Приблизительно четыре года назад в Москве стали появляться люди на максимально упрощенных по конструкции — без скоростей и тормозов — и красивых внешне велосипедах — «фиксд гирах». Чуть позже они создали сообщество Fixed Gear Moscow, и владельцы велосипедов с фиксированной передачей оформились в отдельную субкультуру. Редакторы FURFUR поговорили с Мишей Рашковским и Ромой Стефанцовым, которые стояли у истоков Fixed Gear Moscow, и спросили их о том, чем занималось и занимается сообщество, кто в него входит, что происходит внутри движения и есть ли среди фиксеров девочки.
С чего все началось в России?Миша: Когда несколько ребят тут узнали о том, что такие велосипеды в принципе существуют, они попытались их собрать, что для тех времен было настоящим новаторством, потому что никто толком ничего не знал. Когда я приходил к Роме — он тогда уже катался на фиксе, а я еще нет, — очень удивлялся, что он вообще ездит на велике куда-то отдыхать, причем на таком велосипеде без тормозов, без всего вообще. Он ездил почти везде — все идут на вечеринку, а Роман на велике. А как ты, Рома, узнал о фиксах?Рома: Велосипеды эти начали светиться много где — шоссейные и трековые велосипеды стали настоящим объектом дизайна в середине восьмидесятых, когда был глобальный велосипедный бум. Потом, в двухтысячных, велосипеды с фиксированной передачей стали появляться во всех молодежных медиа. На них начали кататься дизайнеры, музыканты, актеры, то есть все кумиры молодежи. И по всем этим каналам информация о них распространялась очень быстро. Это было в середине двухтысячных — момент, который считается новым резким подъемом популярности фиксов. То есть катаются люди с восьмидесятых — курьеры там и прочие, но такая глобальная мода началась уже в двухтысячных. |
До того, как перейти к рассказу о сообществе, давайте уточним, вдруг не все читатели знают — что такое, собственно, фикс?Р.: По факту это обычный трековый велосипед, один в один. У него жесткая сцепка с задним колесом, то есть крутишь педали вперед — колеса крутятся вперед, назад — они крутятся назад. У трекового отсутствуют лишние детали, которые не нужны для перемещения по треку.М.: В трековом велосипеде все максимально упрощено, потому что подразумевается езда по закрытому треку, ну или по открытому, но замкнутому и чистому. И езда исключительно на скорость, то есть на преодоление каких-то исключительно скоростных барьеров. |
Значит, в середине двухтысячных фиксам вернуло популярность творческое сообщество — дизайнеры, архитекторы, журналисты. Чем вы тогда занимались?
Рома: Я занимался примерно тем же, чем и сейчас, — я работаю продакт-менеджером магазина KixBox, занимаюсь закупкой и вообще всем, что связано с продукцией. Дополнительные мои увлечения, в принципе, ничем не отличаются от интересов многих людей — музыка, одежда, кроссовки…
Миша: А также курение, распитие алкоголя и употребление наркотиков! Нет, на самом деле я тоже занимаюсь тем же, чем занимался и раньше. То есть Рома почерпнул информацию об этой культуре из своих источников, непосредственно связанных с работой.
Рома: Не совсем, на самом деле только сейчас это превратилось в какую-то рыночную штуку. Теперь образ велосипеда используют в коммерческих целях очень широко. Но на тот момент их в коммерции было существенно меньше. То есть у каких-то совсем крутых чуваков можно было это встретить, и то очень редко. В 2005 году это передавалось все-таки через какие-то культурные каналы, а не коммерческие.
Миша: Ну, а я тогда, как и сейчас, работал в банке, и всю эту информацию почерпнул от Ромы, потому что захаживал в магазин KixBox, а Рома там все время крутил видео Mash. Это культовый фильм, о котором должен быть особый разговор…
В документальном фильме «Mash SF», снятом в 2007 году Майклом Мартином и Гейбом Морфордом, можно увидеть, как городские велокурьеры снуют между машинами, исполняют разные трюки, проезжают оживленные перекрестки, ездят по холмам Сан-Франциско и показывают полученные на улицах царапины. |
Рома: До этого фильма существовали разные документальные и художественные произведения о велосипедной культуре и курьерах. Но эта картина глобально стала переломным моментом, даже велосипедной библией. Чуваки из Сан-Франциско сделали несколько профайлов, выбрали очень крутую музыку, хотя сегодня это все смотрится не очень современно, как обычное рядовое катание, но тогда это было настоящим культом — даже просто от фантастической динамики сорока секунд трейлера люди сошли с ума.
