Superstar
3 аккорда: На чём стоит российская музыкальная индустрия
Издания Look At Media совместно с adidas Originals исследуют сценарии популярности в четырёх индустриях — моде, кино, музыке и науке, а также беседуют с людьми, которые, несмотря на законы жанра, выбрали уникальный путь и пришли к своей цели. Разобравшись с тем, как поступают многие, а как — единицы, мы выясним, что действительно делает человека Superstar — если не слава, не деньги и не профессиональное признание.
Год за годом шоу талантов проводят кастинги, тренируют музыкантов и воспитывают новых звёзд для индустрии, которая уже давно не меняется по существу.
Система шоу-бизнеса пародировалась и осмыслялась в культуре уже бесчисленное количество раз. Самый яркий образ фабрики звёзд за последнее время был создан авторами сериала «Чёрное зеркало», которые показали конкурс талантов как трагическую антиутопию. Главный герой, обязанный тренироваться, есть и даже смотреть рекламу по жёсткому расписанию, не находит в этих условиях другого способа проявить себя, кроме как взбунтоваться в попытке прилюдного суицида. Концепция шоу талантов выворачивается наизнанку и становится кошмаром: там, куда ты идёшь показать свою индивидуальность, единственным способом о ней заявить становится подрывная истерика.
Участие в популярном конкурсе, успешный сингл, понятный имидж, второй сингл, альбом, концертный тур — все эти ступени проходят последовательно и чаще всего удручающе стандартно.
Илья Буц
ведущий Europa Plus TV, ранее главный редактор русского Billboard
Работа продюсера похожа на работу сценариста и режиссёра. Его задача — даже не написать хит, а создать правдоподобного супергероя. «Фабрика звёзд» и подобные проекты — это побочный эффект изменившейся телепарадигмы. Публике стало интересно смотреть на обычных людей за кулисами, и она это получила. Это не поменяло музыкальный мир. Просто произошла небольшая перестановка камер.
Залог популярности часто заключается в успешном старте, который измеряется рыночными категориями — количеством проданных копий и охватом аудитории. То есть вещами, которых до недавнего времени было невозможно достичь без помощи радио- и телеэфира. В случае с радио важно понимать: пресловутый «формат» складывается из множества критериев — как объективных, так и известных только программным директорам радиостанций.
Илья Буц
Разные радиостанции ищут разные хиты. Кому-то важно заполнить паузы между шутками в эфире, а кто-то выбирает музыку, под которую особенно красиво мелькают столбы на ночной трассе. Хиты любого радиоформата объединяют две вещи: узнаваемость музыкальных средств, проверенных временем — хит всегда похож на что-то, уже слышанное вами тысячу раз, и пригодность для прослушивания в машине — основном носителе формата.
Влад Микеев
программный директор
«Серебряного дождя»
Радиоформат — это, конечно, не миф. Идеальная продолжительность песни для эфира — три–четыре минуты. Это связано с тем, что мы прерываемся на региональные блоки по пять–десять минут. Когда песни коротенькие, нам проще собирать сетку вещания. У девятиминутной песни шанс попасть в эфир примерно 5% —ночью у нас играет «Shine on You Crazy Diamond» Pink Floyd или «Monument» Röyksopp, но на других радиостанциях FM-диапазона я давно такого не слышал. Сами музыканты часто делают из песни radio edit, обрезая, например, длинный инструментальный конец.
Для нас формат — красивая музыка без какой-либо жести, которую мы ставим в эфир вперемежку с хитами. Главное свойство хита — то, что он не приедается, даже если слушать его каждый день по несколько раз. В последнее время мы делаем упор на независимую музыку, в том числе на отечественные группы, которые поют по-английски. «Меджикул» и «СБПЧ» придут играть к нам в программу «Пара.Нормальное шоу» на следующей неделе. Но в эфир мы их взять не можем, так как не ставим русскоязычную музыку — хотя лично я могу назвать себя фанатом этих двух групп. Да я и не знаю, если честно, ни одной московской FM-радиостанции, где бы их крутили.
