2014 год, радикальные сунниты ИГИЛ (Исламское Государство Ирака и Леванта) отпочковываются от «Аль-Каиды» и разворачивают полномасштабные военные действия против Ирака и Сирии; на Украине происходит государственный переворот; референдум о независимости Шотландии ставит под угрозу целостность Евросоюза – все эти и многие другие неоднозначно трактуемые события новейшей истории сопровождаются массивными информационным войнами и пропагандой. В наш и без того переполненный информацией век стало очень сложно не только противостоять насаждению выгодной для кого-то точки зрения, но и даже четко выявлять ее.

 

Пропаганда как явление давно прописалась в истории – по сути, любая преамбула в какой-то мере носит пропагандистский характер, разъясняющий необходимость принимаемых законов. Несмотря на то, что в международном дискурсе термин соотносится с годами Первой Мировой Войны, в нашем же информационном поле пропаганда ассоциируется скорее с Великой Отечественной Войной и активным периодом строительства социалистического общества, а точнее с плакатной живописью того периода. Все хорошо знают классические примеры вроде многократно спародированного «Не пей!», брутального «Не болтай» или устрашающего «Родина-мать зовет».

Плакатная форма пропаганды до развития телевидения была одной из самых популярных во всем мире и оставила мощный культурный след в истории человечества, чем и воспользовался американский художник Шепард Фейри. Он сначала отрефлексировал эстетику плакатного жанра, а затем и вовсе превратил в торговую марку. Все как в учебнике: привлекательный фон, центральный тезис и доступность в понимании. Теперь переработанные образы персонажей, призывающих к свержению правительства в центральной Африке, уходят по двадцатке за толстовку на распродаже.

Шепард, начав свою творческую карьеру с социального бунта и подпольного самовыражения, ненадолго задержавшись в галерейных пространствах, сразу пришёл к быкам с Уолл-стрит и создал новую потребительскую икону для подростков и кошельков их родителей. Obey clothing является наглядной иллюстрацией к книге Джозефа Хиза и Эндрю Поттера «Бунт на продажу», в которой они доходчиво раскрывают успешную экономическую модель эксплуатации контркультурных явлений. Интегрировать подрастающих бунтарей в общество потребления на деле оказалось не так сложно. Достаточно понять потребность аудитории, как тут же рынок реагирует предложением. Бунт, индивидуализм, протест против массовой культуры – всё это давно такие же маркетинговые продукты, как и бриллиантовые кольца на свадьбу или подарки на Рождество. Вертикальные отношения между государством и обществом существуют по схожим принципам.

Как граффити становится инструментом государственной пропаганды. Изображение № 1.

OBEY CLOTHING

 

 

   

Интегрировать подрастающих бунтарей в общество потребления на деле оказалось не так сложно. Достаточно понять потребность аудитории, как тут же рынок реагирует предложением.

   

Как граффити становится инструментом государственной пропаганды. Изображение № 2.

Изначально теория пропаганды была частью общей теории средств массовой информации, но позднее явление пропаганды начали расценивать как угрозу для демократического строя. Существовало мнение, что свободное и неконтролируемое распространение информации может стать фатальным для демократии. С другой стороны, запрет пропаганды являл бы собой ограничение свободы коммуникации. Эта дилемма и стала причиной для рождения множественных теорий контрпропаганды, или, как её ещё называют, «хорошей», «белой» пропаганды. Как это ни парадоксально, на практике же пропаганда с удовольствием эксплуатировалась в обществе и со временем претерпела серьёзные трансформации. Например, поп-культура часто используется государством в качестве медиа. Граффити, плотно прописавшись в популярной культуре, также попало под спекулятивные действия.

Раньше граффити преимущественно было контркультурным явлением и в политическом дискурсе фигурировало скорее как индикатор недовольства людей, не способных самовыразиться через демократические процессы. Сегодня всё больше и больше стран используют граффити как средство городской коммуникации между государством и обществом. Это процесс делает граффити таким же подконтрольным медиа, как и печать, радио и телевидение, вот только в отличие от последних способным захватить новую аудиторию, невовлечённую в классические средства массовой информации.

В Мексике потенциал граффити как оружия массовой коммуникации оценил в середине 70-х Луис Эчеверриа — политический деятель и бывший президент страны. Считается, что после визита в Китай Эчеверра вдохновился возможностями уличной живописи осведомлять население о своей социальной ответственности. По его указу стены города Мехико были расписаны политическими лозунгами и мудростями в преддверии выборов, на которых он победил.

Вьетнамские лидеры технику монументальной пропагандистской живописи также позаимствовали у дружественных социалистических стран вроде Китая и СССР. Яркие образы, простые линии и риторические лозунги продвигали индустриализацию как средство сильной нации.

   

Сегодня все больше и больше стран используют граффити как средство городской коммуникации между государством и обществом 

   

Как граффити становится инструментом государственной пропаганды. Изображение № 3.

Список можно было бы продолжить и Кубой, и Лаосом, и тем же Китаем, но в эксплуатации граффити в более привычном понимании преуспели в первую очередь Колумбия и Бразилия. Если в Бразилии процесс легитимизации граффити вялотекущий и уже пять лет правительство постепенно выделяет стены для легальных граффити или заказанных самим правительством, то в Колумбии практически одним махом декриминализировали весь стрит-арт. Всплеск недовольства местного населения после убийства полицейскими подростка за граффити вынудил правительство пересмотреть своё отношение к уличному искусству. Бразильский и колумбийский сценарии — скорее примеры латентной пропаганды, где граффити — это скорее субъект политических процессов, нежели форма пропаганды.

В России правильно произносить и понимать термин «граффити» в правительственных кругах научились в целом не так давно. Зато достаточно быстро поняли потенциал и сделали его политическим инструментом. Первыми за баллончики с краской взялись молодежные политические организации, изображавшие фамилии своих кандидатов в примитивной, но привлекательной форме. Дальше — согласованные граффити-фестивали, программа оформления трансформаторных будок спальных районов и другая демаргинализация граффити как искусства в имиджевых целях. Противоречивые инфоповоды спровоцировали настоящий бум монументальной живописи на домах в Москве.

Теперь весь город пестрит лубочными картинками с видами Матушки России, обращениями к Гагарину и прочей крымнашенской мазней в исполнении псевдопатриотических организаций. Казалось бы идеальная почва для рефлексии, но ведь и те, кто способен привезти главных мировых муралистов, погряз в подотчётной финансовой самоцензуре. Получаем разбросанные по всему городу внеконтекстуальные фасадные шедевры известных авторов с обесценивающим клеймом правительства Москвы. Прямой пропаганды, конечно же, в этом нет. Зато имеем что-то похожее на скрытый продакт-плэйсмент, причём действующий и в направлении внезапно проснувшихся горе-патриотов, и в направлении тех, кто про Киселёва и не слышал. Одни выслуживаются, другие — при всех благих намерениях —становятся марионетками, а по факту — ещё одно популистское применение граффити и повышение рейтинга правительства на несколько пунктов.

Контркультуру проще подчинить, чем подавить. Граффити всё чаще становится инструментом политических игр: для одних это новые медиа, для других просто инструмент достижения целей. Но так или иначе оно стало подконтрольным и доступным. Процесс демаргинализации граффити прогрессирует с невероятной скоростью. И если пропаганде можно противостоять путём расширения информационного поля, то объяснить, что все вышеперечисленные примеры по сути не имеют к граффити никакого отношения, объяснить уже практически невозможно.

   

Контркультуру проще подчинить, чем подавить. Граффити все чаще становится инструментом политических игр

   

Как граффити становится инструментом государственной пропаганды. Изображение № 4.