Миша: Можно было сколько угодно смотреть на эти велосипеды со стороны, но пока человек не увидит этот фильм… Этот фильм поменял мою жизнь — я посмотрел его, попробовал покататься на Ромином байке, и мне сначала было тяжко. Я решил собрать похожий, но сингл. Итак, я собрал все запчасти, мне оставалось только колеса купить — у меня встал вопрос с задним колесом, и я подумал: «А что если фиксированную попробовать?». Я поставил и уже никогда ее не менял.
Итак, вот вы встретились, собрали свои первые велосипеды и решили организовать сообщество Fixed Gear?
Рома: Надо заглянуть немного назад. Те самые несколько первых фиксд-гир-райдеров создали тему на большом велосипедном форуме «Веломания». Там была одна ветка, в которой один человек сначала написал про эти велосипеды пять или шесть лет назад. И это реально было воспринято в штыки — над ним сразу стали смеяться. То есть так отнеслись к этому люди, которые ездят на велосипедах с тысячью скоростей и всякими наворотами. То есть у них настоящие суперсовременные велосипеды, и они просто не понимали, в чем же идея фикса. Они просто не могли ее осмыслить, потому что она не была правильно представлена.
Там вот началось общение на эту тему, сначала споры, потом разговоры с теми, кто понял — многие из них потом перешли в наш лагерь. И в какой-то момент, естественно, стало тесно в рамках этого форума. Потихоньку там появлялись новые люди, и сначала мы создали комьюнити в ЖЖ — три года назад, а потом практически сразу зарегистрировали домен fixedgearmoscow.ru, и тогда началась наша активность уже в качестве московского сообщества.
Миша: Мы тогда довольно быстро поняли, что это перспективная затея. Но перспективная не в коммерческом ключе, то есть мы с Ромой вот ни копейки пока на этом не заработали, но зато слили на наше сообщество кучи денег.
Для чего был нужен Fixed Gear Moscow, выросший из рамок ЖЖ в отдельный сайт и форум? И как было организовано членство в комьюнити?
Миша: Главная функция, задача и наш главный плюс в том, что мы ломаем образ велосипедиста, сложившийся в двухтысячные годы, что велосипедист — это такой грязный чувак в обтягивающих шмотках, шлеме и так далее. Мы прививаем образ модного велосипедиста.
Рома: Думаю, да, основная задача — это популяризация самих фиксов и образа жизни, который за ними стоит. Каких-то манифестов осознанных не было, кроме того, что это некоммерческое комьюнити во всех его проявлениях. Мы просто хотим сделать популярной езду на велосипедах и на фиксах в частности.
Миша: Никакие манифесты мы не придумываем, ничего такого не вырабатываем, а членство в сообществе весьма размыто. Просто есть люди, которые однозначно являются его членами, а есть ребята, которые просто активно принимают участие во всех мероприятиях. То есть Fixed Gear Moscow — это не объединение конкретных людей. Очень часто вставал вопрос, когда мы, например, что-то делаем и нам платят гонорар — как его делить, среди кого именно. Поэтому мы всегда отказываемся от денег, что бы мы ни делали, и ничего не берем. Даже если нам спонсоры что-то дают, все деньги уходят на представительские расходы — например, налить всем пивка после гонки или напечатать наклейки и баннеры.
Рома: То, про что Миша говорит, — это так называемый актив, то есть круг людей, которые чаще всего берут на себя инициативу и что-то делают в рамках сообщества. Когда сам фундамент нашей организации закладывался, мы определили, что Fixed Gear Moscow — это не шесть человек, которые его основали, это все люди, которые катаются на таких велосипедах в Москве.
Миша: То есть любой человек может предложить что-то, и мы его поддержим. Мы просто уже долго варимся во всем этом деле, имеем многолетний опыт, поэтому у нас как-то лучше всего получается взять все в свои руки и организовать для всех какое-то мероприятие.
