Мы уже писали, как современные издатели перепридумали журнальный формат, изменив подход к контенту и его подаче. Но, несмотря на все тонкости, для многих журнальная форма не изменилась — это всё ещё информационное периодическое издание на бумаге, пусть и красивой. Даже немногочисленные рекламные трюки крупных издателей вроде электронных чернил на обложке Esquire или тонкие медиаплееры на рекламных разворотах глянцевых хедлайнеров не меняют представление о журнале как о форме. А ведь важно понимать, что бумажные журналы выживают в эпоху интернета только благодаря тому, что они материальны.

Информация в интернете абстрактна, она появляется там каждый день и точно так же исчезает в информационной бесконечности. Многие люди даже не понимают разницу между «Фейсбуком» и интернетом. Журнал — очень понятный объект, который можно поставить на полку и вернуться к нему через время. Журнал одним своим присутствием может участвовать в формировании пространства. Поэтому сегодня журналу важно быть чем-то более глубоким, неким артефактом, которым хочется владеть без объяснения причин.

CNN в 1980-х заставили своих зрителей бояться пропустить что-то важное, без чего они бы не смогли дальше жить, и тем самым получили свою аудиторию. Так и желание обладать журналом должно быть на первом месте, и только потом — контент. Мы выбрали девять современных изданий, которые кардинально меняют правила игры, ломают представление о том, что такое журнал в принципе, и создают объекты желания.

 

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 1.

Visionaire Magazine

САЙТ

Созданный в далёком 1991 году Сесилией Дин, Стивеном Ганом и Джеймсом Калиардосом журнал Visionaire был придуман как платформа самовыражения для художников и фотографов. Это сегодня каждый может выложить свою фотографию в интернете, а в 1990-е даже у именитых фэшн-фотографов было мало средств для публикации своих работ. Благодаря тесному сотрудничеству с крупными авторами вроде Марио Тестино каждый номер Visionaire превращался в настоящий арт-объект.

Помимо классических журнальных форматов, у Visionaire есть номер, напечатанный на металле с помощью специального 3D-принтера. Также есть номера в виде аромата, одежды и даже специально отпечатанных пластинок. Visionaire выпускается два раза в год тиражом всего 4000 копий и стоит порядка 300 долларов. Выпуск каждого номера сопровождается закрытой вечеринкой, на которой часть тиража успешно распродаётся.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 2.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 3.

Toilet Paper

САЙТ

Итальянский арт-журнал, созданный фотографами Маурицио Каттеланом и Пьерпаоло Феррари из их страсти к визуальным образам. Они сумели иконизировать главный стереотип о журналах — пролистывание картинок. В журнале нет текста, и состоит он только из авторских работ, вдохновлённых рекламной эстетикой через призму сюрреализма. В результате у авторов получается цельная публикация, которая является арт-объектом сама по себе. С помощью доступной журнальной формы и широкой дистрибуции авторы бросают вызов закрытости экономики современного искусства, предоставляя настоящее искусство за 10 евро любому желающему.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 4.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 6.

Desillusion

САЙТ

Французский журнал о молодёжной культуре всегда с особым трепетом относился к собственному формату. Недавно его авторы Себастьян Занелла и Пьер Давид решили воплотить в жизнь концепцию многосерийных книг, неразрывно связанную с медленным чтением и перерождением журнального формата. Теперь Desillusion — это энциклопедической толщины книга, каждый том которой издаётся раз в квартал и содержит невероятное количество фотоэссе, историй и интервью, раскрывающих тайные уголки сознания ярких и молодых талантов и героев современной контркультуры. Каждый том сопровождается отдельным документальным мини-фильмом.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 7.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 9. 

Manual of Architectural Possibilities

САЙТ

«Архитектурный журнал, или Пособие по архитектурным возможностям» — это публикация результата исследования или взгляда на волнующую тему, конкретную или абстрактную, но всегда насущную. Сам журнал представляет собой сложенный двусторонний постер формата А1. На одной стороне — сжатая форма введения в проблему, на другой — аргументированное разложение её решения. MAP — это гид к потенциальным действиям в сложившейся среде, сложенная энциклопедия возможностей, топография идей или просто постер на стену.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 10.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 13.

Arkitip

САЙТ 

Американский журнал, схожий в своих целях с Toilet Paper — сделать искусство более доступным, но при этом дать самовыразиться широкому кругу художников. Как и Toilet Paper, Arkitip стал сам по себе объектом искусства благодаря желанию сломать четвёртую стену и дать потребителю больше, чем просто набор визуальных образов. Каждый номер дополняется каким-нибудь предметом — артефактом, неразрывно связанным с темой номера. Например, выпуск, приуроченный к чемпионату мира по футболу, снабжался фанатской розой, а номер про цвета, в котором все участники рисовали одной и той же кистью, включая Аарона де ла Круса, дополнялся этой самой кистью фирмы Comex. Специальный номер про моду для бренда Wesc оснащён наушниками, а выпуск про Шепарда Фейри — его знаменитым трафаретом Obey. Есть и более локальные тотемы: к номеру про знаменитый нью-йоркский арт-притон, закрывшийся в 2013 году, прилагался пакет для алкоголя и барное полотенце.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 14.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 15.

Folch Studio

САЙТ

Эта испанская дизайн-студия на аутсорсе занимается курированием и дизайном многих журналов, но имеет и два своих собственных флагмана — эротически-интеллектуальный Odiseo и сёрферский Eldorado, в которые студия по-настоящему вкладывает душу и экспериментирует с концептами и формой. Odiseo благодаря плотному переплёту напоминает небольшую книжку с набором культурных эссе и невероятно красивых эротических съёмок. Eldorado же представляет собой газетного типа публикацию — своеобразный отчёт по итогам сёрф-трипов редакции. Но каждый номер рассказывает не о месте, а о контексте, который и передают с помощью фотографий и иллюстраций. Эта концепция контекста очень хорошо характеризует отношение студии к журнальному формату и то, как она стремится к постоянным экспериментам.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 16.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 18.

Kilimanjaro

САЙТ

Английский журнал о визуальной культуре с сильным редакторским подходом. Он входит в топ самых влиятельных журналов, а в контрибьюторах значатся такие звезды, как Филип Старк и Марина Абрамович. Благодаря своим постоянным экспериментам редакция вычислила формулу читательского внимания. Каждый номер бросает вызов стандартному журнальному формату А4 и добавляет целый набор неожиданных мелочей, вставок и разворотов. Всё это требует глубокого погружения и детального изучения. Так один из выпусков был спродюсирован упомянутой выше Folch Studio, которая буквально восприняла заглавную тему — luxury — и обернула журнал и часть страниц в золотую фольгу.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 19.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 20.

APE (Art Paper Editions)

САЙТ

Как и многие предшественники издания в этой статье, APE — это независимая платформа для художников, а журнал выполняет функцию выставочного пространства. Каждый номер (вернее сказать, том) посвящён специальному проекту одного художника, который он делает для издания. Поэтому каждый выпуск не похож на предыдущий не только по содержанию, но и по оформлению. Например, художница Дебби Гюисманс выпустила номер под названием Late Spring, в котором она рефлексирует на тему взаимоотношений жителей маленькой северной деревни в Финляндии и окружающего их леса. Сама книга поставляется с набором мелких артефактов и в деревянной рамке, чтобы после изучения её можно было использовать в качестве картины в интерьере. То есть книга не просто становится арт-объектом, а вполне прикладным и привычным для большинства инструментом декорирования.

 

Неформат: Как печатные журналы становятся арт-объектами. Изображение № 21.