Благодаря рубашке Мэтта Тейлора и обзорам Аниты Саркисян слово «объективация» теперь знают чуть ли не все. Пока некоторые сторонники феминизма обвиняют медиа в изображении женщин как сексуальных игрушек, лишённых собственной воли и характера, их противники настаивают на том, что любая попытка подчинить искусство или СМИ политкорректности и морали — самая настоящая цензура.

Мы обратились к московским фотографам, которые известны своими снимками с эротическим содержанием, чтобы узнать, где грань между искусством и объективацией.

 

Эротические фотографы о стандартах красоты, сексизме и объективации. Изображение № 1.

Мария Кузьменкова

работы фотографа

 

Я думаю, что самое важное — это эстетика, и мне кажется, определённая граница между искусством и объективацией есть. Понятно, что на фотографии со вспышкой, с женской попой и рукой мужчины-фотографа на ней женщина нужна только для того, чтобы собрать лайков и подписчиков.

Я стараюсь снимать так, чтобы девушки на моих фотографиях вызывали уважение и интерес в первую очередь и уже потом — желание. В любом случае я глубоко убеждена, что секс не в голом теле, а в атмосфере, взгляде, движении. А если бы мне кто-то сказал, что мои снимки кого-то оскорбили или унизили, я бы задумалась об этом.

Алина Никитина

работы фотографа

 

Я корректирую лица и фигуры своих моделей в «Фотошопе» или ищу для них правильные ракурсы, ориентируясь скорее не на сексуальную соблазнительность героинь, а на собственные представления о прекрасном или в погоне за идеальной композицией. Да, фотография любит худые и изящные фигуры, и в этом отражаются не только наши представления о теле, но и законы жанра.

Фотограф, конечно, должен нести ответственность за формирование стандартов красоты — ровно настолько, насколько все мы должны отвечать за последствия своих действий. Но это не говорит о том, что фотографы обязаны проникнуться борьбой с объективацией. Всё-таки я рассказываю людям о том, что сама считаю красивым, и надеюсь убедить зрителя в своей правде.

Эротические фотографы о стандартах красоты, сексизме и объективации. Изображение № 2.

Эротические фотографы о стандартах красоты, сексизме и объективации. Изображение № 3.

 Алина Лебедева

работы фотографа

 

Изображение женского тела в медиа — это не вопрос этичности, это вопрос о том, что привлекает внимание. А внимание привлекает прежде всего тело, причём не обязательно это мысли о сексе — тело ведь может вызывать самые разные эмоции.

Тело женщины в рекламе, по сути, тот же товар. Чем этот товар более привлекателен и сексуален, тем больше шансов продать его или то, что на него надето.

Эрик Панов

работы фотографа

Я рассматриваю модель как красивую, гибкую оболочку, на которой можно проецировать своё видение. Одно дело снимать героев, другое дело снимать моделей. Это предмет, который нужно красиво показать. Каким-то людям нужны такие термины, как «объективация», мне он не нужен, я его не использую.

Если бы мне сказали, что мои работы пропагандируют сексизм или насилие, я бы попытался объяснить, почему это не так. Всё зависит от контента и от того, где он размещён, но и от восприятия зрителей тоже. Наверное, есть куча сторонников того, что объективация — это плохо, но я уверен, что большинство людей воспринимает это неверно.

Эротические фотографы о стандартах красоты, сексизме и объективации. Изображение № 4.

Эротические фотографы о стандартах красоты, сексизме и объективации. Изображение № 5.

Алексей Киселёв

работы фотографа

 

Модели, которых называют жертвами объективации, идут на съёмки добровольно, даже стремятся к этому. Мне кажется, фотограф не несёт ответственность за чьи-то представления о женщинах. Рынок давно существует, всё работает, и бороться с этим бесполезно.

Борьба с сексизмом — это проблема Америки, где люди пытаются найти всё новые проблемы и лекарства от благополучия. Я как-то снимал Дашу Малыгину для журнала Bloomberg, на обложку поставили Дашин портрет, и даже этот кадр назвали сексистским. Может быть, дело в том, что мы на съёмке выпили две бутылки шампанского и глаза стали похотливыми. В любом случае я рад любой реакции, даже обвинению в сексизме.

Андрей Краузов

работы фотографа

 

Я не знаю, что такое сексуальная объективация, и не вижу ничего плохого в обнажённых съёмках. Если девочка готова раздеться и не будет стесняться — всё о’кей.

Наверное, фотограф в какой-то степени несёт ответственность за те образы, которые он показывает. Например, сексуальные полуголые женщины в рекламе автомойки — самый низкий способ продажи рекламы. Хотя бы потому, что это слишком просто и не изобретательно.

Эротические фотографы о стандартах красоты, сексизме и объективации. Изображение № 6.

Эротические фотографы о стандартах красоты, сексизме и объективации. Изображение № 7.

Анастасия Иванова

работы фотографа

 

Границу между искусством и объективацией определить нельзя. Произведение искусства может содержать в себе объективацию и наоборот, а для того, чтобы их противопоставлять или сравнивать, нужно отделить одно от другого. Вопрос, скорее, в том, как зритель будет воспринимать искусство, содержащее в себе объективацию, а это уже зависит от уровня сознательности зрителя.

Должен ли фотограф брать на себя ответственность за образ женщины и стандарты красоты, которые он создаёт? Вы хотите, чтобы Хельмут Ньютон и Ги Бурден покаялись?

Фотографии: Зарина Кодзаева