Культура
«У людей огромное количество скрытых желаний»: Skype-фотография в арт-проекте Антона Ревы
Антон Рева живёт в Ставрополе и уже третий месяц фотографирует на Canon 5D экран своего монитора, на котором позируют незнакомцы со всего мира. Порой на снимках стандартные веб-камерные кривляния, порой улицы больших городов и больничные интерьеры. Мы поговорили с Антоном о его арт-проекте, магии Skype и будущем фотографии.
Интервью: Георгий Ванунц
Как тебе в голову пришло фотографировать людей по скайпу на профессиональную камеру?
На арт-курсах в Лондоне, которые я тогда проходил, было множество заданий на тему возможностей цифровой стилизации контента — тогда я начал просто снимать экраны со своими изображениями. И мы даже как-то попробовали сделать пару кадров по видеосвязи, но в шутку.
Через некоторое время я со своими хорошими друзьями оказался в разных частях Земли и в один из звонков понял, что единственный способ реально взаимодействовать в рамках фотографии — устраивать съёмки в Skype. А почему именно на камеру? Это даёт возможности искажения текстуры экрана, да как минимум это неочевидное решение.
Но на некоторых снимках, наоборот, кажется, что при помощи камеры они явно получились качественнее и чётче, чем если бы ты просто сделал скриншот.
Всё же камера даёт большую рабочую область, как и возможность совсем избежать текстуры экрана и сделать кадр с чёткими деталями. Многое также зависит от устройств моих собеседников.
Кто эти собеседники? Часть фото очень постановочные, но некоторые похожи на Google Street. Что вообще их объединяет, по какому принципу и с кем ты связывался по скайпу?
Начиналось всё с серии «Диалоги». Я в день отправлял сотни предложений людям, к которым попадал по клику из групп друзей друзей в социальной сети. Предложение вкратце звучало так: «Привет, давай созвонимся с тобой в любое время в любом пространстве, которое как-либо характеризует тебя и твой образ жизни. Мы поговорим, я сделаю несколько кадров». Это вызывало уйму вопросов, на которые я всегда отвечал по-разному. Кому-то я говорил о развитии возможностей съёмки на дистанции, кому-то — о том, как сложно стало просто поговорить с человеком. В общем, первое, что приходило в голову, объясняло суть. В то же время я вёл детальную статистику и публиковал её в группе.
Со временем предложения упростились до «фотографирую по видеосвязи, вот примеры съёмок» — это меньший фидбэк, но с большим вовлечением в организацию съёмки. Я начал более разнопланово работать со своими друзьями, чтобы хорошими результатами привлекать к теме больше людей, у которых в голове десятки интересных картинок с ними и ярко выраженный энтузиазм.
То есть всё-таки со временем люди на другом конце веб-камеры всё больше стали становиться твоими соавторами?
Да, ведь теоретически от них зависит сама композиция кадра, они отвечают за угол съёмки, предоставление пространства. Порой мне даже казалось, что я зажигаю в людях настоящий интерес к своему личному пространству. Благодаря таким съёмкам сразу проявляются особенности старого стула, на котором всю жизнь стояли какие-то коробки, или, скажем, искажающие особенности какой-нибудь на первый взгляд неприметной вазы. Личное пространство обретает профессиональный взгляд, если можно так сказать, и я вижу, как это интересно сказывается на эмоциях в процессе и когда я показываю результат. Больше всего мне нравится предоставлять больше свободы всем, с кем я работаю в пределах темы. У людей огромное количество скрытых желаний и образов, нужно только дать им площадку для реализации.
Какое задание ты даёшь собеседнику?
Перед съёмкой мы общаемся, мне показывают комнаты, одежду, какую-нибудь особенную атрибутику, рассказывают истории. И визуал нашей съёмки работает в той динамике, которую мы находим в диалоге. Тема — это то, чем человек готов делиться, это его фантазии. Недавно я даже снял репортаж в больнице. Там можно уже говорить о чисто репортажном смысле, но в итоге всё равно выигрывают искажения.
Сколько, кстати, у тебя на данный момент контрибьюторов набралось? И когда вообще планируешь закончить проект?
Участие приняли больше 100 человек, сейчас не могу назвать точную цифру. Случались такие моменты, когда за неделю у меня было по
20–25 звонков — это 20–25 мини-съёмок и диалогов. Динамика удивительная. Когда я на некоторое время уходил от съёмок, становилось очень пусто и тихо.
Конца пока не вижу. У этой темы огромное количество развитий в потенциале. Взять, к примеру, возможность коллажирования двух реальных пространств в третьем пространстве при помощи проекторов, настройки непрозрачности и двух звонков в Skype — это невероятно интересно. Сейчас начинаю работать в этом направлении.
Ты и в качестве повода, и вообще по ходу беседы упоминаешь именно технический аспект проекта. Так всё-таки какова его главная цель — игра с новым форматом или портретная галерея героев-контрибьюторов?
В большей степени я освещаю проект с позиции нового формата и нового спектра возможностей для фотографа. Когда ты, не вставая со стула в обеденное время, уже снял мини-репортаж в Лос-Анджелесе и пару новых вещей подруги-дизайнера из Самары — это о чём-то говорит. Я ни в коем случае не возвышаю пассивность участия в процессе, но кого-то в эту «домашнюю среду» загоняют обстоятельства, а я предлагаю решение проблемы. Со временем растёт качество техники, и я могу прогнозировать распространение съёмки на дистанции среди фотографов разных жанров. Формат контакта, скорее всего, будет другим, но смысл останется тем же. Поэтому технический аспект проекта превалирует.
Чем ты занимаешься кроме фотографии, что тебя вдохновляет?
Я всё своё время уделяю фотографии, точнее, исследованию новых подходов к съёмке и обработке визуального контента. Летом мы создали небольшое пространство для визуального эксперимента с подручными средствами. Когда зачитываешься десятками книг, где упоминаются всевозможные арт-объединения, пускай и немного пародийно, то пытаешься организовать нечто подобное вокруг себя. Сейчас занимаюсь развитием ещё двух вариантов стилизации контента в цифровом виде — это, скорее всего, для выставок, которые должны случиться в ближайшем будущем. Самостоятельно изучаю кураторство и арт-менеджмент, принимаю участие в коллаборациях на дистанции. В марте на некоторое время переберусь в Санкт-Петербург для организации коллективных проектов с хорошими ребятами.
Меня вдохновляет практически всё, что связано со временами расцвета авангарда. Я искренний ценитель характера творчества дадаистов и всей абстрактной (и не совсем) русской поэзии. Меня вдохновляет абсурдность идей, проносящая художника через манию и страсть к настоящему открытию. Меня вдохновляет любовь, необъяснимость, мистичность, неопределённость, витание в облаках. Василий Кандинский с изменившими моё сознание «Точкой и линией на плоскости» и «О духовном в искусстве». На самом деле, о чём ни подумай, мне всё это хоть немного, но интересно. Поэтому, проще говоря, меня вдохновляют возможности узнавать такие чудесные истории и рассказывать их на разных языках, вставляя своё слово и чувство.
Фотографии: личный архив автора
Комментарии
Подписаться