Герои
Портрет: Лев Термен, советский учёный и изобретатель
FURFUR продолжает рубрику «Портрет», в которой изучает биографии важных исторических персонажей и настоящих примеров для подражания. В новом выпуске мы решили рассказать о советском изобретателе Льве Термене, создателе терменвокса.
В своем знаменитом романе Томас Харрис упоминает о том, что однажды Ганнибал Лектер вернулся с аукциона Sotheby's с весьма необычными покупками. Он приобрел два инструмента: клавесин, созданный в конце восемнадцатого века во Фландрии, и терменвокс, созданный в России в веке двадцатом. Последний, по словам автора, возбуждал любопытство Лектера с раннего детства, и он даже пробовал самостоятельно соорудить это необычное приспособление для извлечения невероятных звуков.
Придумал терменвокс российский изобретатель Лев Термен, чье имя долгие годы старательно вымарывалось из истории страны. А вымарывать пришлось более чем предостаточно, ведь Термен за свою долгую и полную невероятных событий жизнь успел оставить заметный след в самых разных областях.
Занимаясь научными исследованиями и разрабатывая сигнализационные системы и подслушивающие устройства, во всем мире он прославился благодаря изобретенному им музыкальному инструменту, изначально названном «Аэрофон», но с легкой руки журналиста «Известий», получивший название «терменвокс». Примечательно, что несмотря на другие важнейшие разработки и изобретения в области электроники, «именное» название сохранилось только у терменвокса.
Портрет
Лев Термен
МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
Российская империя
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
учёный и изобретатель
ГОДЫ ЖИЗНИ:
1896–1993
Хронология
1896
15 августа в Санкт-Петербурге в дворянской семье родился Лев Термен.
1916
После окончания университета Термена призывают в армию и направляют на ускоренную подготовку в Николаевское инженерное училище, а затем на офицерские электротехнические курсы.
1919
Термен получает приглашение на работу в Физико-технический институт.
1921
Лев Термен демонстрирует свой первый терменвокс на VIII Всероссийском электротехническом съезде. Газета «Правда» печатает восторженный отзыв, на радио прошли концерты для широкой аудитории.
1923
Начинает сотрудничать с Государственным институтом музыкальной науки в Москве.
1925
Изобрёл одну из первых телевизионных систем, получившую название «Дальновидение».
1931
Через несколько лет после переезда в США Термен становится директором основанной им Teletouch Inc и занимается разработкой системы сигнализаций для тюрем Синг-Синг и Алькатрас. Лев Сергеевич обретает все большую популярность и заводит дружбу с Джорджем Гершвином, Морисом Равелем, Чарли Чаплином и Альбертом Эйнштейном.
1938
Термена принуждают вернуться в Советский Союз. Он тайно уезжает из США, оформив на имя владельца фирмы «Teletouch» Боба Зинмана доверенность распоряжаться его имуществом. Взять с собой жену ему не позволяют.
1939
Изобретателя арестовывают и под угрозой расстрела заставляют признаться в убийстве партийного деятеля Кирова.
1947
Льва Термена реабилитируют, он продолжает работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД, где занимается разработкой подслушивающих систем.
1991
В возрасте 95 лет Лев Сергеевич вступает в коммунистическую партию. На вопрос, зачем он вступает в нее уже после развала СССР Термен отвечает: «я обещал Ленину».
Лев Термен всегда разрывался между наукой и музыкой. Он окончил консерваторию по классу виолончели, при этом параллельно обучался на физическом и астрономическом факультетах Петербургского университета.
Свои первые опыты в области электроники Термен начал проводить как раз в то время, когда в России стали подниматься народные волнения, а свой первый инструмент он изобрел через несколько лет после октябрьской революции. И пока рабочие массы добивались хлеба, Термен устраивал зрелища: он успел продемонстрировать терменвокс Владимиру Ильичу Ленину, который даже попытался исполнить на нем «Жаворонка» Глинки. Вождю революции настолько понравился терменвокс, что он распорядился выдать Термену бесплатный железнодорожный билет «для популяризации нового инструмента» по всей стране.
Этому изобретению предшествовало куда более прозаичные опыты: в физико-техническом институте, где Термен работал над радиоизмерением диэлектрической постоянной газов при переменных температуре и давлении, он обратил внимание, что прибор издавал звук, высота и сила которого зависела от положения руки между обкладками конденсатора. Так Лев Термен обрел собственный голос.
Но изобретатель понимал, что его стремление к созданию небесной музыки будет финансироваться только в том случае, если помимо искусства, его исследования будут «служить делу партии». И он изобретает охранную сигнализацию, которая есть ни что иное, нежели упрощенный вариант терменвокса: едва человек оказывается в электрическом поле, раздается звуковой сигнал. И по сей день в основе работы сигнализаций используется принцип, придуманный Терменом.
Мировая слава
Участие в международной конференции по физике и электронике, где он продемонстрировал свои изобретения, принесли ему всемирную славу.
Затем последовали приглашения из Лондона, Берлина, Парижа. В последнем концерт Термена прошел с небывалым успехом: такого количества зрителей в Гранд-опера не видели 35 лет.
