Когда Тарантино исполнится 60, он обещает уйти из кино и заняться литературной критикой — к тому времени он как раз планирует доснять свой десятый по счету фильм и таким образом завершить собственную фильмографию. Пока на его счету только семь фильмов, и последний — «Джанго освобожденный», вышедший в мировой прокат в конце прошлого года, номинирован сразу на три серьезные мировые кинопремии — «Оскар», «Бафта» и «Золотой глобус». Сегодня, перед премьерой картины в России, FURFUR публикует выдержки из свежего интервью с Квентином Тарантино в рамках программы другого гения — Говарда Стерна. В конце материала вы найдете полную полуторачасовую версию их разговора. 

 

Квентин Тарантино

«Я не хочу быть режиссером, чей лучший фильм остался в прошлом»: Интервью с Квентином Тарантино. Изображение № 1.

Мой словарный запас всегда был довольно богат, а вот правописание всегда страдало. Но еще учась в школе, я начал писать сценарии — вместо классной и домашней работы. Первый написанный мной сценарий был True Romance. И я пытался что-нибудь с ним сделать. Не выходило. Потом я написал Natural Born Killers и пытался что-нибудь сделать еще и с ним. Снова ничего не выходило. Когда я говорю «что-нибудь сделать», я имею в виду, что я пытался накопить денег и самостоятельно его снять. Я уже к тому времени перестал работать в прокате и искал кого-нибудь с деньгами. Но связей с людьми, у которых есть деньги, у меня не было. Сейчас индустрия кино стала совсем другой, а когда люди впервые читали True Romance, они говорили, что диалоги слишком длинные, и что действующих лиц слишком много.

Кадр из фильма «Прирожденные убийцы». Изображение № 2.Кадр из фильма «Прирожденные убийцы»

Короче, выглядело это так, будто я вообще не понимаю, что делаю, потому что никто не писал сценарии, как я. Я не мог найти своим сценариям читателя — то, что я написал, читали только парни, которые пачками изучают скучные тексты — мне они писали, что сценарий офигенный, но они ничего не могли с этим сделать, боялись, что это не понравится на студии.

   

О работе над «Джанго освобожденным»

ДиКаприо нравится, как я пишу, так что, когда я закончил свой сценарий, он сам позаботился о том, чтобы получить роль в этом фильме. Уиллу Смиту тоже понравился сценарий, так что мы пару часов или даже дней проговорили о фильме. Предполагается, что актер сам должен хотеть у тебя сниматься, ведь это твой фильм, но тут было другое — я закончил сценарий и хотел предложить главную роль именно ему. Так что та беседа была как бы частью знакомства — до этого фильма мы не особо хорошо знали друг друга. И в итоге он отказался — это просто было не его. Ему предлагалась роль черного раба, который охотился на преступников за вознаграждение. Что, в общем, моя личная фантазия, так как рабы не могли в те времена быть bounty hunter'ами. Сценарий ему понравился местами, но в целом они с ролью не слишком друг другу подходили. Было забавно с ним болтать про кино, и он оказался довольно любопытным парнем сам по себе — траву курить с ним не пришлось, как это было с Брэдом Питтом.

Кадры из фильма «Джанго освобожденный». Изображение № 8.Кадры из фильма «Джанго освобожденный»

Действия в «Джанго» происходят за два года до гражданской войны. Я неплохо осведомлен в вопросах истории, и здесь сделал не совсем то, что в «Бесславных ублюдках», где написал как бы альтернативное развитие истории и убил Гитлера.

Я коммерческий режиссер, поэтому большая часть моих фильмов сделана довольно неплохо, особенно учитывая то, сколько в них вложено. Когда я работаю над бюджетом, обязательно пытаюсь рассчитать, сколько дней будут длиться съемки. Самое дорогое в моих фильмах — это время. Мы не платим актерам ту высокую ставку, которую они обычно получают. Вот если у меня есть 75 миллионов долларов, то пару из них можно заплатить актерам, но на общем рынке они обычно стоят намного дороже, чем плачу я.

«Джанго» сделан в стиле спагетти-вестерна — я сам очень люблю этот жанр, там много насилия, сюрреализма и брутальности. Мы там использовали всякие штуки, которые сделают сцены насилия, я бы даже сказал, суперреалистичными — кто-нибудь из зрителей будет точно травмирован увиденным. Там есть одна сцена, в которой женщину-рабыню бьет ее хозяин — она была настолько реалистична, что Джейми Фокс плакал. Да что там — все вокруг плакали. Я уже не говорю о том, что некоторые сцены мы сняли прямо там, где происходили все эти события — на бывших плантациях. На той земле кровь рабов, деревья, кроны которых помнят те времена, можно почувствовать дух тех рабов. Это было время, когда к слову «ниггер» никто не придирался, так что актерам, к счастью, не пришлось объяснять, что к чему. Плантации кишели черными в то время, так что никто не обижался на такие слова. Ну, на студии, конечно, считали, сколько раз в какой сцене было использовано слово «ниггер», и все сильно нервничали из-за этого.

