Культура
Создатели российскиx панк-лейблов о DIY, кассетаx и самобытности отечественной xардкор сцены
Движущей силой панка всегда была этика DIY. Реализация этиx принципов сводится к максимально простому правилу: хочешь творить — действуй. Сколоти свою группу, сам запиши, сам распространи свои записи. Главное — энтузиазм. В качестве альтернативы крупным звукозаписывающим компаниям и мейджорам панки создавали свои лейблы — группа энтузиастов (а часто всего лишь один энтузиаст), которые выпускали записи групп на физических носителях. Распространением мерча занимаются дистро — альтернативная система дистрибуции, уникальное средство коммуникации, позволяющее распространять панк-продукцию в обход официальных и коммерческих структур.
Как и практически любое яркое культурное явление, в нашу страну панк-рок добрался с огромным опозданием. Но, возможно, благодаря суровой постсоветской действительности отечественной панк-сцене удалось сохранить свою уникальную самобытность. Ведь вместо крупнейших фестивалей со всеми удобствами русские панк-опен-эйры проводятся организаторами глубоко в лесах и по пояс в грязи, в условиях конспирации, потому что всегда существует риск дождаться автобус с ОМОНом и получить дубинкой по голове. И, несмотря на всю эту угнетающую атмосферу, периодический прессинг со стороны правоохранительных органов и различных ударов судьбы, множество энтузиастов с горящими глазами продолжают строить российскую панк-сцену, создавая группы, записывая и распространяя свою музыку. Мы поговорили с несколькими создателями отечественных панк-лейблов о том, с чего они начинали свою деятельность и с какими сложностями им приходится сталкиваться.
ТЕКСТ: Вениамин Волин
MANGY LITTLE MUT /
STREET INFLUENCE
2008/2009
Крупнейшие столичные лейблы, которым руководит один круг людей. Mangy Little Mut (MLM) создан для поддержки и раскрутки отечественной скинхед-сцены. Созданием лейбла занимался скинхед-антифашист Фёдор Филатов, трагически погибший от рук неонацистов в 2008 году. Контора Street Influence ориентирована в первую очередь на политизированные группы с широким музыкальным спектром: панк, ди-бит, краст, oi! Лейблы ведут активную издательскую деятельность, выпускают продукцию на самых разных физических носителях и сотрудничают с европейскими конторами. MLM ежегодно отмечает день рождения своего лейбла крупнейшим фестивалем с приглашёнными зарубежными звёздами «бритой» сцены.
Рабочий (MLM/ Street Influence): В 2006 году двое асоциальных парней задумали организовать рекорд-компанию, чтоб всё как у людей. Занялся я этим с Федяем, а вскоре наши дорожки по разным причинам разошлись, и Федяй организовал первый и единственный в России антирасистский cкинхед-лейбл Mangy Little Mut Records. К сожалению, Федяй так и не дождался первого релиза своей замечательной конторы, в октябре 2008-го его не стало.
А мы решили продолжать, и на свет вылез Stree Influence Records. Название в вольном переводе расшифровывается как «Влияние улицы». Данный термин отсылает нас в далёкие 80-е, когда функционировали детские комнаты милиции, пионерские лагеря и прочая ересь. Любой ребёнок, не поддававшийся «усреднению» и выбивавшийся из общего строя, считался подверженным «влиянию улицы», его ставили на учёт в комнату милиции, а на его будущем ставили жирный крест.
Street Influence изначально был затеян ради одного-единственного релиза кировской oi-хардкор-банды «Судный день». Но группа быстренько развалилась, так и не оставив после себя ни одной более-менее приличной записи, зато наш лейбл было уже не остановить.
Вот отсюда и берёт своё название наш маленький, гордый лейбл. Лого тоже напоминает врачебную печать на листке с диагнозом «Street Influence» — всё, для этого социума ты потерян, теперь ты наш, теперь ты в панк-роке.