Лев Сергеевич принимает решение о переезде в США. В штатах Термен запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации и организовал компанию Teletouch и Theremin Studio, арендовав в Нью-Йорке сразу на 99 лет шестиэтажное здание для своей студии. Это послужило поводом создать в США торговые представительства СССР, под прикрытием которых стали работать советские разведчики.
Помимо уже упомянутых терменвокса и сигнальной системы, он разработал первую в мире телевизионную установку, устройство подслушивания «Буран», работал над идентификацией голоса в криминалистике, технологией распознавания речи и военной гидроакустикой.
Но было и еще одно, весьма любопытное направление его научных изысканий: технология заморозки человека. Когда стало известно о смерти Ленина, именно Термен послал своего помощника в Горки с предложением заморозить тело вождя, чтобы спустя годы воскресить его из мертвых. Но выяснилось, что к этому моменту тело уже было подготовлено к бальзамированию. На этом свои изыскания в борьбе со смертью Термен оставил. Весьма вероятно, что он видел и другой способ остаться бессмертным.
В 1989 году состоялась встреча Льва Термена и Брайана Ино. После чего Ино рассказывал, как показал Льву Сергеевичу синтезатор: «включаю его, и Термен делает так: «Бип!». Потом говорит: «Очень хорошо» — и не тронул больше ни одной клавиши».
Возвращение в СССР
Чем бы не начинал заниматься Термен, его увлечение музыкой всегда одерживало верх. В его знаменитую студию на 54-й авеню частенько приходил Альберт Эйнштейн, и они вместе музицировали. Физик — на скрипке, изобретатель — на терменвоксе. Термен даже взялся за осуществлние идеи Эйнштейна по соединению музыки и пространственных образов. Ее воплощением стал новый инструмент – ритмикон. Он представлял собой огромные колеса с нанесенными на них узорами, которые вращались перед стробоскопом. При изменении высоты звука, менялась частота вспышек и сами рисунки, создавая эффект движения стен помещения.
Но он решил пойти еще дальше и изобрести такой инструмент, который бы рождал музыку из танца – терпситон. Принцип его работы такой же, как у терменвокса, только звуки извлекаются всем телом танцора. Для создания концертной программы Термен пригласил группу Афроамериканской балетной компании. С терпситоном дело не заладилось, но Термена покорила танцовщица труппы, мулатка Лавиния Вильямс, которую он решил сделать своей женой. В Америке 1938 года подобный брак сулил множество неприятностей, и Термен лишается важных для разведки контактов и получает приказ срочно вернуться в Советский Союз.
По возвращении в Ленинград его арестовывают и «шьют» уголовное дело. Под угрозой расстрела Термена вынуждают признать себя виновным в тщательно спланированном убийстве Кирова. Версию убийства спецслужбы придумали весьма оригинальную, под стать изобретателю. Якобы Киров решает посетить Пулковскую обсерваторию. Астрономы предварительно закладывают фугас, и не куда-нибудь, а в маятник Фуко, Термен же радиосигналом из США должен был взорвать его, как только приблизиться Киров. Почем-то никого не смутило, что маятник Фуко находится не в Пулково, а в Казанском соборе. Но за столь «дерзкое преступление» Льву Сергеевичу дали восемь лет и отправили на Колыму. Но и там Термен сумел себя проявить свои способности: он механизировал процесс перевозки камней для дороги, построив тачку с монорельсом. Его бригаде втрое увеличили паек.
Вскоре его перевели в контору, где он всю войну разрабатывал оборудование для радиоуправления беспилотными самолетами и радиобуи для военно-морских операций. Затем еще 40 лет Термен работал на КГБ, и даже удостоился сталинской премии, пока в 70 лет не решил вернуться к главному делу своей жизни – музыке.
Лев Сергеевич устраивается в акустическую лабораторию Московской государственной консерватории.
Надо сказать, что за все годы пребывания в СССР после отъезда из Штатов, во всем мире Термена благополучно похоронили, и в энциклопедиях даже стоял год его смерти – 1938. Период безвестия прекратился после того, как журналист New York Times, готовивший репортаж о Московской консерватории, не проведал, что великий Термен жив. Начался переполох, и перепуганное начальство уволило престарелого механика (а именно в такой должности он работал), и все его оборудование попросту выбросили на помойку.
В последние годы жизни Термен работал в акустической лаборатории при МГУ, где по-прежнему занимался усовершенствованием своего терменвокса.
На пике его славы музыкальные критики указывали на то, что Термен нередко фальшивил. Ученые-физики поговаривали, что ничего принципиально нового он не изобрел, но список музыкантов, использующих терменвокс, с каждым годом неуклонно растет. В шутку Термен всегда говорил, что его фамилию стоит читать наоборот — «Не мрет». И эта шутка оказалась на редкость правдивой.
ритмикон
Внешний вид
Термен легко заводил знакомства с нужными советской разведке людьми. Имея блестящее образование и менее блестящие манеры, даже с самыми значительными фигурами того времени он вел себя непринужденно и раскованно. Одевался Лев Сергеевич ккак человек, всегда готовый выйти на сцену перед огромной аудиторией. Белоснежная рубашка с высоким воротом, идеально сидящий костюм и черная бабочка – образ никак не соотносимый с советской действительностью, в которую ему пришлось так скоро окунуться.
Комментарии
Подписаться