Культура
Это просто хаус: 5 историй из жизни Фрэнки Наклза
Вчера не стало человека, без которого наверняка мы бы не знали хаус-музыки в её нынешнем виде. Хотя сам Наклз утверждал, что не имеет ничего общего с тем, что сейчас называют термином «хаус», но его взнос в развитие этой музыки переоценить сложно. Мы вспомнили пять биографических фактов из жизни Фрэнки Наклза, которые вместе с музыкой помогут понять, каким был крёстный отец хауса.
Драм-машинка Roland TR-909
Звучание канонического чикагского хауса было построено на основе синтетических звуков ударных драм-машины Roland TR-909. В то время, когда детройтские музыканты уже вовсю использовали этот инструмент, в Чикаго по неизвестным причинам продюсеры пользовались только предыдущими роландовскими моделями — TR-707 и TR-808.
Всё изменилось после того, как пионер техно-музыки Дэррик Мэй продал свой TR-909 Фрэнки Наклзу (причина банальна — нехватка денег, чтобы оплатить аренду квартиры). Именно на этой драм-машинке Наклз написал свои главные хиты, а из рук Фрэнки аппарат уже попал в пользование других чикагских хаус-продюсеров. Известно, что для написания трека «Like This» ещё один пионер хауса Chip-E одалживал TR-909 именно у Наклза.
Кстати, эта покупка во многом и предопределила развитие стиля: Фрэнки стал использовать инструмент не только во время студийных сессий, но и во время сетов: соединяя жесткие ритмы с дискохитами того времени.
Нью-Йорк
Имя Фрэнки Наклза у большинства ассоциируется именно с Чикаго, но свои первые шаги в творчестве музыкант сделал ещё в конце 1970-х в родном Нью-Йорке.
Вместе с другом детства Ларри Леваном Фрэнки играл соул, диско и ритм-н-блюз в клубе The Continental Baths. Дальше был переезд в Чикаго, где Наклз стал резидентом клуба Warehouse, от названия которого, по одной из версий, и произошло название стиля — хаус.
Что интересно: в итоге Ларри Леван также устроился в заведение, которое дало название новому электронному стилю: нью-йоркский подвид хауса назвали в честь клуба Paradise Garage — гараж.
Чикаго
Деятельность Фрэнки в Чикаго не ограничивалась резидентством в Warehouse. В 1982-м он открыл в городе свой собственный клуб Power Plant. По словам самого музыканта, в этом заведении могло в одно время находиться девять тысяч человек, а само место повлияло на становление клубной сцены города.
В подтверждение важности Наклза для Чикаго можно привести ещё и тот факт, что в городе 25 августа считается днём Фрэнки Наклза, а одна из улиц Chi-City названа в честь музыканта. Кстати, инициатором этого был Барак Обама, который тогда ещё занимал должность сенатора.
Вот отличный образец чикагского периода Наклза: микс, записанный в середине 1980-х и в котором гармонично уживаются диско, ранний чикагский хаус и собственные эдиты диджея.
Джейми Принсипл
Одна из многочисленных заслуг Фрэнки в том, что он явил миру чикагского певца и композитора Джейми Принсипла. Голос Джейми звучит в главных хитах Наклза «Baby Wants to Ride» и «Your Love», после которых заполучить вокал Принсипла в свой трек захотел едва ли не каждый электронщик. Несмотря на то что певец записывался и с Силком Харли, и с другими известными продюсерами, повторить успех вышеупомянутых хитов ему не удалось.
После длительной паузы Наклз и Принспл в 2004 году снова записали совместную песню. Несмотря на коммерческий успех (песня добралась до первого места в танцевальном чарте США), трек «Bac N da Day» сегодня можно воспринимать лишь как дань уважения тому времени, когда все начиналось.
Ремиксы
Музыкальная карьера Наклза началась с создания эдитов ещё на бобинах, и крёстный отец хаус-музыки продолжал делать ремиксы на протяжении всей своей карьеры. В каталоге ремиксов Наклза значится целый спектр артистов: от Донны Саммер до Майкла Джексона. В 1997 году Фрэнки присоединился к команде Дэвида Моралеса Def Mix и получил свою единственную статуэтку «Грэмми» за работы, созданные в этом году. Наклз стал первым артистом, победившим в новой на тот момент номинации «Автор лучших ремиксов года».
Постскриптум
Вчера хаус остался без крёстного папы, но той музыки, которая осталась после Наклза, с лихвой хватит, чтобы не забывать о нём. Вот, кстати, один из последних миксов великого музыканта, который был записан на вечеринке Resident Advisor. Ещё один довод в пользу того, что Фрэнки не очень жаловал современный хаус и до конца своих дней был верным стилям гараж и дип.
Комментарии
Подписаться