Культура
Как виниловая пластинка становится коллекционной
Многие думают, что винил как предпочтительный музыкальный носитель остался в прошлом. Все разговоры о наступлении цифровой эры и о том, что прогресс не стоит на месте, безусловно, верны, но пластинки и не думают кануть в Лету. Рост продаж за последние пять лет — тому подтверждение. Но сегодня рассуждение пойдет не о спросе, а о коллекционной ценности отдельно взятых синглов и альбомов. Порой цена пластинки может доходить до нескольких тысяч долларов. Мы выбрали несколько сумасшедше дорогих релизов и попробовали выяснить, почему они столько стоят. |
|
|
Ацетат Особая категория пластинок, изготовлявшихся из алюминия с тонким напылением ацетатного лака. Основная цель их выпуска — услышать, как будет звучать материал на виниле, поступающем в продажу. Но встречаются и такие, на которых записаны неизданные впоследствии произведения или варианты песен, серьезно отличающиеся от финального релиза. |
|
|
FRANK SINATRA & ANTONIO CARLOS JOBIM «SinatraJobim», 1969 год, 9 000 долларов |
|
Ацетат одного из лучших альбомов Синатры второй половины 1960-х. С одним «но»: вплоть до 2010 года этот релиз был доступен ничтожно малому количеству людей. В 1967 году Фрэнк Синатра записал совместную пластинку с одним из основоположников босановы Антонио Карлосом Жобимом. Сотрудничество было настолько плодотворным, что спустя два года они решили повторить подобный эксперимент. Результатом должен был стать лонгплей с названием «SinatraJobim». Лейбл протестировал запись на ацетате, подготовил обложку и даже выпустил в продажу три с половиной тысячи 8-дорожечных лент (первый относительно распространенный кассетный формат, разработанный и распространяемый исключительно в Северной Америке). Но непроданные копии кассет были очень скоро отозваны из магазинов. Что это было, осознанный отказ лейбла от уже готовой босанова-пластинки в сторону концептуального поп-рок-альбома Синатры «Watertown» или иная неявная миру причина — теперь остается лишь догадываться. Факты же имеем следующие: подобные закулисные игры оттянули выход бриллиантового материала на 40 лет и превратили ацетат в сокровище стоимостью 9 тысяч долларов, а с одной из нескольких уцелевших кассет коллекционеры не расстанутся меньше, чем за 5 тысяч. |
Очень скоро непроданные копии кассет были отозваны из магазинов по неизвестной причине.
|
|
THE VELVET «The Velvet Underground & Nico», 13-й номер в списке «500 величайших альбомов всех времен» журнала Rolling Stone. Достоверно известно, что до наших дней дожила одна копия ацетата, которую канадский коллекционер Уоррен Хилл приобрел в 2002 году на распродаже в Нью-Йорке всего за 75 центов, а спустя четыре года продал за 25 200 долларов. Где данный экспонат провел свои 36 лет жизни — тайна, которая вряд ли когда-либо раскроется. |
|
Ограниченный тираж |
|
Ограниченный тираж обычно подразумевает не только сложность в поисках одной из копий, но и кучу других приятных бонусов. Пронумерованные вручную копии, цветной винил, измененная обложка, дополнительные приятные вещи вроде аксессуаров или игрушек с символикой группы — все это неизменные спутники лимитированного тиража. Какой почитатель винила откажется обладать одним экземпляром из нескольких сотен, да еще и таким?
|
|
|
QUEEN «Bohemian Rhapsody/ Летом 1978 года британская звукозаписывающая компания EMI устроила званый ужин в честь получения своим международным подразделением престижной награды Queen’s Award to Industry for Export Achievement. Наряду с набором памятных подарков (шелковый шарф, бокал, спички, ручка) гости получили специальное лимитированное издание сингла группы Queen на синем виниле. 200 пронумерованных пластинок, попавших в руки акул шоу-бизнеса и журналистов топовых изданий на закрытом мероприяти, — чем не раритет? На данный момент оценочная стоимость заветной копии для любого коллекционера составляет 5 000 фунтов. |
JACK WHITE «Freedom At 21», 2012 год, 1 000 долларов Солист распавшихся The White Stripes решил пошутить и к 1 апреля прошлого года запустил в воздух тысячу гибких пластинок со своим новым синглом. Приземлившись в различных частях США, они сразу же стали взлетать в цене на интернет-аукционах. Отличное промо к выходу альбома, ничего не скажешь! Подобный креатив вкупе с ограниченным тиражом установил довольно-таки высокую ценовую планку для относительно свежего материала на вторичном рынке: в районе тысячи долларов за копию. |
|
|
Бутлег В свое время виниловые бутлеги были чуть ли не единственными носителями уникального концертного материала. Они выпускались в обстановке строжайшей секретности и были нарасхват (как, например, концерт Хендрикса 1970 года в Лос-Анджелесе). С развитием технологий бутлегерство превратилось в банальный выброс неофициальных концертных записей, сборников и ремиксов в интернет. Удобно, конечно, но без подпольной романтики. |
|
|
DONNA SUMMER «I Feel Love (remix by patrick cowley)», Неофициальный ремикс Патрика Каули на Донну Саммер не впечатлил ее тогдашнего продюсера Джорджо Мородера, но быстро стал андеграундной классикой. Каули сам нарезал свой трек на винил и распространял среди диджеев и радиостанций. Широкой публике ремикс стал доступен только с 1982 года в несколько укороченной версии, а на CD появился лишь в 2003 году. Одну из уцелевших пластинок 1978 года можно приобрести за 650 долларов. |
Комментарии
Подписаться