Os Gemêos — бразильская граффити-команда двух братьев-близнецов, Отавио и Густаво Пандольфо. Близнецы начали рисовать в конце 80-х в информационной изоляции, поэтому они по-своему интерпретировали как граффити, так и хип-хоп-культуру в целом. В результате они не только определили формирование уникального бразильского стиля в уличном искусстве, но и стали мировыми звёздами.

Их персонажи — жёлтые человечки, которые присутствуют на большинстве работ, от стенных росписей до скульптур, — давно стали своеобразным брендом. Недавно художники создали этикетку для лимитированной коллекции коньяка Hennessy, а мы получили возможность пообщаться с Отавио и Густаво на пресс-конференции в честь её запуска. Оказалось, что помимо граффити художники занимаются социальными проектами, а вот к алкоголю относятся прохладно.

 

«Мы хотим сломать границу между богатством и бедностью»: Интервью с граффити-командой Os Gemêos. Изображение № 1.

 

Os Gemêos

граффити-команда

  

О СЕМЬЕ

Между нам есть что-то вроде телепатической связи. Это сложно объяснить, это нечто магическое, оно появилось ещё до того, как мы родились. Это вне нашего понимания, мы даже не стараемся это постичь. У нас есть и другие братья, но с ними мы не чувствуем такой сильной связи, как друг с другом. Наша мама художница, она вышивает, старший брат — скульптор, он тоже участвует в нашей работе, как и наша сестра.

О БРАЗИЛИИ

Мы родились и выросли в центре города. Сан-Паулу не следует правилам, он беспорядочный, интересный, непредсказуемый, поэтому нам хотелось использовать все его возможности. Нужно научиться в нём жить, и мы нашли выход в рисовании. В 80-е граффити был нашим способом узнать его, лучше понять. Мы рисовали без разрешения, днём, а не ночью, при полиции.

В Бразилии очень развито граффити на поездах, и город стал продвигать это направление. Мы сами попросили у транспортной компании разрешения официально участвовать в росписи поездов. Мы не ожидали, что они согласятся, но всё равно попробовали. Это было непросто, это был настоящий вызов, но мы хотели использовать поезд как способ нести искусство в народ. Мы пригласили и других художников — бразильских, немецких, итальянских. Это была не просто роспись поездов, а большой социальный проект — во всех городах, мимо которых проезжал этот поезд, мы устраивали мастер-класс по рисованию для детей в местных школах. Организовать это нам помог наш друг, учитель.

О РОССИИ

У нас есть литовские корни, поэтому нам было очень интересно посетить страны Восточной Европы. Мы считаем, что в каком-то смысле Россия и Бразилия похожи, информация об уличной культуре доходила до нас поздно, поэтому эта культура развивалась очень самобытно.

Мы два раза были в Москве. В прошлый раз у нас было чуть больше времени, а в этот, к сожалению, не удалось погулять по городу и полюбоваться граффити. Но мы следим за тем, что происходит с искусством в России. Нам очень нравится группа «Война», мы считаем, что они делают очень важную вещь, напоминают, что важно ни при каких обстоятельствах не опускать голову и не сдаваться.

 

«Мы хотим сломать границу между богатством и бедностью»: Интервью с граффити-командой Os Gemêos. Изображение № 2.

 

ОБ УЛИЧНОМ ИСКУССТВЕ В ГАЛЕРЕЯХ

Мы считаем, что художник должен использовать все существующие возможности. Вы ведь можете днём работать журналистом, а ночью райтером? Так и мы можем исследовать разные области. Мы считаем себя частью мира современного искусства. Это открывает новые двери. Когда мы работаем в галерее, мы превращаем свободное пространство в нечто необычное.

Улица нас научила всему, что мы делаем. Мы не сравниваем улицу и галерею, а четко разделяем эти пространства. Мир современного искусства очень закрыт, и мы хотим сломать этот барьер. Наша работа в галереях — ещё один вид ответа. Мы считаем, что наше искусство должно быть доступно всем, не только богатым, но и бедным, и людям, которые не знают, что такое музей и где он находится. Хочется, чтобы, смотря на произведения искусства, человек на несколько секунд забывал о том, кто он и куда ему надо идти. Работы, которые заставляют человека забыть об этом, ломают границу между богатством и бедностью.

О СОБСТВЕННОМ СТИЛЕ

В 80-е, когда мы только начали увлекаться хип-хопом, в местном кинотеатре показывали только два фильма на эту тему, и мы ходили на них по пять-шесть раз. Мы импровизировали, потому что не знали, что происходит вне Бразилии. Мы ходили в библиотеку, брали книги, вырывали из них страницы и убегали. Это делали не только мы, так же развивались и другие художники.

До 1999-го мы не выезжали за пределы Южной Америки. У нас не было интернета, не было журналов. При этом мы уже жили в культуре хип-хопа, были би-боями больше двадцати лет. В Бразилию приехал художник из США, мы познакомились, он увидел наши работы и рассказал о них. После того, как американская газета написала о нас и мы стали получать очень много предложений, начали путешествовать.

Нас часто просят объяснить смысл какой-то работы, но мы считаем, что не нужно говорить о том, что рисуешь. Можете быть уверены, что у всех наших работ, даже у самых маленьких, есть своя история, но люди должны смотреть на них и находить что-то своё, личное.

Жёлтый цвет — вопрос необходимости. Сан-Паулу — очень серый город, и нам хотелось раскрасить его, сделать его весёлым. Мы с ранних лет пытались найти этот яркий цвет, цвет жизни, и нашли его. Мы считаем, что каждый должен добавить его в свою жизнь.

 

«Мы хотим сломать границу между богатством и бедностью»: Интервью с граффити-командой Os Gemêos. Изображение № 3.

 

ОБ ИНТЕРНЕТЕ

Мы благодарим бога за то, что были частью поколения без интернета. У нас было время на рисунки, нас ничего не отвлекало. Мы и сейчас работаем руками и карандашом, а телефоны используем только для того, чтобы звонить. Мы очень много работаем и до сих пор рисуем на улицах. Для того, чтобы стать известным, тебя должны видеть на улицах, не только в интернете.

О ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Сейчас мы работаем над 6-метровой скульптурой. Это колоссальная работа, и без помощи тут не обойтись. Но у нас очень дружелюбная атмосфера в студии, иногда мы посреди дня бросаем всё и начинаем, к примеру, музицировать, чтобы расслабиться и взбесить соседей.

В нашей студии в Сан-Паулу работает шесть человек: администрация и технический персонал — но за креативную часть отвечаем только мы. Нам важно чувствовать себя хорошо с теми людьми, с которыми мы работаем, поэтому это работа по любви, по дружбе.

Мы не очень любим алкоголь. Конечно, процесс создания алкоголя — это кропотливая, иногда ручная работа, но мы смотрим на вещи более глобально. Мы не хотим делать то, что отвлекает нас от работы, — а выпивка отвлекает. Наш креативный процесс похож на медитацию, поэтому концентрация очень важна.