Редакция FURFUR уже неоднократно делала материалы и рассказывала о людях, которые делают что-то своими руками. Для нового интервью в рубрике «Герои» мы отправились в мастерскую к обувному мастеру Дмитрию Метелице (Dmitry Shoes).

 

«Обувь должна стоить дорого»: Интервью с обувным мастером Dmitry Shoes. Изображение № 1.

«Обувь должна стоить дорого»: Интервью с обувным мастером Dmitry Shoes. Изображение № 2.

Я делаю мужскую обувь ручной работы на заказ. Все от колодки до модели — дело моих рук. Колодки я заказываю на ортопедической фабрике, но при этом сам все придумываю и изготовляю. Кожу выбираю тоже сам. С моим образованием это совсем не связано. Просто было такое увлечение, у кого-то там паровозики, марки, а у меня обувь. Я брал старые ботинки, разбирал их, смотрел, что и как. Искал много в интернете, скачивал книжки, листал блоги, общался с обувщиками.

Я не знал, почему нельзя сделать просто хорошую пару обычных ботинок. Свою первую обувь на кожаной подошве я купил на распродаже в ЦУМе. Я тогда боялся в лужицу вступить, думал, что она там у меня размокнет. Потом поставил резиновый накат, набойку, профилактику и долго носил, а потом, когда уже начал заниматься обувью, я подошву сорвал и заменил. С этого и начал. У меня даже была услуга: замена подошв на вот таких английских ботинках. Метод позволяет отодрать подошву, приклеить новую и прошить. Я пробовал пропитывать подошву тюленьим и моржовым жиром, чтобы кожа меньше намокала, а когда она меньше намокает, то она и меньше стирается. И те ботинки первые, они до сих пор живы.

Вначале было трудно с материалами. Помню, как долго ходил по разным местам, говорил, что хочу делать ботинки, спрашивал какую кожу лучше использовать. А однажды попал на Острогожский завод и познакомился там с продавцом кожи по имени Арам. Он мне все и рассказал подробно. Теперь всю кожу я беру там, уже большими партиями. Это наша российская кожа, но отличного качества, ее даже часто берут иностранные компании. Она дорогая, но того стоит. Даже само место, где ее продают, — это отдельный разговор, это такие заброшенные трущобы типа гаражей, такое ощущение, что там то ли тачки перебирают, то ли людей пытают, огромное помещение, и все в коже. Стоит специальный механизм, поднимает кожу, а ты стоишь и выбираешь, в этот момент она совершенно потрясающе пахнет. Но вся остальная кожа импортная — на верх обуви, бумажники и другие вещи — ее, конечно, приходится специально заказывать.

Фотографии с сайта Dmitry Shoes. Изображение № 3.Фотографии с сайта Dmitry Shoes

Всю обувь я делаю в одиночку. Несколько раз пытался привлечь ребят из обувных училищ и друзей. Но чтобы по-настоящему научиться, нужен особый интерес. Единственное исключение я делаю для сандалий — их я отдаю другим парням, присылаю им материалы, мне их за зиму нарезают: каблуки, кожаные ленты, стельки. А я это все просто собираю. Они достаточно недорогие — 4 700 рублей, и их при этом их довольно несложно делать. Такие классические, на кожаной подошве, летом в них особенно удобно.

Для меня классическая обувь — та, которую носили сто лет назад, а делается она при этом точно так же, как и делалась в те времена. Единственное — раньше использовали супинатор деревянный, а сейчас используют металлический. Или нить: раньше использовали свиную щетину, а сейчас металлические иглы. А так все то же самое. Ну и вообще это очень круто, когда обувь сделана добротно и специально для тебя. Я всегда хочу донести это до своих клиентов. Когда я ношу сам и мне в них действительно удобно, то хочется с каждым этим поделиться.

