Культура
Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас
Сквоттинг — одно из самых важных и интересных социальных движений второй половины XX века, оказавшее существенное влияние на политику, культуру, урбанизацию, идеи антиглобализма и автономизма. Мы попытались разобраться и составили полномасштабный гид по истории, типологии и формам сквоттинга — возможно, самого свободолюбивого культурного феномена.
История и предпосылки сквоттерства
Идейными предшественниками современных сквоттеров многие считают диггеров — сообщества крестьян, возникшие в эпоху буржуазной революции в Англии и критиковавшие идею частной собственности на землю и её эксплуатацию властью. Они считали, что частная земля есть результат её незаконного захвата, и призывали своих приверженцев возделывать незанятые угодья на коллективных началах.
В XX веке сквоттинг становится в большей степени индустриальным феноменом — незаконные захваты пустующих зданий и формирование коммун происходят уже в крупных промышленных городах. Особенно массовым это явление становится в послевоенное время, когда для большого количества людей обостряется жилищная проблема: в Англии и других странах Европы вернувшиеся домой солдаты вынуждены были занимать бараки и пустующие здания, поскольку большое количество жилых помещений было уничтожено.
Это — вынужденная или стихийная форма сквоттинга, которой занимались беженцы, лишенцы, бездомные или другие малоимущие слои населения. В эпоху расцвета хиппи, студенческих волнений и зарождения феномена контркультуры сквоттерство получило совсем новую форму — политизированную, которую реализует молодёжь радикально левых взглядов. Теперь захваченные здания и территории начинают использовать не только для реализации жилищной стратегии, но и для создания в них автономного социокультурного пространства.
Вторая половина 1960-х годов для западного общества становится временем важнейших социальных сдвигов и трансформаций общественного сознания. Кризис доверия к органам государственной власти и политическим партиям, милитаризация государств и гонка вооружений, загрязнение окружающей среды приводят к тому, что всё больше молодых людей объединяются под флагом новой левой идеологии. В США и развитых капиталистических странах Европы проходят массовые студенческие волнения, зарождается новая формация протестных групп и новых социальных движений — феминистского, антивоенного, движения за права сексуальных меньшинств и гражданские права. Импульс получает развитие автономизма, в среде которого как явление окончательно оформляется сквоттинг.
В 1960–1970-х годах появилось огромное количество сквотов и контркультурных коммун в мегаполисах США и Западной Европы. В Париже, Брюсселе, Берлине, Барселоне, Амстердаме, Лондоне и других городах тысячи людей незаконно занимали помещения бывших фабрик, промзоны, заброшенные склады, старые казармы, разрушенные церкви и особняки. Так появились легендарные миланский Леонкавалло, копенгагенская Христиания, лондонский Рампарт, чуть позже берлинские Тахелес и Кёпи.
Для нового поколения сквоттеров захват и проживание в пустующих полуразрушенных зданиях был формой идеологического отчуждения и антикапиталистической борьбы. Они не хотели быть включёнными в общество и реализовывать его модели потребления, наоборот — стремились создать автономное самоуправляемое пространство, часто являющееся одновременно жильём, социальным и художественным центром.
Сквоттерское движение всегда было очень разнообразно по своему составу и своей идеологии. Оно включало в себя представителей многих субкультур и контркультур: хиппи, панков, революционно настроенных студентов, художников, музыкантов, творческую молодёжь, андеграунд, городских активистов, антиглобалистов, — но всех их объединяла декларируемая оппозиция господствующей культуре и государству.
Молния в круге
Графический символ сквоттеров — молния,
пронзающая круг
Настоящая «Википедия» сквоттинга. Одного этого сайта достаточно для того, чтобы понять все аспекты явления. Здесь есть огромная библиотека книг, культурологических исследований и статей по истории и антропологии сквоттинга, отдельная новостная система по странам, база данных действующих сквотов, масса ссылок на сторонние ресурсы по теме и архивных фотографий. И гигантский подраздел видео.
Типология
Голландский социолог Ханс Прёйт выделяет пять типов сквоттинга. Впрочем, эти дефиниции не строгие, поскольку различные формы сквоттинга могут пересекаться между собой.
Вынужденный
Её реализуют в основном рабочий класс, бездомные, лишенцы, иммигранты и неимущие слои населения, причём при частой поддержке идеологических сквоттеров и активистов. Такой сквоттинг фокусируется не на каких-то структурных преобразованиях, а исключительно на помощи нуждающимся и может быть формой гуманитарного, социального и религиозного активизма. Требования сквоттеров в таком случае не выходят за рамки предоставления им места жительства либо попадания в списки на получение жилья.
Как альтернативная независимая жилищная стратегия
Такая форма сквоттинга может быть привлекательна для людей, которые хотят жить в группе, или радикальных DIY-энтузиастов, готовых создать собственное жилое пространство вместо того, чтобы вкалывать для оплаты квартирной ренты. В отличие от вынужденных сквоттеров, они не презентуют себя как аутсайдеров, а наоборот, гордятся своей самостоятельностью, к тому же, как правило, это представители среднего класса, не испытывающие нужды в жилье.