А девочки у вас в сообществе были? Как к ним вы относитесь?Рома: Ну, девочки на фиксах — это в первую очередь визуально приятная такая штука. Красивые девочки плюс красивый велик — это же классно. У нас в сообществе есть и девушки. Миша: У нас есть главная девочка на велосипеде, это Катя Браткова. Она дает просраться любым мальчикам на дороге. В общем, она делает то, что далеко не все осмелятся сделать. |
ДЕВОЧКИ НА ФИКСАХ — ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВИЗУАЛЬНО ПРИЯТНАЯ ШТУКА. КРАСИВЫЕ ДЕВОЧКИ ПЛЮС КРАСИВЫЙ ВЕЛИКРома Стефанцов |
И как вы заявили о себе в первый раз?
Миша: Мы решили сделать первую гонку на бетонном кольце на Воробьевых горах. Бетонное кольцо — это просто такой круг из бетона, который принадлежит местной горнолыжной школе. Мы встретили их тренера, он сказал: «Да, конечно, проводите вашу гонку. Сколько вас будет участвовать?» Ну, мы подумали, что человек десять приедут. Он говорит: «Вы тут вот покатайтесь, переодевайтесь, а потом можете приходить к нам тут рядом в небольшой закуток, где спортсмены с трамплина прыгают — там можно устроить небольшой шашлык». В итоге на эту гонку приперлось человек сорок или пятьдесят, просто неожиданно огромная толпа. Просто гигантское мероприятие — мы сами охренели от того, что столько народу пришло. А еще кто-то ехал к нам на эту гонку и встретил по дороге двух ребят на фиксах из Америки, и они тоже приехали с нами кататься.
ЗА НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ МЫ РАСКАТАЛИ ЛЕД НА КРЫШЕ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ОЛИМПИЙСКИЙ», И К РАССВЕТУ УЖЕ МОЖНО БЫЛО КАТАТЬСЯРома Стефанцов |
Рома: Когда мы были совсем маленьким сообществом, старались агрессивно о себе заявить. Как-то раз залезли на крышу «Олимпийского», нас потом снимали с охраной и милицией — было круто. Я ехал около «Олимпийского», а у нас давно была идея где-то покататься на крыше. Крыша спортивного центра фактически имитирует велодром — там большой радиус. Я звоню Вове, говорю: «Так-то и так, я пошел смотреть» — зашел сначала внутрь, посмотрел, можно ли пробраться на крышу изнутри, но эта идея сразу отпала, потому что там охрана, серьезный объект с пропускной системой. И я начал обходить «Олимпийский» кругами и увидел стоящие неподалеку леса. |
Где-то около пяти вечера мы встретились около «Олимпийского», человек восемь или десять. Залезли уже ранним утром и увидели, что вся крыша — это была поздняя осень, октябрь, — весь этот массив покрыт коркой льда. То есть кататься легко можно было на заднице, а на велосипеде практически невозможно. За несколько часов мы раскатали этот лед, к рассвету уже можно было кататься — и мы два часа ездили по крыше. В какой-то момент нас заметила охрана и достаточно жестко попросила оттуда слезть. Внизу были какие-то разбирательства, но в итоге нас отпустили. Масштаб был огромным — дух захватывает, особенно когда на велосипеде там мчишься. После того, как вернулись с крыши, пришло небольшое разочарование, потому что оказалось, что до нас на ней катались сноубордисты.
На ВВЦ есть еще такой же красивый козырек.
Рома: Да, павильон «Москва». Но, понимаешь, там нет никакого ограничения. Там можно будет прокатиться один раз только. Ну, а вообще наши не только в России в безумных местах катались, но и в других странах. Кирилл Куренков, к примеру, спустился с пика Виктория в Гонконге. Это культовое место, гора с уклоном в сорок пять градусов. И местные чуваки, когда он им показал видео, они офигели просто. Его снимал Серега Ученый, он ехал с тормозами за ним, а Куренков — без. Это не очень эффектно в плане видео, но чуваки местные котируют.
Вообще как меняется жизнь, когда ты настолько серьезно чем-то увлекаешься?