Чаще всего мне звонит клиент, говорит, что ему интересно. Обычно, естественно, люди весьма недоверчиво относятся ко всему. Да и за цену моих ботинок ручной работы можно купить вполне качественные башмаки известного бренда стандартного размера. Так что сейчас, в основном, я делаю обувь вполне классическую, но людям с нестандартными размерами. Или дикие проекты для увлеченных людей. Я выезжаю к ним, показываю образцы и рассказываю про мою обувь, чем она хороша. Если их заинтересовал мой рассказ, а, как правило, все соглашаются, то я снимаю мерки, мы определяемся с моделью, с кожей, со всеми деталями. Угол скоса каблука, шаг прошивки подошвы и так далее. Затем я делаю колодку для них, изготовляю макет — это пробная пара ботинок из дешевой кожи, чтобы проверить посадку. Ну и затем делаю финальную пару — на все уходит месяца полтора.

Раньше у меня была идея делать недорогую обувь, но сейчас я понимаю, что это просто невыгодно. Когда это все шьет один человек, уходит очень много времени и сил. Надо, чтобы все было точно, и это довольно тяжелая работа, поэтому со временем я осознал: обувь должна стоить дорого. Соответственно это будет уже как-то отсекать клиентов, появится лист ожидания. Если что-то делать — то делать очень мощно: использовать лучшую кожу, фурнитуру, очень внимательно относиться ко всем деталям.

«Обувь должна стоить дорого»: Интервью с обувным мастером Dmitry Shoes. Изображение № 8.

 


НАДО, ЧТОБЫ ВСЕ БЫЛО ТОЧНО, И ЭТО ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА, ПОЭТОМУ СО ВРЕМЕНЕМ Я ОСОЗНАЛ: ОБУВЬ ДОЛЖНА СТОИТЬ ДОРОГО

 

«Обувь должна стоить дорого»: Интервью с обувным мастером Dmitry Shoes. Изображение № 9.


У одной марки лист ожидания примерно на год вперед. То есть мало того, что ботинки стоят порядка трехсот тысяч рублей, но чтобы их получить, тебе нужно год подождать, а потом еще год, в ожидании того, когда они сделаются. Вообще окутана тайной эта марка, какие-то азиатские обувщики, сумасшедшие по обуви.

Сейчас пара моей обуви стоит порядка 15–20 тысяч в зависимости кожи и от сложности модели. Но будет дороже. Можно, конечно, сделать размерную сетку моделей и поставить их продаваться в магазине, но вся фишка обуви ручной работы в том, что она делается индивидуально для каждого. Работа над колодкой, над моделью, ручная прошивка ранта и подошвы — это совершенно особое понимание обуви.

Не так давно дал рекламу — было небольшое бесплатное объявление, но благодаря ему мне начали звонить люди, в том числе одно ателье, с которым мы стали сотрудничать. Для них я сделал линейку таких сумасшедших ботинок — фиолетовых, остроносых. Но я им делаю не под реализацию, а просто продаю, потому что не уверен, что они продадутся. Но они-то уверены. Они просто могут найти себе таких клиентов, которые это купят, зеленая подошва там и все такое.

В данный момент я занимаюсь совместным проектом с одним магазином. Я оформляю стенд, они делают мне рассылку и берут себе комиссию за клиента. Кроме того, сейчас в июле уже арендовано помещение, где разместится моя коллекция. Это Центр международной торговли на «Выставочной», там на втором этаже будут продаваться всякие вещи ручной работы. И мой стенд тоже будет с где-то десятью-пятнадцатью парами обуви и ремнями.

Сейчас, помимо изготовления мужской рантовой обуви, я начал заниматься бумажниками, браслетами, сумками, рюкзаками, обложками и другими кожаными вещами. Все это создается под идеей небольшой мастерской, где каждая вещь — это качественный штучный продукт ручной работы.

 

РЕПОРТАЖ ИЗ МАСТЕРСКОЙ DMITRY SHOES


«Обувь должна стоить дорого»: Интервью с обувным мастером Dmitry Shoes. Изображение № 10.