Последние несколько лет в мире игр наблюдается повышенный интерес к изометрическим пошаговым RPG старой школы и неконтролируемое возрождение главных представителей жанра. После двойной реанимации XCOM, возрождения Jagged Alliance, перезапуска Shadowrun и Divinity, релизов The Banner Saga и Child of Light, а также анонса продолжения Planescape: Torment дело наконец дошло до главного прародителя пошаговых сражений — Wasteland. Чтобы вспомнить, как в миллионах мониторов зарождалась любовь к радиоактивным пустошам и понять, благодаря чему стало возможно их возвращение на игровой рынок, мы восстановим хронологию самых важных событий, сыгравших ключевую роль в появлении Wasteland 2, а затем подробно расскажем о новой игре.

 

 

 

 

 

Ядерная война между США и СССР превратила мир в мечту всех геймеров — в бескрайние пустоши с кучей хлама, мародёров и других недружелюбных существ

 

 

 

    

1983

Interplay Entertainment

В 1983 году Брайан Фарго основал в Калифорнии компанию Interplay Productions. После нескольких лет успешной работы над текстовыми играми для крупного издателя Activision в 1988 году эта молодая контора выпустила Wasteland, которая была издана Electronic Arts и мгновенно приобрела статус культовой. Там можно было свободно перемещаться по радиоактивным пустошам, заходить фактически в любой дом, общаться с жителями, торговать, сражаться и многое другое.

 

1988

Wasteland

Ядерная война между США и СССР превратила мир в мечту всех геймеров — в бескрайние пустоши с кучей хлама, мародёров и других недружелюбных существ. Нам в руки доверяют отряд из семи Пустынных рейнджеров, которые должны навести порядок на Западном побережье Америки и спасти её от угрозы нападения взбесившихся роботов.

Всё, что нужно знать о новой игре Wasteland 2. Изображение № 1.

Эту культовую прародительницу всех постапокалиптических пошаговых стратегий знает каждый уважающий себя фанат жанра, но игравших в неё лично и тем более прошедших до конца не так уж много — это наглядно подтверждает отсутствие полных прохождений игры на YouTube. Дело в том, что сегодня эта игра ценна в первую очередь фактом своего существования: не было бы её – не появился бы и жанр. Сама же Wasteland, в отличие от прекрасно сохранившихся трёх первых Fallout, выглядит довольно архаично. Плюс система пошаговых боёв в ней реализована в совсем ином формате: во время сражений вы не увидите красочных схваток с толпой врагов — вместо прямого управления солдатами здесь нужно выбирать из списка определённые действия и читать в окошке текстовые сообщения с результатами схватки. Если 26 лет назад это был настоящий прорыв, то сегодня соприкосновением с Wasteland вполне можно манкировать — достаточно лишь знать и помнить о её заслугах. Впрочем, все желающие могут теперь соприкоснуться с легендой без изучения основ MS-DOS: в 2013 году inXile Entertainment предусмотрительно переиздали её для PC, Mac и Linux.

 

1990

Fountain of Dreams

На самом деле, эта игра ни на что не повлияла — мир спокойно продолжил бы вращаться без неё, как и без большинства других подражателей. На волне успеха Wasteland хитрые ребята из Electronic Arts выпустили её абсолютного клона, но не стали позиционировать его как продолжение, так как никто из оригинальной команды разработчиков не был причастен к созданию Fountain of Dreams. Учитывая тот же движок и все остальное, её можно запросто спутать с Wasteland.

Всё, что нужно знать о новой игре Wasteland 2. Изображение № 2.

  

1996

Black Isle Studios

Это подразделение компании Interplay Entertainment, основанное Фергусом Уркхартом в 1996 году, имеет короткую, но очень запоминающуюся историю. Вопреки легендам, эта студия лишь номинально связана с разработкой Fallout, так как в её состав вошли ребята, участвовавшие в его создании. Но зато разработка величайшей Fallout 2 и других легендарных RPG находится полностью на их совести. Несмотря на огромный вклад в игровую индустрию, студия была закрыта в 2003 году из-за финансовых трудностей Interplay. Неунывающий Уркхарт, недолго думая, в том же году основал Obsidian Entertainment, которая впоследствии сыграла далеко не последнюю роль в появлении Wasteland 2 и возрождении изометрических RPG старой школы.