 

О детстве

Вся вот эта фигня о том, что Элвис купил своей мамаше «Кадиллак» — помнишь, я говорил о том, как писал сценарии во время школьных занятий? Так вот, я никогда не понимал, почему, раз у меня хватает смелости и сил заниматься чем-то таким, меня постоянно шпыняют учителя. В каком-то смысле моя мама пыталась делать что-то похожее. Хотя она и поощряла мои попытки развиваться в актерском плане, она прибавляла: «Да, кстати, эти твои писульки и карьера писателя — забудь про них!» И я ей отвечал: «О'кей, если я прославлюсь как великий писатель, не жди от меня дома в подарок! Запомни, что ты только что сказала!»

В итоге я ушел из школы в девятом классе. Однажды меня не было в школе четыре или пять дней, так что было понятно, что, стоит мне попасться на глаза учителей, у меня будут проблемы, и они позвонят маме. Поэтому я еще две недели там не появлялся. Но мамы-то я боялся, так что пришлось в конце концов в школу прийти, и тогда-то я и получил от нее по полной. А потом настолько ее достал своим поведением, что она совсем забила на мои прогулы.

 

 

 

«Если я умру и какой-нибудь паренек захочет посмотреть мой фильм, он должен иметь возможность ткнуть в любое название — и попасть на хорошую картину»

 

 

 

Я не чувствую, что я, как вы говорите, гений. Не думаю, что я лучше, чем другие. Я смотрю на всех этих гениев, которые учились в школе и смогли получить отличное образование, и думаю: «Хм, а я-то из школы ушел». Так-то.

В тот момент, когда я бросил занятия, я уже привык добывать знания самостоятельно и вплоть до недавнего времени продолжал самообучение. Я, кстати, всегда хвастаюсь тем, что ушел из средней, а не из старшей школы — и впоследствии это сделало меня даже в глазах других людей умнее. Это еще тот возраст, когда тебя ни на какую работу вообще не берут. И мне пришлось лгать про то, сколько мне лет — в возрасте 16-ти мне удалось добиться работы в порнокинотеатре. Наврал, что мне 18. Тогда мне дали работу в одном из кинотеатров сети Pussycat Theatre в Калифорнии. 

 

Об отце

Мой отец рано ушел из семьи и не хотел с нами знаться. Однажды он подошел ко мне в каком-то замызганном кофе-шопе в Санта-Монике — одном из тех, куда ходят старые актеры, которых уже никто не помнит. Я предполагаю сейчас, что он где-то разнюхал о том, что я туда ходил, так что он просто решил сделаться завсегдатаем этого местечка. Как-то раз я стою там, жую свой завтрак, вдруг поднимаю голову — а там папаня. Ему потребовалось 30 лет, чтобы встретиться со мной, хотя, вообще-то, ничто не мешало ему встретиться со мной и пораньше.

 

«Я не хочу быть режиссером, чей лучший фильм остался в прошлом»: Интервью с Квентином Тарантино. Изображение № 11.

Тони Тарантино
актер, режиссер

В общем, я поднял голову и сразу его узнал — просто почувствовал, что это батя, хотя никогда не видел его фотографии и вообще похож на мать. Я сказал ему тогда, что подозревал, что этот день когда-нибудь настанет. Он ответил: «Ага, ну вот он и настал». Не знаю, чего он хотел. Он предложил присесть, и я отказался. Я поглядел на свой сценарий, поднял руку и помахал ему, прощаясь. Ну что я мог ему сказать? Разве что «спасибо за сперму!», и все. Он никогда ничего особенно для меня не значил, я даже не был уверен, что он жив.

 

 

 

«Прикол в том, что мой отец и отец Аль Пачино объединились и создали маленькую команду, где снимали гангстерские фильмы»

 

 

 

 

Но позже оказалось, что в молодости мой папаша был актером (не уверен, что он серьезно этим занимался, скорей всего, просто учился, но факт есть факт). Прикол в том, что мой отец и отец Аль Пачино объединились и создали маленькую команду, где снимали гангстерские фильмы, которые сразу выходили на касcетах. Они называли себя The Silver Foxes; на коробках все еще можно прочесть «Пачино и Тарантино». Если честно, я не смотрел ни одного — я ж даже не знал, как отец выглядит. Одно меня привело в уныние: журнал Premiere где-то откопал моего папаню, когда вышло «Криминальное чтиво», и взял у него интервью. Я с тех пор с ними не разговариваю. В статье одна из сцен в фильме The Silver Foxes была описана так: «Он одет как член "Бешеных псов", а его пушка направлена в камеру». И как бы получалось, что я вроде у них содрал идею для своей картины. Но я-то не в курсе — я же не смотрел это кино.

 

О будущем

Мне сейчас почти 50, не представляю, что случится через десять лет — это очень много. Но точно знаю, что не хочу быть режиссером, чья лучшая работа осталась где-то в прошлом. Есть режиссеры, которые и в свои 100 лет снимают фильмы не хуже, чем в начале карьеры, но я могу вам целый список назвать тех, кто с годами только и делает, что лажает. Один плохой фильм обесценивают три хороших. Если я умру и какой-нибудь паренек захочет посмотреть мой фильм, он должен иметь возможность ткнуть в любое название — и попасть на хорошую картину.

 

Полное интервью Стерна с Квентином Тарантино

Картина «Джанго освобожденный» появится в российском прокате уже 17 января. 

 

«Я не хочу быть режиссером, чей лучший фильм остался в прошлом»: Интервью с Квентином Тарантино. Изображение № 12.

 

Читайте также материал FURFUR о режиссере Квентине Тарантино как самом талантливом воре в истории мирового кино, комиксе по мотивам «Джанго» и саундтреке к картине.