Миша: Вот раньше я ездил на работу или просто по городу на тачке. А сейчас я всегда стремлюсь к езде именно на велике. Я ввел велосипед в свою жизнь, и он перестал быть для меня чем-то особенным, то есть перешел из разряда увлечений в разряд обязательного набора вещей. То есть если нормальная погода и мне нужно куда-то поехать, у меня не возникает никаких сомнений в том, что ехать нужно именно на велосипеде. Теперь я чувствую себя таким обычным европейским жителем, который всегда и везде на велосипеде.
Ну, в Европе везде есть велодорожки, например.
Миша: Мы это тысячу раз уже обсуждали, и я придерживаюсь мнения о том, что велодорожки для нас не нужны. Может быть, массово они и были бы полезны, но именно для нас хорошо и так.
Рома: Вот именно — для фиксов они совершенно не нужны.
Миша: Фиксы — это некая свобода на дороге. То есть некая вседозволенность.
Рома: Изначально это протест, а велодорожки — это уже некая организация движения.
Видеоотчет о путешествии сообщества Fixed Gear Moscow в Санкт-Петербург, в котором можно увидеть, как фиксеры передвигаются по загруженным машинами улицам. |
Миша: По дороге движение достаточно хаотичное получается. Если ехать надо не по прямой, а пробиваться через пробку, к примеру — понятное дело, что ты не будешь ехать все время в правом ряду. Ты будешь маневрировать между рядами и машинами, может быть, поедешь по разделительной. А если бы у нас были четкие правила для велосипедистов, пришлось бы все время тыкаться в правом ряду.
Рома: Дело даже не в том, что пришлось бы тыкаться, но просто в контексте фиксов этот вопрос вообще не стоит.
Миша: Как сказал наш Леша Гурбанов, велодорожки — это клетки для фиксдгирщиков.
Как я понимаю, фикс — штука довольно опасная, опять же, вот вы сейчас рассказали — на дороге фиксеры стараются быть максимально свободными. Тем не менее ни одного серьезного случая травм и аварий в Fixed Gear Moscow вроде как не было. С чем это связано?
Миша: Дело в том, что наше сообщество, его основные члены — это все взрослые серьезные люди с головой. Это увлечение больше для взрослых подходит, чем для малышей. То есть у нас, конечно, есть какие-то малолетние последователи, но их большинство совсем без башки. А вообще у нас средний возраст сообщества — это 27–35 лет. Я этим увлекся, когда у меня был уже довольно устоявшийся образ жизни.
Рома: Много людей в Европе и Америке пришли к фиксам из скейтбординга, например, или из BMX. Это как раз люди, которым уже за тридцать, то есть им надоела их совсем молодежная забава, и они обратились к фиксам. Примеров такого перехода довольно много, и есть достаточно известные персонажи, которые пересели на фикс в более зрелом возрасте после скейта. И как раз здесь возраст может быть довольно высоким. Но не нужно забывать и про трюковое направление в Fixed Gear — там скорее наоборот больше молодежи, которая показывает намного лучшие результаты, чем взрослые ребята.
Зрелый возраст большинства фиксеров также связан и с тем, что это дорогое хобби? Я слышал, что байки стоят от тридцати тысяч.
Рома: Просто есть разные пути заполучения такого велосипеда. Можно пойти и купить фикс в магазине, согласиться со всеми наценками и всем остальным. А можно собирать его самому, и тут вот минимальный порог может практически отсутствовать. У нас было много случаев, когда кто-то собирал совсем дешевые велосипеды, но вот сейчас все прознали фишку и понимают, что это должно довольно дорого стоить. Людям иногда раньше даже дарили велосипеды или рамы, или какие-то компоненты. То есть если быть достаточно хорошо погруженным в тему и стараться что-то особенное отыскать, то сумма может быть минимальной.
Миша: Мой первый такой велосипед стоил 6 000 рублей — я его собрал в Сокольниках на велорынке.
Рома: В советское время в России была довольно хорошо развитая велошкола, то есть было много чемпионов. Были производители велосипедов, и, соответственно, много наследия от этого осталось — всяких винтажных вещей.
