Технология 3D-печати из области футуристических фантазий всё дальше перемещается в поле повседневной реальности и проникает во все без исключения сферы нашей жизни. На современных моделях принтеров уже можно распечатать оружие, еду, дома, автомобили, протезы, музыку, детали для Boeing и даже речь Барака Обамы.

Огромное пространство возможностей применения новой формы производства открывается и в области производства одежды, но осваивать его пока удаётся с трудом — адекватные примеры использования инновационной технологии можно пересчитать по пальцам. Если, конечно, не считать таковыми дубового вида туфли, проектируемые студентами британских дизайнерских колледжей, мелкую бижутерию и жутковатого вида платья-доспехи, которые решается носить лишь Дита фон Тиз. К одежде в привычном понимании это всё пока имеет очень отдалённое отношение. 

Чтобы качественно освоить новую технологию и интегрировать её в процесс производства одежды, нужны серьёзные производственные мощности, которыми не обладают рядовые марки. Зато ими обладают спортивные гиганты вроде Nike, New Balance и Adidas.

 

Спортивная экипировка

Первыми технологию 3D-проектирования и печати взяли на вооружение Nike: в начале прошлого года компания выпустила бутсы Vapor Laser Talon, подошва которых была выполнена по методу селективного лазерного спекания порошковых материалов (SLS). 

На выходе получается сверхлёгкая обувь (вес модели составил всего 160 граммов), обеспечивающая максимальное сцепление с газоном. Но главным достоинством такого производственного подхода являются даже не технические характеристики и сложная геометрия, а возможность поменять её в сравнительно короткий срок, основываясь на пожеланиях спортсмена — скорость прототипирования позволяет вносить изменения в течение нескольких дней. «Не устраивает размер и форма шипов, общий профиль подошвы». — «Отлично, скажите, что поменять, и приходите завтра за новой парой» — скоро именно так будет выглядеть диалог в магазине спортивной экипировки.

Как 3D-печать изменит мир моды. Изображение № 1.

Как 3D-печать изменит мир моды. Изображение № 2.

Схожая технология была применена и New Balance. Для разработки линейки кастомных беговых шиповок марка привлекла к сотрудничеству звёздную команду профессиональных спортсменов — олимпийскую чемпионку и чемпиона мира в забёге на дистанцию 1500 метров Дженнифер Симпсон, олимпийскую чемпионку Ким Конли, бегунью Барбару Паркер, а также марафонца Джека Боласа. В итоге для каждого атлета на основании данных более 100 сенсоров была спроектирована полная карта контакта стопы, позволяющая создавать под каждого бегуна индивидуальную пару кроссовок, учитывающих такие анатомические параметры, как форма и размер ступни, и даже манеру бега. Эксперимент удался, следующий шаг — удешевление и модернизация технологии с расчётом на использование для печати уже мягких компонентов.

Как 3D-печать изменит мир моды. Изображение № 6.

На массовый рынок новинки пока не поступали — технология ещё не обкатана, но в долгосрочной перспективе преимущества подобного подхода очевидны. В эпоху, когда счёт времени для достижения мирового рекорда идёт уже на миллисекунды и важна каждая мелочь, серийное промышленное производство экипировки уже не способно отвечать высоким запросам атлетов. Новые технологии позволяют без серьёзных финансовых и временных затрат создавать кастомизированную обувь индивидуально под каждого спортсмена, расширяя его потенциал для улучшения спортивных показателей.

  

Разработки Nike и New Balance далеко не единственные примеры использования объёмной печати в производстве одежды. Наряды, распечатанные на 3D-принтере, уже показывали на Парижской неделе моды и в рамках шоу Victoria Secret.

Будущее

Кроме опции кастомизации товаров массового потребления, 3D-печать даёт возможность заметно сократить и автоматизировать сам производственный цикл, ведь для её применения требуется задействовать значительно меньше работников и времени. Индустриальный сдвиг, знаменующий переход от массового производства к индивидуальному, обладающего большей гибкостью и низкой долей труда, уже начался.

И в тот момент, когда высокоточный 3D-принтер сможет позволить себе каждый, а сами они будут способны использовать разные материалы, качественно изменится не только процесс производства, но и формат потребления — любой продукт, и в том числе одежду, можно будет скачать из интернет-магазин так же, как мы сегодня скачиваем игры и фильмы, и распечатать на принтере не выходя из дома. Покупатель в таком случае сам становится и дизайнером и производителем, попутно избавляя себя от необходимости накопления и ухода за вещами — достаточно будет хранить их образы в базе данных принтера и печатать в случае надобности.

