Музыкальные продюсеры, как правило, настоящие гики диггинга. На их полках можно найти все: от дешевых соул-каверов и классического фанка до редчайших лайбрари-пластинок с барабанными соло и какого-нибудь турецкого психоделического рока. Чем реже и малоизвестней трек, который ляжет в основу их коллажей, тем ярче блестят их глаза. Иногда это приводит к курьезным случаям с авторскими правами, а иногда увеличивает стоимость оригинала в разы. Мы попросили музыканта-экспериментатора, битмейкера и коллекционера редких пластинок Рому РЖБ рассказать о нескольких классических и не очень, но почти всегда интересных примерах семплинга. 

 

J Dilla

Lightworks

продюсер:

J Dilla

оригиналы:

Raymond Scott Ч Lightworks

Raymond Scott — Bendix the Tomorrow People

Mantronix — King of the Beats (та самая знаменитая сирена)

Один из «основателей детройтской школы хип-хопа» Джеймс Янси — прекрасный образчик скромности и эклектичности в одном человеке. В его творчестве можно услышать массу совершенно разной музыки, но я решил остановиться на этом, ставшем классическим треке. В его основу легла музыка Рэймонда Скотта — не только музыканта, но и изобретателя музыкальных инструментов, в том числе он принимал участие в разработке знаменитого «генератора звуковых эффектов». Прекрасный, дальновидный автор с инженерным складом ума изобрёл первый в мире одноголосный клавиатурный синтезатор Clavivox, который лёг в основу будущих разработок Роберта Муга и ознаменовал начало новой «эры электронных звуков».

 

 

Quasimoto

Come on Feet

продюсер:

Madlib

оригиналы:

Alain Goraguer — Le Bracelet

Alain Goraguer — Maquillage De Tiwa

Melvin Van Peebles — Come on Feet Do Your Thing (звуки и диалоги)

Один из самых безумных проектов на хип-хоп-сцене от одного из самых интересных и плодовитых продюсеров нашего времени Мэдлиба. В музыкальном плане этот трек полностью построен на музыке из занятного французского мультфильма La Planete Sauvage («Дикая планета»), которую написал Ален Гораге. Эта пластинка очень известна в кругу диггеров благодаря тому, что необычна и невероятно красива. Сам анимационный фильм является столь же красивым и непростым научно-фантастическим произведением, в котором отлично прослеживается психоделическая волна того времени. Но что-то я ушел от ключа повествования. Вот вам и курьез: автор комических шоу Мелвин ван Пиблз, чьи монологи звучат не только в этом треке, но и в доброй половине творчества Quasimoto, подал в суд на создателей. В итоге, правда, стороны решили проблему мирно (читай: отстегнули седому шутнику), и теперь Мелвин значится в аннотациях пластинки как соавтор. Бывает и так.

 

 

Danger Doom

Sofa King

продюсер:

Danger Mouse

оригинал:

Don Harper — Chamber Pop

Бессмертная коллаборация двух монстров — MF Doom и Danger Mouse. В музыкальной составляющей, за которую отвечал диск-жокей Опасная Мышь, ничего необычного — редкие library-записи и более или менее классические барабанные петли. Но вот диалоги и звуки, которыми альбом напичкан по самые мышиные уши, гораздо интересней. Иногда в качестве «прологов», иногда в самих треках, а местами и вовсе вплетённые в тексты треков — тут и там можно услышать знакомые всем хорошим людям голоса из каталога Adult Swim. Всё это добавляет альбому совсем иную эстетику, зачастую очень весёлую. Как в этом треке, где можно услышать потешную игру слов: Sofa King — so fucking.

 

 

Cleveland Steamers

The Decider

продюсер:

DJ Aero

оригинал:

документальные записи

Группа, состоящая из Мика Креншоу и Gen.Erik, которым аккомпанирует DJ Aero, отличается обилием социальной сатиры и сарказма на грани чёрного юмора в текстах. Само их название отсылает к сленговому обозначению полового извращения. В общем, парни из того неробкого десятка, что за словом в карман не полезут. В треке «The Decider» ребята выстроили диалог со «сказочным долбоё***» Джорджем Бушем-младшим, используя в качестве реплик президента семплы из его обещаний, размышлений и выступлений, сохранив и рифмы и чёткую смысловую нагрузку. Яркий пример, когда рэперы «поумней» используют семплинг для декламаций своих остросоциальных сочинений, делая результат максимально честным и одновременно забавным.