 

1997

Fallout

Результатом противостояния США и Китая стал ядерный удар, уничтоживший почти всё население планеты, а остальных бедолаг превративший в мутантов. Привилегированные классы и прочие счастливчики спаслись в наглухо загерметизированных убежищах — откуда им было знать, что новый мир с кучей крутых пушек, роботов и красивой силовой бронёй окажется гораздо интереснее старого.

Всё, что нужно знать о новой игре Wasteland 2. Изображение № 3.

Несмотря на официальный статус Wasteland как родоначальника жанра, первым веским высказыванием на тему пошагового постапокалипсиса всё же стал именно его духовный последователь Fallout. Здесь впервые нарисовалась картинка с изометрической перспективой неприглядного мира постъядерного будущего, которую не стыдно разглядывать даже сейчас, и окончательно оформилась система пошаговых боев в том виде, в котором мы видим её сейчас, а также появилась легендарная ролевая система S.P.E.C.I.A.L. Но главные достоинства игры, за которые её полюбили даже суровые русские геймеры, — это ретрофутуризм, сочетающий антураж 50-х годов и технологии будущего, бескомпромиссная жестокость и главная достопримечательность игры — силовая броня, которую можно было найти и надеть только после долгой прокачки.

Собственно, всё, что было и будет в изометрических пошаговых RPG после, — лишь реставрация и переработка идей Fallout.

 

1998

Fallout 2

Появившись всего через год после первой части, эта игра не шагнула далеко вперед, но значительно расширила ее возможности и усложнила сюжет, став фактически идеальной игроизацией постапокалипсиса. Начав свой путь в роли обычного голодранца, отправленного на поиски технологии GECK, способной спасти его родное поселение, мы постепенно превращались в бога пустошь в силовой броне со смертоносным миниганом в руках. В России Fallout 2 в тот же год вышел в пиратском издании культового отечественного локализатора «Фаргус» и тут же стал едва ли не народной игрой. К автору в руки эта игра попала в виде безликого диска в поцарапанной коробочке без обложки, со словами владельца: «Ты этого никогда не забудешь!» Как видите, его слова оказались пророческими.

 

 

 

 

Несмотря на официальный статус Wasteland как родоначальника жанра, первым веским высказыванием на тему пошагового постапокалипсиса, все же, стал именно его духовный последователь Fallout

 

 

 

2002

inXile Entertainment

В 2002 году Брайан Фарго покинул пост генерального директора Interplay и основал компанию, которой в будущем предстояло реанимировать жанр пошаговых постапокалиптических RPG. Правда, делать этого разработчики не торопились — в течение последующих десяти лет они занимались в основном разработкой незначительных безделиц для мобильного сегмента. Первым крупным релизом inXile в 2011 году стал занимательный, но в целом довольно посредственный фэнтезийный экшен Hunted: The Demon's Forge, после которого сами разработчики и все остальные поняли: «...Пора!»

 

2003

Права на Wasteland

Фактически сразу после своего основания InXile Entertainment выкупили у Electronic Arts права на Wasteland. Расчувствовавшийся Брайан Фарго незамедлительно заявил о планах сделать сиквел, но в ранний доступ Steam игра попала лишь спустя целых 10 лет.

 

13 марта 2012

Wasteland 2 на Kickstarter

Имея на руках права на разработку игры и огромное желание ими воспользоваться, Брайан Фарго вместе с InXile Entertainment обратились за финансовой помощью к фанатам серии. Спустя два дня у них в руках уже было более 1 миллиона долларов — солидная сумма для хорошей старости. Но они пошли дальше и подняли планку до 2,1 миллионов, пообещав в случае успешного сбора средств подключить к разработке Obsidian Entertainment, основанную выходцами из Black Isle Studios во главе с Фергусом Уркхартом. В итоге им удалось собрать почти 3 миллиона долларов.