Подобный концепт уже существует — это проект 3D-принтера промышленного дизайнера Джошуа Харриса. Принтер представляет собой настенный компьютер, через который можно зайти на сайт интернет магазина, выбрать понравившуюся одежду и распечатать её за несколько минут, избежав стадии примерки и доставки. После надоевшую или сносившуюся вещь можно переработать и загрузить обратно в принтер, получив материал для обновления гардероба.

  

С развитием технологии в очередной раз актуализируется и правовой вопрос, связанный с распространением интеллектуальной собственности в интернете — 3D-пиратсво станет такой же реальной проблемой, как незаконное скачивание музыки сегодня. И если сейчас в сети можно скачать чужой авторский дизайн украшения или чехла для iPhone , то через какое-то время на торрентах можно будет раздобыть прототип сумки какого-нибудь модного бренда.

 

 

Как 3D-печать изменит мир моды. Изображение № 7.

Константин Иванов

сооснователь и генеральный директор компании 3DPrintus.ru

  

3D-печать сейчас активно применяется в производстве обуви и одежды. Однако стоит разделять её применение. С одной стороны, дизайнеры экспериментируют с изготовлением одежды и обуви непосредственно из материалов 3D-печати, таких как полиамид, гибкий пластик и даже металлы. С другой стороны, мне известны случаи применения 3D-печати непосредственно в производственном процессе: дизайнеры обуви разрабатывают трёхмерные модели новых колодок, изготавливают с помощью печати образцы, тестируют их, меняют то, что необходимо, и цикл повторяется. Как только дизайнер обуви находит нужную ему форму, он отправляет её на производство, где непосредственно по этой мастер-модели строят производственную линейку и массовый выпуск. Второй известный мне случай — применение 3D-моделирования и печати при изготовлении заказной спортивной обуви по уникальным характеристикам спортсмена-бегуна. Это удобный и экономичный подход, применимый в других сферах.

Перспективы 3D-печати в области промышленного производства самые что ни на есть позитивные и впечатляющие. Подобная технология прекрасно вписывается в парадигму персонализации и кастомизации всех объектов вокруг нас, в том числе обуви и одежды. Именно с помощью моделирования и 3D-печати каждый из нас сможет заказать в магазине вещь, идеально подходящую нашим анатомическим особенностям. Недавно с коллегами у нас в компании обсуждали, что не исключено и вполне возможно, что магазины будут иметь доступ к вашему персональному 3D-сканированному телу (всем параметрам) и персональный заказ одежды станет лёгок и прост. Но до этого пока далеко. Что же касается применения 3D-печати уже сейчас в производственной линейке, то совершенно очевидно, что преимущества, которые она даёт, — это скорость изменений, которые требуется делать при «поиске новой формы» одежды или обуви.

 

 

4D-печать

Хотя по объёмам производства трёхмерной печати ещё далеко до индустриальных масштабов, уже сейчас на фоне её освоения начинают проявляться контуры ещё более далёкой технологической перспективы: следующая эволюционная ступень многомерного проектирования — 4D-печать — модель производства, в которой задано ещё и четвертое измерение — время или, если точнее, трансформация объекта со временем.

Качественное отличие разрабатываемой технологии 4D состоит в использовании «умных» полимеров — биомиметических композитов с динамической структурой, характеристики которых меняются под воздействием внешних факторов. За счёт этого объекты, созданные в 4D, могут обладать «плавающей» функциональностью и способны менять свои свойства (цвет, геометрию, структуру) в зависимости от окружающих условий (температуры, влажности воздуха, воздействия воды и прочих факторов). А у проектировщика, в свою очередь, появится возможность программировать динамические свойства производимого объекта. 

Научные разработки в области 4D-печати находятся в самой начальной стадии, но очевидно, что развитие и использование подобных «умных» материалов в будущем откроет фрактальные возможности для производителей — это и самособирающаяся мебель, и автомобильные колёса, адаптирующиеся под тип поверхности, и обширное применение в области производства одежды. Как пример — саморемонтирующиеся или самоочищающиеся брюки или дышащая поверхность ботинка, превращающаяся в водонепроницаемую, когда начинает идти дождь или наступаешь в лужу.

Тем временем в разработку технологии уже вкладывается американская армия. Инвестиции пока скромные — всего 855 тысяч долларов в виде гранта для Гарвардской школы прикладных наук. Но возможно скоро мы увидим адаптирующийся под внешние условия и меняющий цвет камуфляж.

Как 3D-печать изменит мир моды. Изображение № 8.

 

Как 3D-печать изменит мир моды. Изображение № 9.

 

 

Как 3D-печать изменит мир моды. Изображение № 12.