Герои
10 диджеев, изменивших мир музыки: Выбирает DJ N-Tone
Мы продолжаем публиковать списки лучшего, по мнению наших друзей. Книги об уличной культуре и музыке у нас уже были, поэтому мы решили обратить внимание на людей, без которых современная музыка была бы совершенно другой, — на диджеев. Список работников микшера и вертушек, которые изменили музыкальную культуру, для нас составил диджей N-Tone — один из лучших отечественных turntable DJ-ев, член BEAT4BATTLE RUSSIA — российского отделения международной организации битмейкеров и тернтэйблистов.
1.Kool Herc
Легендарная личность, чьё влияние на современную музыкальную культуру сложно переоценить. В конце 60-х он, будучи еще подростком, перебрался с Ямайки в США, став одним из первых диджеев в Бронксе. Именно его рукам принадлежит первый «looping» или «breakbeat» ― зацикливание фрагмента с чистыми ударными партиями с помощью двух одинаковых пластинок. Человек, создавший фундамент того, что ныне и есть хип-хоп музыка. Гений. Начало начал. Альфа и Омега.
2.Grand Wizard Theodore
Еще один пионер хип-хоп диджеинга, ученик легендарного Grandmaster Flash. Theodore — это фигура, без которого, наверное, не было бы и турнтейблистов (turntablists). Почему? Всё просто: в середине 70-х именно он изобрёл скрэтчинг (scratching) ― манипуляции со звуком за счёт движения пластинки вперед и назад. Именно он начал его поднимать, совершенствовать и впервые показал скрэтч-хип-хоп сообществу. Еще одна важнейшая веха в истории диджеинга, не так ли?
3.DXT (Grandmixer DXT)
Человек, давший колоссальный толчок для популяризации хип хоп диджеинга (и turntablism культуры) в целом. DXT — без преувеличения часть исторического для современной музыки синтеза диджея и джазового музыканта. Он поработал с одним из наиболее влиятельных музыкантов ХХ века — Херби Хэнкоком (Herbie Hancock). Именно это сочетание в далёком 1983 году показало, что диджей является музыкантом, частью оркестра, со своей изюминкой в треке, которую невозможно убрать или выкинуть. Речь идёт о треке «Rock it» c альбома «Future Shock», где DXT исполнил свою легендарную скрэтч-партию. Именно после этого многие подростки не только в США, но и в Европе (если не во всём мире) брали проигрыватели, стереосистемы своих родителей и подражали движениям DXT.
4. DJ Shadow
Участник первого состава коллектива UNKLE, блестящий мастер своего дела, коллекционер пластинок, да еще и человек, который открыл миру то, что ныне называется trip hop. Этот термин впервые использовал журнал Mixmag в 1993 году, описывая стиль сингла «Influx», вышедшего из-под «пера» DJ Shadow. Спустя три года Shadow выпускает «Endtroducing» — первый альбом, полностью построенный на сэмплировании. Как итог — всеобщее признание, уверенное место в истории современной музыки и попадание в книгу рекордов Гиннесса.
5.Invisibl Skratch Piklz
Рассматривать этот коллектив как отдельных диджеев очень трудно, ведь они эдакий мега-трансформер, состоящий из кучи маленьких роботов-деталей. Законодатели новой школы turntablism культуры, первый dj-оркестр, огромное количество нововведений в технике скрэтчинга. За ними ― популяризация turntablism культуры в 90-х и 2000-х в совершенно новом формате. Достаточно хотя бы вспомнить нетленный мультфильм Wave Twisters 1998 года (очень советую посмотреть), огромное количество видео скрэтч-тейпов (Shigga Fragga, Turntable TV), обучающих видеокассет, DVD по тематике скрэтчинга (DIY,Scratchloopedia Breaktannica), первый battle/scratch релиз специально для turntablists, с необходимыми уже скомпилированными для скрэтчинга и баттлов битами, звуками, эффектами и тонами («Battle Breaks» ― 1992-1993 годы) — далеко не полный список привнесённого в культуру. Состав команды: Disk, Shortkut, Flare,Yogafrog, D-Styles, Q-bert, Mix Master Mike, Apollo. Ходят слухи о том, что они вновь соберутся в старом составе. Было бы отлично!