Street Influence изначально был затеян ради одного-единственного релиза кировской oi-хардкор-банды «Судный день». Но группа быстренько развалилась, так и не оставив после себя ни одной более-менее приличной записи, зато наш лейбл было уже не остановить. В феврале 2009-го вышел сплит двух очень популярных в узких кругах банд — «Бригадир» из Санкт-Петербурга и кировского «Красного горизонта». Для начала деятельности круче релиза и представить было нельзя. А дальше пошло-поехало…
Мы выпускаем только те группы, которые интересны самим издателям, будь то SxE-хардкор или неокраст. Спектр включает в себя почти все проявления панк-рока, кроме, пожалуй, эмо и поп-панка. Все таки социально активная тематика является для нас наиважнейшим фактором. Также мы занимаемся организацией и проведением концертов для банд с нашего лейбла, выпуском всякого мерча: шмотки, значки, магниты и прочий хлам с символикой групп. Поддержка и развитие нашей сцены является для нас первоочередной задачей.
ХЛЕБА НЕТ! / NO BREAD!
2011
Пётр (основатель «Хлеба нет!»): Начался лейбл в начале 2011 года, когда я захотел купить диск питерской группы Caries «Не терпи!», но выяснилось, что диска нет и не планируется. А мне очень надо было, и я сделал тираж 100 CD-R, даже ещё не в рамкаx лейбла. Название всплыло из глубин памяти, «Хлеба нет!» — это надпись на табличке на давно закрытом старом ларьке, который я проезжал по пути в институт. Называть лейбл как-то по-панковски мне не хотелось, это ужасно скучно. Лого я своровал с кулинарного сайта и в «Пейнте» написал «No Bread!». Делаю один, и это отнимает кучу времени и сил.
За всё время на лейбле вышла куча отечественных и зарубежных рок-групп, точное количество релизов я не знаю и сам, думаю, порядка 80, по примерным подсчётам. Горжусь изданием дискографии Anti Cimex, хотя на самом деле я горд за все релизы. Но самый любимый — кассетное демо питерской группы Klint Eastwood. Интерес к физическим носителям в бывшем СНГ мизерный, я в основном получаю заказы из-за границы, и это очень хорошо, так как курс евро сейчас высокий, можно заработать миллион. Один раз я продал кучу пластинок и дисков французскому бойцу MMA, который приехал на соревнования в Москву. Продал, да ещё и получил в подарок четыре билета на бои. Француз проиграл, кстати, наверно, потому что, отказался пить водку со мной, мотивируя это тем, что завтра бой.
Издаю я в основном разного рода грайндкор, нойзкор, метал. Что касается формата выпуска, в основном это аудиокассеты и семидюймовые виниловые пластинки, тут ничего особенного — стандартный формат для такой музыки. Никаких тёплых чувств к винилу или кассетам не испытываю, мне нравятся больше диски, я себе в личную коллекцию их и покупаю в основном. Сейчас слишком идеализируют все эти кассетки и пластинки, все стали прогрессивными. Это здорово, что с их массовым появлением возродился из говна и пепла интерес к физическим носителям на просторах СНГ. Мне это нравится. Но всё равно меня трясёт от словосочетания «кассетный лейбл», однако это уже личное. В планах на данный момент выпустить пластинки и кассеты групп Camphora Monobromata, SRAM, Archagathus, Total Fucking Destruction, Repression Attack, Internal Demage, «Анкылым», «СатанаКозёл» и многих других. Приведёт это всё к заполнению свободного пространства в комнате. На самом деле я очень надеюсь, что у нас в стране кому-то кроме ребят, которые держат лейблы и пары калек, которые это покупают, вся эта движуха нужна. Спасибо всем, кто помогает, поддерживает, покупает, меняется, просто интересуется, это ужасно приятно. Девиз «Хлеба нет!» — «Да здравствует неорганизованность, метал, менингит и одноклеточность!»
DESTROY SOUNDS REC.
