Уличные художники во всём мире не просто создают искусство в городском пространстве, но и высказываются по волнующим их вопросам посредством изображений: против социальной несправедливости, коррупции, пропаганды в СМИ и на другие насущные темы. Таким активизмом уже никого не удивишь, но есть страны и проблемы, в которых подобные высказывания, особенно сделанные посредством так называемого «вандализма», — это риск, во много раз превышающий тот, на который идут многие известные граффитчики.

В этом материале мы расскажем о художниках с Ближнего Востока и из Северной Африки, выступающих за права женщин и против дискриминации.

 

 

 

5 исламских уличных художников, выступающих за права женщин. Изображение № 1.

   

Ая Тарек

Египет

   

Хотя расцвет уличного искусства в Египте пришёлся на революцию 2011 года, Ая Тарек начала рисовать на стенах Александрии ещё в 2008 году, когда ей было всего 18. Многие считают её одним из первых серьёзных уличных художников в Египте. Помимо граффити, Тарек продюсировала и снималась в нескольких независимых фильмах. В последнее время она не только работает на улице, но и участвует в художественных выставках по всему миру.

Художница открыто выражает своё мнение относительно социальных и политических проблем, но при этом стремится снять с себя ярлык «художницы с Ближнего Востока»: «Я хочу, чтобы критиковали мою работу, технику, её художественную ценность, а не ценность, которую она приобретает из-за политической ситуации в моей стране или из-за того, что я женщина. Если бы я была из Европы или США, моё творчество оценивали бы по существу. Из-за того, что я египтянка, всё, что я слышу, — это «ты такая смелая, ведь ты продолжаешь творить, несмотря на все страдания».

5 исламских уличных художников, выступающих за права женщин. Изображение № 2.

 

5 исламских уличных художников, выступающих за права женщин. Изображение № 3.

   

Хассан Хажаж

Марокко

   

Марокканский художник Хассан Хажжаж создаёт работы в смешанной технике, которые стирают стереотипы, связанные с арабской культурой. Когда ему исполнилось 14, Хассан переехал в Лондон, где на него повлияла хип-хоп-культура и местная сцена, но при этом он не забывал о североафриканском наследии. Результат налицо: в своём последнем проекте Kesh Angels Хассан фотографирует марокканских байкерш в паранджах, а фотографии оформляет в рамки из упаковок каноничных западных брендов, вроде Pepsi, LEGO и Nike. Художник рассказывает о том, почему он выбрал байкерш в качестве героинь своих работ: «Меня очень расстраивает, что моя родная страна рассматривается как фон, рынок сбыта для западных продуктов».

Хассан решил показать, как местные женщины трансформируют западный образ жизни, который им навязывается, и как американские ценности адаптируются в марокканских реалиях. В более ранней серии фотографий My Rockstars Хассан снимал своих личных героев, среди которых были заклинатели змей, уличные торговцы и художники — и, что немаловажно, женщины наравне с мужчинами. Именно такое отношение к девушкам, не предусматривающее их определение в отдельную категорию, и есть настоящее, искреннее признание равенства.

5 исламских уличных художников, выступающих за права женщин. Изображение № 4.

 

5 исламских уличных художников, выступающих за права женщин. Изображение № 5.

   

Шамсия Хассани

Афганистан

   

25-летняя уроженка Афганистана Шамсия Хассани начала рисовать граффити в 2010 году, вдохновленная мастер-классом британского уличного художника Chu. Реалии города, в котором идёт война, отпугнули других студентов курса от применения полученных знаний на практике. Женщинам приходится сталкиваться и с другими проблемами: даже те, что выходят на улицу в парандже, полностью скрывающей тело, могут услышать комментарии по поводу кистей рук или щиколоток, а уж если они занимаются «вандализмом», то излишнего и порой оскорбительного внимания избежать практически невозможно. Но Шамсия не смогла устоять перед соблазном оживить высокие и пустые стены зданий Кабула.

Хассани работает как в промышленных районах и заброшенных зданиях, так и в культурном центре города. Помимо атак со стороны местных блюстителей морали, ей приходится опасаться выстрелов и взрывов, поэтому она тщательно продумывает каждый эскиз и работает очень быстро. Не удивительно, что в таких условиях на протяжении двух лет она была единственным уличным художником в Афганистане. На многих её работах изображены женщины в паранджах, но с современным силуэтом, выдающимися бедрами и угловатыми плечами. Другие персонажи её работ — рыбы, заточённые в аквариумах; общие черты у этих образов найти не сложно.

 

5 исламских уличных художников, выступающих за права женщин. Изображение № 6.

 

5 исламских уличных художников, выступающих за права женщин. Изображение № 7.

   

Эль Зефт

Египет

   

«Операция против сексуальных домогательств» осуждает нападения на демонстрантов в Каире во время антиправительственных митингов. Организация была информирована о 19-ти случаях группового сексуального насилия над женщинами только в течении одного месяца и сумела помочь 15-ти из них, оказав необходимую медицинскую помощь.

Египетский уличный художник Эль Зефт сделал рисунок, который стал частью информационной поддержки организации: портрет египетской царицы Нефертити в респираторе. Маски для защиты органов дыхания уже стали символом современного протеста, а образ Нефертити в данном случае — демонстрация женской силы.

Эль Зефт опубликовал фотографию своей работы с подписью: «Я посвящаю эту работу всем женщинам нашей любимой Революции… Без вас мы бы не справились. Спасибо».

5 исламских уличных художников, выступающих за права женщин. Изображение № 8.

5 исламских уличных художников, выступающих за права женщин. Изображение № 9.

   

Ал Абдали

Саудовская Аравия

   

Ал Абдали — одна из первых уличных художников Саудовской Аравии. 22-летняя райтерша окончила факультет графического дизайна и работает младшим преподавателем в университете. Рисуя на улицах Джидды, экономической столицы и порта, который принимает на себя основной поток паломников, направляющихся в Мекку, Ал Абдали рискует больше, чем другие художники. Женщина не скрывает своего лица, как многие коллеги.

У Ал прогрессивные взгляды на гендерное неравенство в своей стране: «Хотя меня волнуют проблемы женщин, я никогда не стремилась бороться с гендерным неравенством как таковым. Но я не смогла не выразить своё мнение из-за массового помешательства на защите „девочек“ и „девичьей чести“ и форм контроля, которому подвергают женщин в Саудовской Аравии».

5 исламских уличных художников, выступающих за права женщин. Изображение № 10.