Дмитрий Коннов
генеральный директор Universal Music Group Россия
Если хук, припев или две строчки остались в голове после первого прослушивания, то, скорее всего, песня получилась. Станет ли она хитом — уже дело маркетинга. Интернет играет в этом не последнюю роль, хотя бы потому что за всеми онлайн-сенсациями стоит как минимум один умный менеджер. Но, как и 20 лет назад, основные доходы артистов — в поле или на дороге, как говорят наши американские партнеры. Хотите быть популярным артистом? Готовьтесь к турам по клубам нашей большой страны.
Композиция должна соответствовать стилю, настроению, вписываться по звуку в общий поток остального контента. Это всегда недостающий кирпич в эфирной сетке, и угадать запрос на 100% очень сложно. Главное, что песня должна быть хитом, обладать потенциалом популярности. Очевидно, что у одних исполнителей хитов бывает по пол-альбома, другие почти не записывают подобных вещей. Мало кто, к счастью, считает, что песни, не попавшие в эфир, действительно хуже тех, что занимают верхние строчки чартов. Свободные творческие идеи часто в форматы просто не укладываются — что, в общем, не идёт на пользу им самим.
Традиционные форматы перестают развиваться, зато вокруг них складывается богатый и разнообразный контекст, дающий почву для экспериментов.
Иван Шаповалов
музыкальный продюсер
Иногда правила играют тебе на руку, а иногда их надо нарушать. Провокация — ненадёжная вещь, она легко может обернуться провалом для провокатора. Здесь важнее всего внутреннее ощущение: на резкий шаг можно решиться только тогда, когда ты по-настоящему в себе уверен, когда чувствуешь, что понимаешь что-то, чего не понимают другие. Эта уверенность — и есть грань провокации. Иначе это не провокация, а просто ошибка или дурной тон.
Сегодня гораздо легче сделать что-то своё. Каждый из нас создаёт собственное пиратское радио на страницах в социальных сетях. Музыку стало не только легче делать и распространять — стало проще помогать любимым музыкантам, минуя студийные счета, на которых оседает их прибыль. Вместо того чтобы привычно воровать контент у крупных студий, многие поступают по принципу support your local dealer — деньгами, силами, вниманием и собственным живым интересом поддерживая тех, кого выбрали, и тех, кто выбрал их.
Мейнстриму всегда противостоит свежий и гораздо более живой андеграунд, в котором и появляются настоящие герои.
Вместо того чтобы тренироваться танцевать на сцене в неправдоподобно блестящих штанах или играть одни и те же аккорды в течение многих лет, боясь сменить стиль и лишиться аудитории, они делают то, что им хочется, и сами находят своих слушателей. Им неинтересно захватывать телеэфир, они не готовы подстраиваться под радиоформат, и у них нет имиджмейкеров — потому что они начали с того, что вышли на сцену такими же, какими привыкли быть в жизни, и попали в точку.
Кирилл Иванов — журналист, однажды заигравший музыку и ставший серьёзной проблемой для бывших коллег. Дело в том, что музыку его группы «Самое большое простое число» почти невозможно каталогизировать и пригвоздить к жанру, будь то умный хип-хоп (первый альбом «СБПЧ»), неряшливая электроника (второй), многоголосица инструментов (третий), наивный рок (четвёртый) или снова электроника, но уже декадентствующая (пятый).
Пять дисков слушаются как пять разных групп — что, в общем, недалеко от правды: состав «СБПЧ» меняется так же быстро, как их жанровые оболочки.
Вместо того чтобы альбом за альбомом выстраивать себе путь к широкой популярности и лаврам, Кирилл Иванов и «СБПЧ» каждый раз перечёркивают всё, что было сделано ими раньше и начинают поиски в принципиально новом направлении. Оно тем не менее с парадоксальным постоянством приводит их на сцены столичных, российских и европейских клубов. Смотрите видеоинтервью с Кириллом о том, как делать хорошую русскую музыку, не повторяя ни за кем, включая себя самого, в апреле на FURFUR.
Комментарии
Подписаться