Кроме того, такой сквоттинг предлагает возможность примкнуть к определённому лайфстайлу. Так панки могут подселиться к панкам, феминистки могут образовать женскую коммуну и так далее.
Как социально-культурный центр
Сквот, на базе которого формируется какой-то культурный центр. Это может быть бар, воркшоп-зона, ресторан, арт-галерея, веломастерская, духовный центр и т. д. Здания в этом случае сквотируются для того, чтобы избежать бюрократических разборок и серьёзных финансовых вложений, а сами сквоттеры никак не противодействуют властям.
Многие из таких сквотов со временем получают легальный статус. Так, благодаря сквоттерам в 1967 году возник один из главных амстердамских ночных клубов Paradiso, культурный центр Forte Prenestino в Риме и миланский Леонкавалло — одна из важных достопримечательностей города, где проводятся сегодня театральные постановки, джазовые концерты и выставки. По той же схеме в Амстердаме возникли действующие сегодня бар Molli Chaoot, анархистский книжный магазин Het Fort van Sjakoo и крафтовая пивоварня Brouwerij 't IJ, владельцы которой когда-то начали варить пиво в засквоттированном здании на берегу канала.
Консервационный
В этом случае незаконный захват используется как тактика по противодействию властям или собственникам по сносу зданий (а иногда и целых кварталов) или их нерациональному использованию. Так, в 2000 году в Нидерландах группа активистов захватила военный форт Pannerden, препятствуя его перестройке в отель. На территории форта скоттеры организовали музей, рабочие места для художников и регулярные экскурсии для посетителей. Собственниками неоднократно предпринимались попытки их выселения, один раз даже с участием военных частей, но активисты каждый раз возвращались и в итоге добились своего: с ними было заключено соглашение об участии в реконструкции и дальнейшем управлении территорией форта.
Политический
Сквоттинг в таком случае выступает платформой (и достаточно удобной) для тех, кто занимается антисистемной политикой и идентифицирует себя с революционными идеями. Такие сквоттеры борются не за свои или чьи-то права, а исключительно против системы и нередко состоят в оппозиции к представителям других форм сквоттеров.
Карманный справочник сквоттера
В Великобритании с 1975 года действует консультационная служба, которая оказывает юридическую помощь бездомным и сквоттерам. Организация долгое время выпускала «Карманный справочник сквоттера», распространяемый за небольшую плату, в котором рассказывалось, как искать заброшенные здания, вести себя в случае столкновения с полицией и сохранить имущество за собой. По ссылке можно найти архив последнего, 13-го издания — в 2009 году после публикации в The Daily Mail материала о справочнике его было решено перестать выпускать. Впрочем, за советом можно по-прежнему обратиться непосредственно в саму организацию. Подобные консультационные проекты для сквоттеров существуют и в других странах.
Сквоты в СССР и России
Первые сквоты в СССР начали появляться в перестройку в крупных мегаполисах — городская инфраструктура разваливалась, а у властей не было ресурсов следить за нежилыми, заброшенными и старыми зданиями. В отличие от Запада, советское сквоттерское движение не было политически активно и в основном занималось творческой деятельностью. Пустующие здания использовали как мастерские художники-радикалы, музыканты и прочие деятели альтернативного искусства.
В Москве одним из первых был двухэтажный сквот «Детский сад», организованный молодыми художниками в пустующем старинном здании детского сада на Китай-городе в 1984 году и просуществовавший до 1986-го. Сюда заглядывали деятели андеграундного кино братья Алейниковы и Евгений Юфит, тусовались музыканты и концептуалисты, захаживали иностранные журналисты. Самозахвата здания не было — детский сад принадлежал управлению Минздрава, а художники числились сторожами, что не мешало им проводить музыкальные перформансы и выставки. После статьи в парижском издании о московском культурном андеграунде сквот прикрыли. Чуть позже появился сквот на Фурманном, где базировались художественные мастерские, галерея в Трёхпрудном переулке под предводительством Тер-Оганьяна и легендарная арт-коммуна «Заповедник искусств» на Петровском бульваре, организованная Александром Петлюрой, — один из самых больших сквотов в столице. Эпоха была недолгой: в 1990-x власти начали обратно прибирать к рукам ценное городское имущество. Творческие коммуны и сквоты отнимали и сносили, либо они мутировали в творческие центры и теряли связь с андеграундом.
В отличие от Запада, советское сквоттерское движение не было политически активно и в основном занималось творческой деятельностью.
Сквоттинг сегодня
Сегодня, несмотря на упадок контркультуры и повсеместную джентрификацию, причиной которой сквоттинг во многом и является, он по-прежнему довольно широко распространён в Европе.
