Недавно мы писали о выходе книге Street Art Seoul, посвящённой граффити на улицах столицы Южной Кореи. Высказать свое мнение относительно этого издания и уличного искусства в азиатских странах мы попросили граффити-художника Дмитрия Аске.

Мнение: Граффити-художник Дмитрий Аске об азиатском уличном искусстве. Изображение № 1.

Дмитрий Аске

граффити-художник, сооснователь журнала Code Red

Street Art Seoul — очередное издание об уличном искусстве в отдельно взятом городе. На мой взгляд, подобные книги не представляют большого интереса для граффити-райтеров и уличных художников, но могут понравиться неискушённому зрителю.

Я был в Сеуле в 2012 году и, честно говоря, видел там очень мало граффити и стрит-арта. В основном в городе были флопы и теги, и их было немного. Правда, один раз мы видели место для легального рисования в одном из подземных переходов в очень крутом парке вдоль реки Ханган. Там на стене висела табличка, на которой было написано, что, если вы хотите порисовать, нужно обратиться в управу, чтобы получить разрешение. Метро в Сеуле — идеально чистое: за две недели я не видел там ни одного тега.

И всё же граффити и уличное искусство в Азии сейчас развивается очень активно. Периодически в сети попадаются работы авторов из Китая, Японии, Кореи, Таиланда и Индонезии. У них есть свои талантливые райтеры с интересными стилями, но в общей массе люди стараются подражать Европе и Америке. Это подтверждают и фотографии работ, представленных в книге Street Art Seoul. В Южной Корее влияние США, которое захлестнуло страну после окончания гражданской войны 1950–1953 годов, до сих пор ощущается очень сильно. Тем не менее я думаю, что спустя несколько лет мы вполне можем ожидать больше интересных стилей от корейцев и их соседей.

В Китае, например, некоторые граффити-райтеры используют вместо латиницы иероглифы: для западного человека это выглядит очень круто и необычно. Touch — один из таких райтеров. А в Японии есть очень стильный граффити-художник по имени Suiko, который рисует на мировом уровне. Так что, думаю, на райтеров и уличных художников из Кореи интересно будет посмотреть лет через пять: возможно, они также начнут использовать свой алфавит и больше опираться на своё собственное культурное наследие, а не просто подражать Западу.