 

 

Mos Def

Supermagic

продюсер:

Oh No

оригинал:

Selda — Ince Ince

Легендарный эмси, один из самых ярких представителей «интеллигентного» хип-хопа, Mos Def всегда очень тщательно выбирал инструменталы, из которых не кувалдой и скотчем создавал отличные треки, многие из которых уже считаются классикой. Я не могу сказать уверенно, знал ли он, о чём поётся в песне «Ince Ince» турецкой бунтарки Сельды, которая легла в основу этого инструментала, сделанного братом Мадлиба Oh No. Я не совсем уверен, что именно говорит в своем треке сам Данте Смит, но вроде как революционный настрой сохранился. К тому же в проигрышах сохранился надрывный и невероятно сильный голос певицы, который режет наши сердца без ножа, обвиняя власть предержащих в том, что они заняты не тем: не строятся школы, больницы и так далее. Хороший пример, когда продюсер выбирает отличный и редкий трек, который не так просто найти на развалах родины. Значит, знал, что искал.

 

 

The Gaslamp Killer

Intro A

 

продюсер:

The Gaslamp Killer

оригинал:

Ananda Shankar — Sa-Re-Ga Machan

Serato-артист, диджей нового времени, GLK отличается слабостью к средневосточному психоделическому року и жёстким барабанам. Семплируя очень редкую и малоизвестную музыку — от японских псих-рокеров Sadistic Mika Band до нашего родного Градского, — он звучит как-то очень необычно и свежо, несмотря на то что, по сути, оставляет «классическую» формулу построения хип-хоп-/трип-хоп-музыки. Артист, чью бороду с радостью чесали бы почти все меломаны мира, наверное, представляет собой некий образчик настоящей эклектики: берёт лучшее, семплирует и замешивает в один взрывоопасный коктейль. Отличный пример умелого семплинга для хорошего результата в наше время, когда баланс между умом со своим звучанием и доступностью с хорошей продаваемостью прекрасно сохранён. Этот трек, пожалуй, один из самых показательных — в основе семплы с редкой и крутой пластинки Ананды Шанкара, которая часто звучит в качестве примера «настоящего индийского экспериментального рока», замешанные с тяжёлыми, грубыми барабанными петлями. Всего одна минута, но всё предельно ясно.

 

 

Eileen Jawsin

Gentle onto god

продюсер:

Andy Votel

оригинал:

известен только автору

А этот случай — прекрасная иллюстрация тонкого английского юмора в каком-то смысле. Продюсер, художник и босс лейбла Finders Keepers Энди Вотел является одним из самых нетривиальных и эклектичных коллекционеров в мире. Человек, о которых принято говорить obssessed — помешанный на своём деле. Ну, да опустим панегирики. На деле мы можем наблюдать иронию над тем фактом, что вроде почти всю музыку легко найти — шазамы, дискогсы, диджеи и далее по списку. Серия пластинок «Anagram Jam» являет собой некий троллинг для любителей халявы (например, компиляций) и одновременно головоломку для более искушённых меломанов. Все имена артистов и названия треков не что иное, как анаграммы реальных имен и названий. Если честно, композиции из первой части этой серии, а вышеназванный трек именно оттуда, я разгадать/найти так и не смог. Наверное, в каком-то смысле, этот проект оправдывает крутое выражение, которое пишут рядом с такими диск-жокеями как Votel, — «unshazamble DJ». Впрочем, треки всё же немного изменены: по сути, это коллажи, сделанные из оригиналов. Где-то вырезан вокал, где-то добавлены звуки или более напористая барабанная секция. Так или иначе, аранжировки у треков совершенно новые, а средство их создания — семплинг. С юмором и хорошим багажом музыкальных познаний.