Получается, это такое настоящее мужское хобби с поиском крутых деталей, обсуждениями, сборкой…
Миша: На самом деле фиксд гир — это как любой другой спорт. То есть ты можешь купить один велосипед и ездить на нем почти всю жизнь, а можешь увлекаться этим, менять запчасти, пробовать разные рули и так далее. Это так же, как и в сноубординге — купил доску с креплениями, покатался на ней, тебе захотелось каких-то новых ощущений, ты меняешь крепления, меняешь ботинки, меняешь доску.
И тут точно то же самое: купил велик с прямым рулем, потом вдруг тебе хочется попробовать баран трековый, ты заказываешь его. Если тебе нравится именно определенный руль, он, наверное, стоит каких-то определенных денег, ты его заказываешь, ждешь — это как и любая такая фигня, например, фехтовальщики ручки на рапирах меняют. Также точно и мы. Но я вот не могу прийти к определенному моменту, что вот этот велосипед — это законченный какой-то спортивный снаряд. У меня есть набор запчастей, которые я просто ставлю в зависимости от своего настроения: рули, колеса — что угодно.
Рома: Но вообще вот это уже явно излишества.
Миша: Да это не излишества, это так и должно быть, просто вот если душа у тебя сегодня не лежит к чему-то строгому, а хочется на расслабоне — поменял запчасти, поставил руль повыше и поехал.
Рома: На форуме вообще можно найти ребят, которые погружены так, что сложно представить.
Миша: Которые при покупке рамы спрашивают серийный номер. Они спрашивают: «Что выбито на тропе изнутри?» — и потом говорят: «У тебя там тропь неправильная, я не буду у тебя раму покупать».
Рома: Они знают историю рам, которые старше их. Это странно выглядит, конечно…
Кроме того, что фиксы собирают, их как-то собственноручно улучшают? Как машины, красят, к примеру?
Рома: На самом деле кастом, отходящий от канонов, это считается неким лоховством. То есть когда на велосипеде наклейки, это нормально. Но когда начинают перекрашивать, какие-то разрисовки делать, художественные моменты, это сразу воспринимается как неправильная вещь.
СВОЮ ПЕРВУЮ РАМУ Я КУПИЛ У СПОРТСМЕНА-ТРЕКОВИКА, КОТОРЫЙ НА НЕЙ ВЫИГРАЛ ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫМиша Рашковский |
Миша: К примеру, нынешнюю свою раму я купил у спортсмена-трековика, который на ней выиграл чемпионат Европы. На ней остались зазубрины от падений на треке, от вращения рулем. Краска на ней не очень ровная — но в этом ее прелесть и крутизна, что она осталась в таком первозданном виде. И как тебе удалось ее заполучить?Миша: А я просто случайно заехал на трек, и мне сказали, что кто-то продает такую раму. Я быстро метнулся домой, взял деньги, которые как ни странно у меня оказались, и забрал ее. |
Рома: Подбор деталей — это очень почетная штука. То есть когда ты подбираешь правильно все компоненты.
Миша: Не очень котируется именно приукрашивание. Ты можешь собрать фикс из редких рам, редких деталей, колеса поставить какие-нибудь эксклюзивные. Но купить хорошую раму и перекрасить ее — ну, как бы это не очень. Правда, у нас в сообществе есть такой Дима Aske. Он купил раму Cinelli Vigorelli — классическую спортивную трековую раму. На ней сейчас катается огромное число спортсменов.
Рома: То есть на ней, может, ничего и не выигрывают, она тренировочная… Миша: Но она очень популярная, именно среди спортсменов. И как бы она очень крутая, у нее покраска особенная чинеллевская. А он ее взял и перекрасил просто в белый цвет. Залил просто поверх, и все. Рома: Изначально, когда она делается, у нее на кареточном узле, где педали, снизу выгравирован смайлик, то есть в плане дизайна это крутой объект сам по себе. Миша: Тягаться с чинеллевскими дизайнерами невозможно. Эта компания делает коллаборации с крутыми художниками, цвета для рам специально разрабатываются под них, как Ferrari. То есть у них своя линейка цветов, которой больше ни у кого нет. Рома: С Cinelli работает очень много современных востребованных коммерческих иллюстраторов — Бари Макги, Футура и другие, то есть реально такие достаточно громкие имена. Но то, что сделал Aske, — это в любом случае круто. |
Пять самых опасных мест, где катались члены сообщества FGM:
|
Миша: Это круто, потому что он суперкрутую раму, на которую многие люди просто пускают слюни, залил белым цветом. Это такая авторская работа, настоящее высказывание.
