Культура
«Ранчо Кадиллак»: Как автомобильное кладбище превратилось в легенду
От 40-й автомагистрали, где по дорожному полотну несутся огромные траки дальнобойщиков и приземистые седаны туристов, на подъезде к городу Амарилло время от времени отделяется автомобиль и съезжает на пустынное поле по проторенной десятилетиями дороге. Находящееся здесь «Ранчо Кадиллак» как магнитом притягивает туристов и гастролирующих уличных художников. Мы решили разобраться, почему автомобильная арт-инсталляция по дороге из Альбукерке в Амарилло стала жемчужиной трассы 66.
Марка «Кадиллак», появившаяся в начале XX столетия в США, завоевала почтение как на американской земле, так и далеко за пределами континента. Лозунг одного из старейших автопроизводителей в мире — «Жизнь, свобода и стремление» — не только вторит строчке из Декларации независимости США, но и находит живой отклик в сердцах американцев, для которых слово «свобода» — больше, чем просто слово.
Видимо, те же идеалы исповедовали парни из арт-группировки Ant Farm, когда задумали сделать на техасской земле живое воплощение свободы, созданное из старых «Кадиллаков». Художники Чип Лорд, Хадсон Маркес и Дуг Михельс только что приехали из Сан-Франциско и искали деньги, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Им повезло. На пути дерзких хиппи встретился местный эксцентричный миллионер Стэнли Марш, который выслушал парней и согласился помочь. Марш очень хотел приложить руку к созданию чего-то прекрасного и дал Ant Farm задание придумать проект арт-объекта и создать то, что они умеют делать лучше всего — художественную инсталляцию.
Так на северо-востоке Амарилло, на пшеничном поле в 1974 году появилось «Ранчо Кадиллак». Само ранчо представляло собой десять ретроавтомобилей марки «Кадиллак», под углом вкопанных носом в землю и выстроенных в ряд. Есть версия, что угол наклона старых авто равен углу граней пирамиды Хеопса, но документально это нигде не подтверждено.
Логика построения инсталляции проста до примитива — автомобили расположены по старшинству, от самой винтажной модели к самой новой. «Дедушка» техасского ранчо — Club Sedan 1949 года выпуска, был первым закопан «по пояс» в пшеничное поле. Замыкает ретроавтоколонну Sedan de Ville 1963 года выпуска.
Необычная инсталляция выбивалась из привычного сельского пейзажа техасских полей, поэтому вскоре к объекту потянулись местные жители, а позже туристы. Впрочем, некоторые нечистые на руку местные забредали сюда не ради любви к искусству, а чтобы оторвать от автомобилей какую-нибудь запчасть.
«Отец» ранчо Стэнли Марш для защиты от вандалов и мародёров огородил инсталляцию. Но над арт-объектом возникла, как тогда казалось, новая угроза. О ранчо прослышали сначала местные, а потом художники со всего штата. К инсталляции потянулись парни с краской, и вскоре на машинах появились отметки граффитчиков со всей страны.
Тем не менее до середины 1090-х автомобили даже перекрашивались, чтобы ликвидировать последствия набегов граффитчиков. К слову, покраска «Кадиллаков» часто несла и символический характер: в розовый цвет инсталляцию выкрасили специально ко дню рождения жены покровителя инсталляции Уэнди Марш. В другой раз машины стали символом утраты — когда умер Дуг Михельс, один из членов Ant Farm, их выкрасили в чёрный цвет. «Кадиллаки» красили для съёмок фильмов, рекламы, в 2012 году их окрасили в радужный цвет, ознаменовав проведение гей-парада.
В 1997 году инсталляции пришлось переехать со своего места. Масштабы растущего города Амарилло потеснили смелый арт-объект на пшеничном поле и вынудили переместить ранчо немного западнее от населённого пункта. На ранчо приехали автокраны и перенесли ставшую для города родной достопримечательность в безопасное место.
В этом году «Ранчо Кадиллак» отмечает свое 40-летие. К сожалению, на днях скончался его отец и патрон Стэнли Марш, который отдал арт-объекту не только средства на создание, но и большую часть своей жизни. «Ранчо Кадиллак» до сих пор пользуется успехом заезжих туристов и случайных странников. Кстати, если вы захотите оставить на одном из «Кадиллаков» свою отметку, то поспешите сделать фотографию с ней. Нет никакой гарантии, что через пару дней какой-то проезжий уличный художник не оставит на остове ретромашины свой след.
Комментарии
Подписаться