 

 

Messer Fur Frau Muller

pre-Last Day of Beauty Mansfield

продюсер:

Олег Гитаркин

оригинал:

Naheed Akhtar — Tu Turu Turu Tara Tara

Всем известная тусовка, ныне существующая в разных проектах, «Ножи» всегда использовали семплирование как один из базисов собственного творчества. Тот самый пример, когда из этого получается нечто более сложное и красивое, чем русский рэп. Творчество Messer Fur Frau Muller наполнено атмосферой сёрф-веселья и хоррор-эстетики — коктейль, создающий приятную атмосферу конца 1950-х, но с чёткой самобытной концепцией. В композициях группы часто можно слышать монологи и звуки из старых фильмов, квакающие Moog-семплы из творчества Kingsley и Perrey, а также похоронные марши, сёрф-гитары и тонны ревербераторов. Но этот трек меня удивил другим фактом: в качестве вокального семпла здесь использован трек пакистанской обладательницы прекрасного голоса Нахид Ахтар, мягко говоря, малоизвестный, тем более в России. До этого я слышал семплы из пакистанской синематической музыки два-три раза от силы, в том числе у хип-хоп-исполнителей, вот только не в таком безумном и «родном» эксперименте. По правде говоря, результат «Ножей» мне не сильно нравится с технической стороны, но это уже мелочи.

 

 

Стереозольдат

Евпатория

продюсер:

Александр Немков

оригинал:

телефонный разговор

Задолго до хип-хопа семплинг широко использовался краут-рокерами. Краут-рок вообще имеет много общего с хип-хопом в плане техники: те же «петли», которые деградировали до инструменталов у рэперов, экспериментальные группы в 1970-х использовали как некий гипнотический базис для более чёткого развития партий остальных инструментов. Скажем, басист мог зациклить небольшой отрезок луп-педалью, после чего паттерн оставался почти неизменным в течение всего трека, в то время как музыкант добавлял партии новых инструментов. Скудно выражаюсь, но надеюсь, более или менее понятно. Особенно интересно использовали мобильные рекордеры и диктофоны. Например, Can везде носили с собой военный диктофон и записывали всё, что только было возможно, а потом вплетали в свои записи. В России тоже была своя краут-рок-группа, пусть сам Зольдат, с которым мне посчастливилось пообщаться на этот счёт, свою музыку к этому жанру не причисляет. Группа, сама того не осознавая, подобно немецким Can, вела полную документализацию жизни на переносной магнитофон. Затем «жизни» (по сути, быту) создавался некий «саундтрек», возводя рок-музыку в — да простят меня критики и искусствоведы — в новый вид искусства. История с песней «Евпатория» особенно забавная и в полной мере отображает восхваляемую Михаилом Задорновым особенность русского менталитета. Участник группы решил разузнать контакты своего друга, который отдыхал в Евпатории, чтобы его навестить. Всего-то делов — позвонить и выяснить пароли и явки. Но в силу обстоятельств и особенностей советской бюрократии, получилось десять минут тщетных разговоров, невнятных причин и торжества алогичности. В музыкальном плане композиция сложена из монотонных, жутковато-гипнотических петель, которые ближе к концу трека, когда звонящий уже кипит эмоциями, взрываются ему в унисон.

 

Diego Stocco

Music from a Tree

продюсер:

Diego Stocco

оригинал:

природа и фантазия

Человек-оркестр записывает совершенно неожиданные композиции. Вооружившись кучей звукоснимателей и рекордеров, он извлекает и семплирует звуки, формирует из всего этого хорошую музыку, не ударяясь в безумие и авангард, что для таких психов редкость. Диего изобретает собственные инструменты, модернизирует существующие до совсем фантастических и сам на этом всём играет. Уже сейчас востребованный в кино и на сцене, он превращает запись и семплирование в настоящее искусство, за этим процессом очень интересно наблюдать. В этом видео Диего извлекает звуки из дерева, проявляя недюжинную смекалку — немногие из нас зашли бы дальше ударов палкой по стволу и скрипу веток — впрочем, смотрите сами, слова здесь излишни.