2011
Андрей (основатель Destroy Sounds Rec.): Появился значок Destroy Sounds Rec. в конце 2011 года, толчком к его созданию послужила, скорее всего, ужасная провинциальная скука. Концерты у нас в Краснодаре в те времена были редкостью, панк-группы можно было пересчитать по пальцам одной руки, а действующими были всего пара коллективов. Начиналось всё как маленькое дистро. Первое время я реализовывал продукцию московских и питерских лейблов у себя в городе.
Над названием долго не думал: это первое, что пришло в голову. Лого — обычный трафарет Мэрилин Монро из интернета, уже позже мне нарисовал отличный логотип замечательный индонезийский художник Tremor. Первый релиз в котором я должен был участвовать был двойной диск с дискографией группы Колесо Дхармы, который, в итоге, увы, так и не вышел. Релизом под номером один у меня стала краснодарская хардкор группа «Выстрел в упор» где играют мои друзья: я сам вырезал из картона ножницами 100 конвертов, напечатал на домашнем принтере вкладки и методом трафарета наносил изображение на CD-R диски. За короткое время тираж разошелся среди своих ребят на концертах. С начала 2012 года пошла у значка активная деятельность и релизов выходило очень много, в то время основная масса на CD и CD-R. Среди них такие группы как питерсские Discord, CamphoraMonobromata, Warborn, Dirtpill из Красноярска,, японцы SeteStarSept.
Первым релизом стала краснодарская хардкор группа «Выстрел в упор» где играют мои друзья: я сам вырезал из картона ножницами 100 конвертов, напечатал на домашнем принтере вкладки и методом трафарета наносил изображение на CD-R диски.
Особых жанровых границ в издании я себе не ставил: за время работы выходил минскор, блэк, ди-бит, харш-нойз и пауэр-вайленс. Но вот сейчас посмотрел, и оказывается, я никогда не издавал скримо (и слава богу!). В середине сентября 2012 года вышел первый кассетный релиз, это было первое демо рязанских краст-варваров-дебилов Diswarp, тираж был всего 80 копий и очень быстро разлетелся, да так что у меня самого даже не осталось копии.
На кассетах вышло очень много релизов, от легенд русского краста Distress до немецких нойз-террористов Fotzenhammer. Первым релизом на виниловом кругляше был блэк-проект «Корча», который делал бывший участник групп «Иеронимус Бес» и «Пурген» Гена Чикатило. Отличная группа с замечательными текстами, но почти незамеченная отечественными слушателями. Также на семёрках выходили записи групп Diswarp, ПАРиЯ (Беларусь), Sram (Москва), Totentanz (Крым), Dottie Danger (Петербург). По прошествии времени сам удивляюсь, зачем за это всё взялся, спрос в регионах на физические носители ужасно маленький, концертов, где можно поставить дистро-стол, практически нет, спасают заказы по почте заинтересованных людей из Москвы, Питера и Петрозаводска. Соответственно, дома у меня целый склад того, что издавал я и того стаффа, что натрейдил с другими значками России и мира. Совет всем, кто живёт не в Москве и Питере, десять раз подумайте, прежде чем делать дистро-лейбл у себя в деревне. На данный момент последний мой релиз — это переиздание единственной записи группы Sandinista!, выпущенное к годовщине убийства гитариста группы Тимура Качаравы нацистами в ноябре 2005 года. По прошествии четырёх лет могу с гордостью заявить: у меня лучший лейбл в Тахтамукайском районе Республики Адыгея.
BLACK HORSE
2010
Павел (сооснователь Black Horse): Контора называется Black Horse Distro. Начинала всё моя девушка Таня ещё в 2010-м. Тогда она делала нашивки и футболки для какого-то дистро, которого сейчас уже и в помине нет. В 2011 году эта контора развалилась, но так как Таня уже втянулась в это дело, ей захотелось развивать его дальше. Так, собственно, и появился Black Horse Distro. Изначально оно задумывалось под производство нашивок, футболок, сумок и тому подобного мерча по принципам DIY. Единственным условием был предзаказ. Всё-таки никому не хочется часами сидеть над патчем, который потом он из-за своей ненужности остаётся пылиться дома в шкафу.