 

14 декабря 2013

Ранний доступ

Игра наконец-то появилась в раннем доступе Steam. За целых 1599 рублей геймеры получали демо с фактически полностью проработанной внутриигровой механикой, несколькими локациями и небольшой сюжетной миссией, а так же — общее понимание того, что InXile находятся на правильном пути и, скорее всего, точно выполнят все свои обещания. Окончательно это стало понятно после множества обновлений, постепенно превративших маленькую демо-версию в настоящий постапокалиптический эпос. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 сентября 2014

Wasteland 2

Подешевев более чем в два раза, игра с фанфарами и салютом поступила в продажу и мгновенно собрала множество положительных отзывов — на Metacritic у нее на сегодняшний день значится 81 балл.

 

  

Всё, что нужно знать о новой игре Wasteland 2. Изображение № 4.

 

Музыка Wasteland 2

 

Сражения и путешествия по пустошам сопровождаются атмосферным саундтреком Марка Моргана, в свое время обогатившего звуковую палитру двух первых Fallout. 

  

О чем это

Спустя 15 лет после событий Wasteland, один из ее основных героев генерал Варгас, ныне являющийся лидером Пустынных рейнджеров, отправляет нас в пустоши, чтобы разобраться с загадочной смертью коллеги, расследовавшего вопрос очередного объединения людей и машин. Впрочем, пересказывать завязку не имеет смысла, потому что по-настоящему сюжет игры раскрывается во множестве захватывающих квестов. По сравнению с предшественницей, сценарий с многочисленными диалогами значительно раздался вширь — даже обычные описания к окружающим объектам щедро расписаны размашистым слогом, так что иногда создается впечатление, что ты не играешь, а читаешь книгу с картинками. По ходу игры вы регулярно будете вставать перед сложными моральными дилеммами. В первых же миссиях придется выбирать между спасением двух поселений. Отправившись на помощь одному из них, вы обречете на гибель жителей второго и по прибытии туда обнаружите последствия настоящей бойни.

 

Как выглядит

Первое, что может прийти в голову геймерам, избалованным повышенной детализацией объектов, глобальным затемнением и прочими сглаживаниями современных ААА-блокбастеров: «Да эта игра морально стара для современного мира! Чем она может быть хороша?» И правда, визуально она выглядит едва ли не хуже классических Fallout с HD-текстурами, но можно считать этот минус своеобразным селектором, отсеивающим нецелевую аудиторию. Если вы в школе хотя бы несколько раз запускали Fallout, то, выполнив в Wasteland 2 буквально пару серьезных заданий и побывав в десятке стычек, точно почувствуете эйфорию и угар юношеских лет.

Если не придираться к древнегреческой графике и не опускать камеру в игре слишком низко, чтобы можно было разглядеть низкополигональные модели персонажей, то Wasteland 2 выглядит как рядовая RPG в изометрической проекции. К тому же, отсутствие хорошей детализации заменяет грамотный дизайн уровней, большое количество текста в окне меню, подробно описывающего окружающую среду и каждый ваш шаг, а также атмосферный саундтрек. Сражения и путешествия по пустошам сопровождаются аутентичной музыкой Марка Моргана, в свое время обогатившего звуковую палитру двух первых Fallout.