6.Frankie Knuckles
Этот уроженец Нью-Йорка — ни много ни мало «Godfather of house music», звезда и желанный артист легендарнейшего Warehouse club, за свои заслуги в области музыкальной культуры получивший место в Dance Music Hall of Fame. Человек, посмотревший на танцевальную музыку 70-х и 80-х годов совершенно по-новому, под другим углом, ощущая ветерок надвигающихся на то время 90-х. Алхимик танцевальной музыки, оперировавший материалом старых диско- и пост-диско-треков, ― причудливо, свежо и смело. Человек, освежавший классику, порой уже забытую. Его творческий путь удивителен: начиная с 70-х и 80-х — покупки первой драм-машины, первых музыкальных экспериментов — до начала 90-х и статуса одного из влиятельнейших персон в набирающем огромную популярность музыкальном стиле house и затем уже 2000-е — живая легенда жанра.
7.Ed Rush
Думаю, что для всех почитателей drum`n`bass музыки его имя — далеко не пустой звук. Именно с этим именем, как правило, связывают появление такого поджанра, как techstep, явившийся своего рода ответом на тенденции «припопопсованности» и «умягченности» в драм`н`бэйс музыке середины 90-х (а уже позже — neurofunk, наряду с такими представителями жанра, как Dom & Roland, Technical Itch). В данном случае процесс идёт совершенно наоборот: более жесткие, порой хардкорные звуки, тяжелые драм-партии и басовые линии. Такая постановка была более актуальна скорее для бельгийского звука, но уж никак не для английского. Послушайте его трек «What`s up», и вы всё поймёте. Вот она ― трансформация!
8.Francis Grasso
Этот американский соул диск-жокей из Нью Йорка по праву (даже историческому) ― «дедушка» всех современных клубных диджеев. Известен тем, что именно с его лёгкой руки в обиход терминологии и практического применения вошли такие понятия, как «beat matching» или «mixing» — основа всей техники современных клубных диджеев. Кстати, именно он впервые начал использовать наушники как часть диджейского сетапа, отслушивая в них трек и подгоняя его по скорости с треком, играющим на данный момент. Особая философия работы с людьми на танцполе, преобразование музыкальной энергетики, взятие её у людей прямо во время своего сэта и отдача её им же в многократном размере, тонкость теории и практики ― пожалуй, отправная точка для всего того, что сейчас мы имеем в культуре клубного диджейства. В лучших её традициях.
9.Grandmaster Flash
Возвращаясь в лоно хип-хоп культуры, не могу не отметить заслуги этого поистине удивительного и весьма смелого мастера. Говорить о его работе с командой Furious Five? конечно же, можно и нужно, благодарить за неё ― тоже! Сингл этого коллектива «The Message», записанный в 1982 году, ― по одной из версий, самый влиятельный сингл в хип-хоп-культуре вообще. Flash начал свои эксперименты на диджейском поприще, еще будучи подростком, являясь по праву одним из пионеров хип-хоп-культуры. В числе его инноваций, которые пользуются огромным вниманием и по сей день, такие фишки как «quickmixing» — быстрое микширование, «punch phrasing» — использование коротких, ярких звуков (к примеру, horn hits) и подмешивание их в трек. Его микс «Adventures of Grandmaster Flash On The Wheels Of Steel» 1981 года — пример того, как должен работать настоящий виртуоз. То, что называется «only to turntables and a mixer». Гимн. Образец. Достояние.
10.Reginald Fessenden
Напоследок ― самое интересное. Начнём с вопроса: а кто же вообще был первым диск-жокеем? Как ни странно, но им можно считать американского инженера, соратника знаменитого Томаса Эдисона (который изобрел в 1877 году цилиндрический фонограф ― прадедушку всех современных вертушек) — Реджинальда Фессендена.
Именно он в конце 1906 года послал в эфир незакодированные радиосигналы — музыку и речь — из местечка Брэнт-Рок, неподалеку от Бостона, ошарашив корабельных телеграфистов в Атлантическом океане. Фессенден произнес короткую речь, объяснив суть происходящего, прочитал библейский текст «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» и сыграл несколько соло на скрипке, сопроводив их пением. Кроме того, он стал первым в мире диск-жокеем, поскольку отправил по радиоволнам музыкальную запись — ларго Генделя в исполнении Клары Батт.
Комментарии
Подписаться