Совсем недавно в московскую студию Love Life Tattoo приезжал киевский тату-мастер и художник Слава Кононов, основатель одной из самых известных студий в Киеве — Kingdom Tattoo. Мы решили воспользоваться этим фактом и разузнать у него, как обстоят дела с художественной татуировкой на Украине, почему старые рисунки уже не актуальны и каково разъезжать в метро с татуировкой на лице.

 

«Часто приезжают американцы и забивают целые рукава»: Интервью с татуировщиком Славой Кононовым. Изображение № 1.

 

Слава Кононов

татуировщик

  

Как ты начал заниматься татуировкой?  

Я услышал от друзей, что кто-то из них собирается пойти сделать себе татуировку и понял — это то, что мне нужно. Потратил все деньги на машинки и иголки, бросил университет. Я начинал с татуировок по 10 гривен — бил логотипы Black Flag друзьям и знакомым, и с каждой следующей у меня выходило гораздо увереннее. Постепенно всё переросло в более серьёзное дело — в моем городе все просто били на кухоньках и в общагах, а у меня первого появилось что-то наподобие студии. Когда все желающие сделать себе татуировку закончились, мой друг Гусак предложил мне перебраться в Киев, а ещё через год мы с ним открыли Kingdom Tattoo.

Когда мы начинали, всё было совсем тяжело. Первое время у нас вообще не было клиентов. Наша студия в Киеве была одной из первых, пропагандирующих индивидуальное искусство. Когда мы начали предлагать только собственные эскизы, мы оказались практически без работы — все хотели повторить чьи-то татуировки, мы в ответ предлагали хотя бы немного переделать эскиз, а клиенты отказывались. У нас вообще не было традиции — у нас в принципе нет старых мастеров, которых можно было бы отметить. Есть люди, которые уже довольно долго набивают всё подряд, но нельзя сказать, что они делают искусство.

ваша студия чуть ли не первая моностилевая в киеве, верно?

Да, на то время не было ничего подобного. Были студии при салонах красоты, были коммерческие салоны, где делали всё подряд. Мы с моим другом Гусаком решили открыть что-то в духе американских студий, где можно было ощутить атмосферу этой культуры и получить татуировку от людей, не зарабатывающих, а живущих этим. И у нас всё получилось. 

КОГДА ВСЕ ИЗМЕНИЛОСЬ?

Татуировка у нас всё ещё очень слабо развита, и большинство наших клиентов приезжает из-за границы. Мы выкладываем свои работы в Instagram, Tumblr — и на них в основном подписываются иностранцы. Иностранцы тоже часто приезжают делать татуировку — находят мастера на другом континенте, договариваются с ним и покупают билет на самолёт. Для них приехать к нам не проблематично, и большинство клиентов в Kingdom приезжает из зарубежья, и не только ближайшего — американцы приезжают довольно часто и забивают целые рукава. А сейчас нас ждут с визитами в тату-студиях по всей Европе.

А ЕСТЬ РАЗНИЦА В ЗАПРОСАХ КЛИЕНТОВ?

Главная разница в отношении — если приезжает европеец, он приезжает сугубо за твоим стилем, за твоими рисунками, он полностью доверяет мастеру. А у нас приходит клиент и просит тот же рисунок, но в другом цвете, потом просит изменить детали, а потом просит изменить всё. Что касается татуировки, у нас всё меняется очень медленно.

 

«Часто приезжают американцы и забивают целые рукава»: Интервью с татуировщиком Славой Кононовым. Изображение № 2.

 

Давай немного поговорим собственно об олдскуле. Правильно ли я понимаю, что ты считаешь старые символы татуировки — якоря, корабли и прочее — устаревшими?

Всё это совсем другая история, у людей другие темы в голове, другие образы. Татуировка сейчас — это уже не маргинальное искусство. Татуировка стала массовой, и какие-то стандартные мотивы своей массовостью просто исчерпали себя.

А что актуально сейчас? Я видела у тебя много книжек и гор.

Я рисую то, что сегодня мне близко, и схожусь в этом со многими. Я думаю, что рисунки должны постоянно меняться, чтобы не терять своей актуальности — даже рисуя те же горы, их можно нарисовать по-разному. Но в целом я смешиваю какие-то простые вещи с абстракцией и смысловой нагрузкой, так чтобы в конечном итоге общее значение и смысл татуировки оставались за её носителем. Тогда эти рисунки можно по-разному воспринимать и так далее.