Давайте вернемся к тому, что делает Fixed Gear Moscow: вот вы проводите соревнования — эллейкэты…
Миша: Да, гонки по городу с контрольными точками. Первый был в 2008 году, мы долго спорили, проводить его в день города или нет. В итоге сошлись на том, что нам будет лучше — улицы перекрыты, машин нет. Контест прошел хорошо.
Значит эллейкэты, соревнования на треке… И все?
Рома: Есть спринты, поло, эллейкэты, катание по треку. Формат мероприятия может быть очень разный. Были культурные проекты, художественные выставки с Настей Колесниковой на «Арме». Мы сделали там велосипедное дерево фикс гира, а Миша один раз читал лекции.
Миша: Да, я на «Пикнике» читал лекцию, и на Faces & Laces мы тоже участвовали. Мы не особенно напрашивались, но нас пригласили, потому что мы такой несколько необычный формат для них — мы вроде не магазин, не радиостанция, а просто объединение. При этом мы ездим на велосипедах, и что делать нам на стенде, каждый раз было немного непонятно, но мы всегда что-то придумывали.
|
ПОСТРОИЛИ ОГРОМНЫЙ РЫЦАРСКИЙ ЗАМОК, МНОГИЕ ПРИЕХАЛИ В КОСТЮМАХ, УСТРОИЛИ РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР НА ВЕЛИКАХМиша Рашковский |
Миша: Было одно мероприятие как-то в феврале в Нескучном саду, шуточная такая затея. Было -20 градусов, по колено снегу — мы тогда устроили такой импровизированный рыцарский турнир при поддержке ребят из ННХ. Нужно было разгоняться с горки и стараться выбить противника из седла при помощи импровизированного копья с боксерской перчаткой. Ребята из ННХ построили огромный рыцарский замок, многие приехали в костюмах. Ну, а потом мы этот картонный замок сожгли прямо в Нескучном саду — некоторые люди были просто шокированы, потому что был дикий мороз, огромная толпа на велосипедах, некоторые приехали на великах прямо из дома.
Рома: Плюс той же зимой мы снимали видео, где гнали на фиксах через тоннель.
Миша: Это тоннель Северо-Западный, Новорижское шоссе — просто разовая акция, чтобы про нас не забывали.
А что будете дальше делать? Как расширяться?
Миша: У нас на каждый сезон планы примерно совпадают, важно, что сейчас развитие заключается только в том, что у нас прибавляется все больше и больше людей. А развитие в том плане, что мы там, к примеру, организуем свой телеканал или мастерскую, я не знаю — такого пока нет. У нас были планы сделать свою мастерскую и магазин… Но дело в том, что организация мастерской — это дело очень сложное, и кроме этого мы занимаемся другим — у нас есть наша обычная жизнь, мы работаем на работе, грубо говоря, живем, там, дома. Нет таких людей, которые готовы сейчас бросить все и посвятить свою жизнь развитию сообщества, начать этим всем заниматься. Потому что на этом, во-первых, заработать очень трудно, практически невозможно. Ну, это в России, хотя многие люди, к примеру, мои друзья из Барселоны…
Рома: Ты начинаешь себе противоречить. Сначала говорил, что у нас полностью некоммерческая организация.
Миша: Да, но для развития… Что подразумевает развитие? Оно подразумевает, что рано или поздно… Я заметил, что нами сейчас все больше и больше интересуются разные массмедиа. Телевидение просит что-то снять, организовать. Наши репортажи показывают по каналу A1, к примеру. Значит, развиваемся. Вообще у нас были планы на сезон снять полный метр, но что-то так и не получилось.
Рома: Вся наша активность на видео пришлась на 2007–2008 год, и эти ролики уже немного устарели — вначале ты с радостью снимаешь видео, а потом все меньше и меньше этим занимаешься. А какая-то молодая кровь инициативу еще так и не подхватила…
Комментарии
Подписаться