиям — это ещё одно свидетельство возрождения винила. В 2007 году американские владельцы магазинов старого винила придумали идею ежегодного проведения Дня музыкального магазина — Record Store Day. Первый такой праздник был проведён в апреле 2008 года, и теперь каждую третью субботу апреля он празднуется по всему миру. Этот праздник активно поддерживают известные музыканты от Джека Уайта (The White Stripes) до Чака Ди (Public Enemy). Суть такова: лейблы, музыканты, магазины и энтузиасты выпускают специальные релизы к этому дню. В субботу утром магазины открываются и выставляют на продажу эти пластинки, многие из которых за считанные часы-дни становятся раритетами. Важное условие: пластинки сначала должны продаваться в самом магазине и только после праздника могут выкладываться онлайн. Во второй половине дня каждый магазин устраивает вечеринку, на которой прямо в магазине выступает живая группа.
FF. Что в DiG планируется в этом году?
В нашем магазине это мероприятие полноценно первый раз проводилось в прошлом, 2013 году, тогда мы даже выпустили собственный сборник на кассете. В этот году праздник состоится 19 апреля, и мы заказали более десятка специальных релизов из разных стран, которые были выпущены к Record Store Day, а также устроили редкий для РФ формат — битва one man-band’ов: Leo Fishhead vs Vlad Waxula, где два человека, каждый из которых играет одновременно на двух барабанх, гитаре и поёт, будут соревноваться в импровизации.
FF. В чём, по-твоему, магия винила? Почему люди покупают пластинки в век цифровых технологий?
Магия в звуке. Винил любят за мягкость и теплоту звучания, которую может передать аналоговая запись. Старые пластинки хороши тем, что, как правило, гораздо лучше записаны. Потом это целый ритуал по прослушиванию музыки. Думаю, многим любителям виниловых пластинок, как и мне, важен процесс. Я лично люблю сесть в мягкое кресло, достать из конверта с красивой обложкой пластинку, поставить её на иглу, включить и спокойно посвятить время только музыке. От этого я успокаиваюсь и получаю особое эстетическое удовольствие.
Фотографии: Ксения Кетрар.
Комментарии
Подписаться