Я подтянулся в 2014 году. Всё вышло после знакомства с творчеством группы Unfixed. Буквально весь год я болел их музыкой, даже хотел привезти в Москву, но по не зависящим от меня причинам всё провалилось. Затем в одном индонезийском дистро я увидел издание обоих альбомов группы на одной кассете под названием «Battleside Indonesia». Списался с Unfixed, дали добро на издание подобного релиза в России. Вот так в начале 2015 года вышел в свет первый релиз Black Horse Distro — «Unfixed — Battleside Russia». Тогда ещё я не думал, что продолжу заниматься изданием носителей, просто хотел познакомить нашу публику с творчеством группы.
Весной этого года One Way Street и Suburban Uproar записали сплит. Послушал, прикололо. Написал ребятам, предложил выпустить сплит на кассетах. Конторы, которые выпустят его на CD и виниле, уже нашлись тогда. Выпуск на кассетах показался им вполне сносной идеей. Через месяц релиз был готов.
Ну и понеслась… Следующим релизом стала ипиха бразильцев Warkrust — мощный краст/ди-бит с женским вокалом. История обычная: услышал записи в интернете, понравились, списался с музыкантами, договорились. Правда, вышла заминка с выпуском, точнее с отсутствием кассет в конторе, которая занималась записью носителей. В итоге выпускали полгода, в сентябре всё было готово.
Сейчас работаем над первым альбомом нижегородских панков Criminal State. Обложка уже готова, весь материал отдан на запись. Возможно, к моменту выхода этой статьи релиз уже увидит свет. Как только всё будет готово, приступлю к изданию нового альбома Meinhof на кассетах, с музыкантами уже есть договорённость.
Приходится постоянно тратиться из своего кармана на выпуск чего-то нового. Прибыли это дело не приносит, да и какая может быть прибыль в панк-роке.
Что меня подтолкнуло на это? Даже не знаю. На самом деле у нас в стране полно крутых дистро, которые действительно горят этим делом и продвигают крутую музыку. Просто захотелось опять же знакомить российских панков с менее известными группами, но играющими на хорошем уровне. Удастся ли это, покажет время.
Что же касается трудностей, есть только мелкие, но при этом ставящие палки в колёса. Первая из них и, наверное, самая главная — это отсутствие постоянных денежных средств для выпуска релизов. Приходится постоянно тратиться из своего кармана на выпуск чего-то нового. Прибыли это дело не приносит, да и какая может быть прибыль в панк-роке. Хотя практически на весь релиз Criminal State удалось выручить деньги с продажи значков.
Сложности с поиском контор, занимающихся записью на носители, не возникало. Кассету Unfixed помог выпустить Саша Бармалей из Antreib, за что ему отдельное спасибо. Как оказалось, он был не последним, кто принял участие в выпуске данного релиза. Весь материал он отправлял Денису из московского дистро Enrage Records, а он уже, в свою очередь, в Питер, где всё и писалось. Потом уже я познакомился с Дэном, впоследствии мы совместно выпустили два кассетных релиза.
Поиск очередного релиза — тоже трудности. Например, найти что-то крутое, что зацепит. Плюс языковой барьер. Например, было тяжело общаться с Warkrust. Хорошо, что их драммер нормально шарит по-английски. Рисование буклета порой тоже отнимает лишнее время. Так было с Unfixed. Нарисовали им, как мне казалось, крутой буклет. Забраковали, переделали на более простой. Им понравилось.
Почему именно выпуск кассет? С одной стороны, мне самому по кайфу держать кассету в руках, навевает воспоминания, когда панк-рок вообще тяжело было достать на носителях и весь район переписывал палёную кассету Exploited по кругу. Да и потом все наши релизы были выпущены по инициативе самих групп делать всё именно на кассетах. Винил — круто, конечно, но дорого. А знакомств, с кем можно было бы подписаться под выпуск пластмассы, пока нет. Правда, сейчас вроде как приварились к выпуску российской сборки на пластинке. А там как получится уже. CD, конечно, тоже будут, когда кто-то захочет на них издаться.