   

Если вы в школе хотя бы несколько раз запускали Fallout, то, выполнив в Wasteland 2 буквально пару серьезных заданий и побывав в десятке стычек, точно почувствуете эйфорию и угар юношеских лет

    

 

 

 

Если не придираться к древнегреческой графике и не опускать камеру в игре слишком низко, чтобы можно было разглядеть низкополигональные модели персонажей, то Wasteland 2 выглядит как рядовая RPG в изометрической проекции 

 

 

 

Игровая механика

Чтобы лично ощутить на себе всю безысходность постапокалиптической Америки и, тем более, дожить до конца игры, сначала придется как следует повозиться со стартовым набором характеристик персонажей. Ролевая система в Wasteland 2 далеко не идеально сбалансирована, и не зная, что от вас потребуется по ходу прохождения, можно запросто наградить всю свою команду кучей абсолютно бесполезных характеристик, вроде «ремонта тостеров». Поэтому если вы не ветеран RPG, то советуем перед началом прохождения почитать гайды по прокачке, чтобы на старте собрать максимально эффективную банду — наша, для примера, состояла из компьютерщика, хитрожопого проныры, оружейника и медика.  

Бои в Wasteland 2 мало чем отличаются от старой школы пошаговых стратегий, но по сравнению со сражениями из оригинала это настоящий скачок вперед. Здесь наконец-то появилась настоящая тактика с возможностью непосредственно управлять каждым из членов команды, а так же — много приятных мелочей, вроде разрушаемых укрытий и различных видов травм. В целом местная боевая система больше напоминает Jagged Alliance 2 или Fallout Tactics, чем первые два Fallout, только пушек и других факторов, влияющих на бой, стало гораздо больше. В процессе сражения у вас запросто может заклинить оружие, некоторые члены команды начинают в панике бегать по полю боя, беспорядочно стреляя по сторонам, а подстреленный солдат может медленно и болезненно скончаться от потери крови, если под рукой не окажется медика с аптечкой (чаще всего это случается с самими медиками). Кроме этого, здесь наблюдается большая напряженка с патронами — часто во время сражения приходится заменять оружие или бросаться на врага с ножом, поэтому советуем вести бои максимально осторожно, обдумывая каждый выстрел.

Все свободное от сражений время нужно будет уделять исследованию окружающего мира и разговорам с NPC. Наравне с битвами и плутаниями по закоулкам разрушенного мира, долгие и неспешные беседы здесь занимают треть игрового времени — в разговоре разные герои отряда, в зависимости от своих навыков речи, будут подмечать различные ключевые слова, позволяющие узнать много интересного.  

В целом объемы мира и продолжительность игры увеличились в разы — теперь это не локальное приключение в маленьком квадратике карты, а настоящая одиссея в мир постапокалипсиса. Во второй половине игры мы переместимся из пустоватой Аризоны в кипящую жизнью Калифорнию с довольно большими городами, где побочных квестов хватит даже для самых дотошных фанатов.

   

Объемы мира и продолжительность игры увеличились в разы — теперь это не локальное приключение в маленьком квадратике карты, а настоящая одиссея в мир постапокалипсиса

   

 

Место в современном мире

В результате всего этого, даже не смотря на далекую от реальности графику, полное погружение с неизбежным недосыпанием вам гарантировано. Если вы, конечно, не росли на Call of Duty и прочих Battlefield. Дело в том, что Wasteland 2 из числа тех игр, которые раскрываются постепенно, и эта особенность может стать непреодолимым барьером для нового поколения юных геймеров. Поэтому главным двигателем ее продаж является прошлое, которое она сама же и сформировала, а самыми преданными покупателями — ностальгирующие по старым временам геймеры.

Еще одно отличие Wasteland 2 и всех подобных игр, эксплуатирующих ностальгию бородатых геймеров, заключается в том, что они не двигают жанр вперед и не предлагают миру ничего нового. Их основная заслуга в рамках этой теории — максимально полная мимикрия под те игры, которые доставляли нам удовольствие много лет назад, и это очень нужное дело, потому что иногда крайне полезно и приятно вернуться в прошлое, чтобы найти в себе силы двигаться в будущее.

   

Даже обычные описания к окружающим объектам щедро расписаны размашистым слогом, так что иногда создается впечатление, что ты не играешь, а читаешь книгу с картинками

    

Всё, что нужно знать о новой игре Wasteland 2. Изображение № 6.