Как обстоят сейчас дела в олдскуле со смыслом? Мы знаем, что все эти рисунки что-то да значили когда-то. Сейчас же в приличном обществе за вопрос «что означает твоя татуировка?» можно и схлопотать. с другой стороны, олдскул оставляет в силу традиции право на такой вопрос.

Конечно. Потому что именно олдскул изначально основывался на значениях. Моряки били ласточек, пересекая экватор, а сейчас и моряков-то нет. Классические мотивы тоже стали массовыми, а посыл, который сейчас несут в себе якоря, маяки и корабли, стал скорее образный. Думаю, у каждого более-менее подзабитого читателя есть что-то из этих трёх морских атрибутов, но мало кто из них связан с морем. Олдскул существует сегодня прежде всего как техника исполнения — толстые контуры, которые придают форму, и плотный закрас.

ты говоришь, что олдскул — это прежде всего техника и стиль, а твой олдскул чёрно-белый. Это тоже раздвижение границ стиля. до какой меры можно менять олдскул и он будет олдскулом?

До тех пор пока он будет в рамках техники. Я остался в рамках стиля, но при этом сделал рисунок чёрно-серым. Я экспериментирую скорее с мотивами, рисую вещи, которые сейчас будут поактуальней винтажных. По этой причине я начал называть свой стиль постолдскул. Думаю, что можно менять в этом направлении стиль бесконечно, здесь нет каких-то определённых границ.

как ты пришёл к чёрно-белым рисункам? Повлияла НА ТЕБЯ российская тюремная татуировка?

Скорее, повлияла мировая тенденция: все сейчас отходят от цвета. Какое-то время назад появились новые хорошие цвета, новые оттенки, всем это понравилось, и все начали бить цветные татуировки. Со временем, мне кажется, люди пресытились, и пошла другая волна — волна графики и чёрной татуировки. Плюс к тому, есть чисто технический момент: если цветная татуировка с годами может потерять цвет, то чёрная с годами начинает выглядеть только лучше. 

 

«Часто приезжают американцы и забивают целые рукава»: Интервью с татуировщиком Славой Кононовым. Изображение № 3.

 

Но русскую тюремную татуировку ты любишь?

Обожаю. Её значения остались далеко позади, и сейчас это скорее просто русский фольклор. Вся Европа сейчас по ней тащится — для них это самый настоящий олдскул. К нам приезжал мастер, который бьёт такие татуировки в Амстердаме, где он специализируется только по зоновским татухам, — сидит в Амстердаме, бьёт наши татуировки и этим зарабатывает себе на жизнь. Это очень интересно, и это меня вдохновляет — некоторые эскизы я даже переделывал, среди них есть много интересных мотивов.

А как ты относишься к такому понятию, как русский народный олдскул? Это когда в олдскульной технике берут и делают, например, олимпийского мишку. или мой приятель сделал недавно сталинскую высотку. И совсем непонятно, как к этому относиться.

Я думаю, это круто. Олдскул — это лишь техника, а мотив подразумевает собой винтаж. Для меня сейчас более смешным кажется бить индейцев или бизонов.  Совершенно нормально, что нам хочется бить надписи русскими буквами и так далее. 

Как вообще относишься к русским надписям в татуировке? 

Если человек делает надпись на русском, то для него важно как можно доступнее донести смысл этой надписи. Другие делают это лишь для себя и сводят читабельность татуировки на нет. Я подписываю свои эскизы на английском языке, потому что сейчас направил свой потенциал на Европу. Но те же европейцы, приехав, очень часто на память делают надписи именно на русском или украинском языке.

ты сам дизайнер, а сейчас все больше и больше художников, скульпторов, дизайнеров идут в татуировку. Как ты к этому относишься?

Ну, это довольно логично. Татуировка сегодня актуальнее многих других видов искусства. Она современна и в буквальном смысле переманивает специалистов других направлений. Я думаю, что большинство, попробовав себя в этом и перепортив тела всех своих друзей, продолжит искать себя дальше, но с другой стороны, если в татуировку человек приходит с пониманием и относится к этому как к искусству, это идёт татуировке на пользу, потому что он будет её развивать.

как живётся с татуировкой на лице?

Да вообще-то, как и со всеми остальными. Я давно перестал обращать внимание на реакцию людей, но татуировка, конечно же, привлекает внимание. С каждым днём всё становится проще, а поездкой в метро я немного меняю поведение людей. Едва ли кто-то из тех, кто увидел татуировку на лице или на шее, будет удивляться татуировке на ноге или руке. 

Фото: Даша Веселовская