RED DAWN RECORDS
2014
Алексей (основатель Red Dawn Records): Задумка создать лейбл пришла ко мне после того, как я организовал концерт Opcio K-95 в Москве в 2014 году. Параллельно товарищ хотел организовать редскин-дистро, и мы объединили усилия. Провертевшись на тот момент изрядно в субкультурной тусовке, мне, с одной стороны, надоело просто ходить на концерты и хотелось сделать что-то самому, привнести свою идею, с другой стороны, это были неинтересность и неприятие того направления, куда она движется. Я скинхед уже десять лет и не принимаю эти модные тенденции слушать безыдейную музыку или того хуже RAC (Rock Against Communism).
Сцена стала аполитичной, нет никаких принципов, никакого единства или взаимоуважения. Мы же чётко заявляем: мы антифашисты, мы за свободу, равенство и братство. Rock Proletario — это музыкальное движение рабочего класса, тесно связанное со скинхед-субкультурой, и сосредоточено оно как раз в тех уголках мира, где люди живут в нищете и им не до богемных тусовок. Кто-то считает, что скинхед- и панк-сцена должны быть аполитичны, это их право. Я же скажу, что политика всегда была, есть и будет в субкультуре, это её неотъемлемая часть. Конечно, мы сталкиваемся и с проблемами, наверное, общими для скинхед-/панк-инициатив. Во-первых, это неокупаемость. Организация концертов, издание продукции не только не приносит прибыль, но и оставляет в минусе. Мало кто уже поддерживает сцену походом на концерт или покупкой диска, есть же интернет. Ещё немаловажно отсутствие красных групп в России, а для развития локальной сцены это основной фактор. Много хороших групп распалось, активны сейчас только Klowns. Будем надеяться, что те красные скины, которые играли или играют сейчас в различных коллективах, наконец-то созреют для создания новой красной интересной музыкальной инициативы. Мы же, в свою очередь, готовы им в этом содействовать.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «СИЯНИЕ»
2013
Булат (сооснователь «Сияния»): Издательство «Сияние» было задумано при грустных обстоятельствах, на панихиде Горшка из группы «Король и шут». Так получилось, что в этот день совершенно случайным образом в Санкт-Петербурге оказались я и мой близкий друг из Кирова Паша Чикамото, также известный как Павел Мятный. После прощания с артистом весь день мы лазили по центру Питера, по знаковым местам истории русского рока: Рубинштейна, 13, «Там-там» и т. д. Много говорили о будущем русской музыки. Дело в том, что мы с Пашей оба являемся крайними сторонниками самобытности в этом вопросе. И перспективы русского панк-рока в этом отношении казались нам не очень светлыми. Поголовное незнание собственных корней в панк-/хардкор-среде очень удручало. Ведь, как говорится, тот, кто не знает своего прошлого, не имеет будущего. И было решено попробовать обратить внимание общественности на русскую самобытную музыку. На старые группы и на молодые. А как лучше всего это сделать? Начать её издавать.
Самым главным релизом нашего издательства на данный момент можно с уверенностью назвать альбом «Zudwa» культовой группы «Химера». Дело в том, что для нас обоих «Химера» играет очень большую роль в жизни. На нас обоих творчество Эдика Старкова оказало и продолжает оказывать колоссальное влияние. Поэтому издание «Зудвы» было как прикосновение к вечному, к истории. Когда я взял в руки свеженапечатанную пластинку «Химеры», я понял, что вся эта затея была совсем не зря. Мы полностью ориентируемся на самость в музыке. Если чувствуем, что за спинами музыкантов стоит самобытность и осознание своего отношения к русской музыкальной сцене со всем из этого вытекающим, это наши клиенты.
Текст: Вениамин Волин
Изображения: Издательство «Сияние», Flickr.com/photos/unfixed, Mangy Little Mut, «Хлеба нет!», Red Dawn Records
Комментарии
Подписаться