По-прежнему ведётся и активная борьба со сквоттерами со стороны властей и криминализация их в глазах общественности. Так, в Нидерландах с октября 2010 года сквоттинг официально признан незаконной деятельностью, за которую полагается штраф и тюремное заключение. В Великобритании сквоттеры тоже находятся на нелегальном положении. Но и там, и в других европейских странах полумаргинальные элементы, левацкая молодёжь и городские активисты регулярно занимают пустые дома, доставляя властям проблемы. Причём занимают их, не просто отгораживаясь от общества обветшалыми стенами фабричных зданий, но и активно влияя на городское развитие, культурную повестку, локальную и иногда даже национальную и интернациональную политику. Примером последнего можно считать оккупацию лондонскими сквоттерами особняка сына Каддафи в 2011 году с требованиями вернуть дорогостоящее имущество и недвижимость, принадлежащую родственникам диктатора, народу Ливии.
В 2015-м скоттеры никуда не деваются и регулярно появляются в новостях: занимают в Сохо бар, оккупируют парк в Марселе, организовывают социальные центры, проводят межнациональные форумы и фестивали.
50 лет назад сквоттинг появился на волне массовых протестных настроений и тектонических социальных сдвигов. Новый, 2015 год обещает нам экономический кризис, увеличение количества точек геополитической напряжённости и протестной активности, рост дистанции между богатыми и бедными и дальнейшее погружение в глобальный хаос — тоже, в общем-то, отличная среда для реализации сквоттерской утопии.
Сегодня, несмотря на упадок контркультуры и повсеместную джентрификацию, причиной которой сквоттинг во многом и является, он по-прежнему довольно широко распространён в Европе.
Что читать по теме
The Squatters’ Movement in Europe
2014 год
Книга активистов объединения SqEK, исследующая явление сквоттинга как альтернативу современному капитализму.
Squatting in Europe:
Radical Spaces, Urban Struggles
2013 год
Ещё одна работа объединения SqEK по истории сквоттинга в Германии, Нидерландах, Испании и других европейских странах.
Известные современные сквоты
Христиания
Христиания, расположенная в центре Копенгагена, — частично самоуправляемая хиппи-коммуна со своими законами, флагом и валютой.
Появилась в 1971 году, когда местные хиппи самовольно заняли военные бараки, принадлежащие городу. Вслед за ними в пустующие здания перебрались анархисты, творческая молодёжь, сквоттеры, наркоманы и другие оторванные или вытесненные из социума элементы. Власть долгое время не обращала на них внимания, и легальный статус разросшейся коммуны не был определён, пока один из главных идеологов Христиании, анархист Якоб Лудвигсен, не провозгласил её свободным городом. Тут ещё проблемы с продажей наркотиков, на которые власть не могла закрывать глаза, — у коммуны начались проблемы. Казармы неоднократно пытались избавить от нелегальных поселенцев, в ход шли чистки, рейды полицейских, аресты сквоттеров, правовое давление. В 2011 году Христиания всё-таки добилась полуавтономного статуса — её граждане (их насчитывается порядка 1000 человек) выкупили у Копенгагена часть земли и теперь платят муниципалитету за коммунальные расходы, свет и воду.
ФЛАГ ХРИСТИАНИИ
Экономика коммуны самодостаточна и не зависит ни от города, ни от национальных дотаций. Главным источником доходов остаётся продажа лёгких наркотиков и туризм. Кроме того, на территории Христиании функционируют кафе, мастерские, арт-студии, клубы и другие привычные для любого города институции, на которых также зарабатывают местные жители.
Башня Давида
Небоскрёб миллионера Давида Бриллембурга должен был стать одним из главных финансовых центров Каракаса, но смерть инвестора и последовавший за ним банковский кризис в Венесуэле превратили его в вертикальные трущобы высотой под 50 этажей и один из самых известных скотов в мире. Известности ему прибавил сериал «Родина», в котором башни показаны как прибежище асоциальных и криминальных элементов. Что есть не совсем правда: тут проводились полицейские облавы и совершались преступления (куда без этого в одном из самых криминогенных городов мира), но в целом жизнь куда лучше и безопасней, чем в спальных районах.
Во многом это была образцовая коммуна: жители башен ходили на службу, здесь работали магазины, спортивные площадки и залы, салоны красоты. У жителей были организованы дежурства по уборке, система безопасности, регулярные встречи для решения текущих проблем. Летом прошлого года правительство Венесуэлы начало переселять жителей башен — ими заинтересовались китайские инвесторы. Здание опустело.
Берлинский Кёпи
Самый главный (учитывая, что не менее легендарный сквот Тахелес два года назад закрыли) из берлинских сквотов, Кёпи, в этом году отмечает своё 25-летие. Сквотом здание стало после падения стены и массового переезда восточных немцев в Западный Берлин. Опустевший дом собирались снести, но его вовремя оккупировали сквоттеры. В итоге всё это вылилось в четвертьвековую историю борьбы автономов и власти: жители и постояльцы Кёпи не единожды отбивали его у девелоперов и боролись с желанием хозяев продать его. И до сих пор успешно. Сегодня это культурный центр в полулегальном статусе — в мрачноватом здании, исписанном сверху донизу граффити, проходят концерты, вечеринки, выставки и прочая субкультурная активность.
Комментарии
Подписаться