Уровень популярности этнических паттернов по сравнению с камуфляжем вызывает определенные сомнения, однако индейские принты в последние пару лет упорно отвоевывают свое место на рынке. Особняком в этой группе стоит семья принтов из культуры индейцев навахо, не только снискавших популярность у самых разных марок  — от Missoni до Obey, ˜— но и ставших причиной минимум одного громкого скандала.

Речь идет о судебном иске представителей народа навахо к компании Urban Outfitters — коренной народ Америки сначала просто возмутился такой массированной эксплуатации их традиционных орнаментов, а затем решил наказать по закону магазин за использование в названии ряда вещей слова navajo, являющегося товарным знаком исключительно для товаров, производящихся этим племенем.

 

История

В качестве предисловия проясним раз и навсегда: не существует какого-то одного принта навахо. В том, что после скандала с Urban Outfitters все заинтересованные компании в названиях соответствующих продуктов заменили navajo на navajo-inspired, есть не только правовая справедливость, но и культурологическая, и ниже мы объясним почему.

Богатая история заимствований и влияний в текстильной традиции племени навахо начинается с самого главного — самой традиции. Современные антропологи сходятся во мнении, что ткацкое ремесло, позднее ставшее основным хлебом для племени, навахо переняли у своих близких соседей — пуэбло. А те, кстати, в свою очередь позаимствовали технологию у испанцев-колонизаторов, спасаясь от мести которых после знаменитого восстания пуэбло многочисленные представители племени буквально «эмигрировали» на территории навахо, привнеся с собой свои культурные и ремесленные традиции. Впрочем, у самих навахо на этот счет своя история — о великой богине, женщине-паучихе, которая поделилась секретом ремесла с женщинами племени, и о первых ткацких станках, сотворенных мужчинами племени из неба, земли, солнечных лучей и кварца. Но, как бы там ни было, уже к началу XIX века пуэбло практически перестали шить сами, а через какое-то время наравне со всеми остальными соседними племенами закупали полотенца и серапы (подобие мужской шали, популярной в Мексике, пончо без выреза для головы), изготовленные навахо.

Дело шьют: Узоры индейцев навахо как атрибут мужского стиля. Изображение № 1.
1. Женщина навахо за своим основным занятием. 2. Четырехрогий баран чурра навахо, из шерсти которого навахо делали пряжу для своих изделий до XX века. 3. Кепка Obey c характерным рисунком. 4. Аутентичный вертикальный ткацкий станок.

Для навахо же экспорт шерстяных изделий стал основным ремеслом — чего стоит тот факт, что племя серьезно занялось разведением овец чурра, длинная и шелковистая шерсть которых идеально подходила для пряжи. И все шло хорошо, пока в 1860-х годах власти США не решили силой загнать навахо в резервацию под фортом Боско Редондо, перерезав почти всю популяцию столь важных для племени овец. Нет худа без добра — лишившимся своего натурального сырья навахо пришлось по бросовым ценам закупать готовую окрашенную пряжу, что привнесло в изделия племени, доселе использовавшего лишь весьма ограниченный спектр натуральных красителей, новые яркие цвета, например ставший после этого одним из основных оранжево-красный. Ну а по пришествии в регион железной дороги, торговцев с восточного побережья и синтетических красителей у изобретательных дизайнеров навахо окончательно развязались руки.

Одновременно с этим значительно изменился и спрос — нестандартной формы (ведь они изготавливались вручную на кустарных вертикальных ткацких станках) одеяла уже не соответствовали устоявшимся среди обычных американцев представлениям о спальном интерьере, поток ковбоев, заинтересованных в тканях на седла, изрядно поредел, и настало время ковров. И вот тут-то и начинается самое интересное – посредники-торговцы, по понятным причинам имевшие возможность диктовать заказы индейцам, начали сильнейшим образом влиять собственно на орнаментальные детали изделий. Известно даже, что многие ковры навахо того времени несут в себе детали куда более знакомых нам кавказских ковров, которые на исходе XIX века были весьма популярны по обе стороны Атлантики. Да что там — по сути, интерпретируемый как «тот самый принт навахо» зубастый eyedazzler является результатом вдохновения мастеров навахо от попавших к ним тканей из Европы. Помимо него, характерными для навахо орнаментами для ковров являются, например, кресты, свастики, зигзаги и стрелки.

 

Дело шьют: Узоры индейцев навахо как атрибут мужского стиля. Изображение № 2.

Помимо eyedazzler,
характерными для навахо орнаментами для ковров являются кресты, свастики, зигзаги
и стрелки.

Дело шьют: Узоры индейцев навахо как атрибут мужского стиля. Изображение № 3.

Основные виды принтов навахо: 1. Eyedazzler — один из наиболее современных принтов. 2. Принт классического периода — моки. 3. Так называемое «одеяло вождя» — именно простой полосатый орнамент и является самым что ни на есть аутентичным для классического периода навахо. 4. Излюбленный рисунок на коврах навахо — гроза, относится к позднему периоду.

Позже, когда представители народа навахо уже получили возможность более-менее свободно расселяться, образовалось не менее десятка региональных принтов, а вскоре по просьбам заказчиков навахо и вовсе стали вышивать на своих коврах достаточно очевидные рисунки вроде древа жизни, ростка кукурузы, пейзажа западных равнин с лубочными хижинами и бизонами и так далее. Тем не менее говорить о каком-то упадке не приходится, ведь многие представители этой коренной группы до сих пор зарабатывают на жизнь именно изготовлением ковров и одеял — ценники, несмотря на то, что о ручном производстве и натуральных красителях речь уже, как правило, не идет, все равно впечатляют: один аутентичный ковер может обойтись дороже тысячи долларов. Так что иски о защите торговой марки к магазину с многотысячной аудиторией по всему миру выглядят не так уж абсурдно.

     

Как носить такие принты?

Дело шьют: Узоры индейцев навахо как атрибут мужского стиля. Изображение № 4.

На самом деле, носить их нужно почти так же, как и любой яркий принт — не стоит забывать о том, что такая вещь будет оттягивать на себя все внимание, а поэтому комплектовать ее стоит нейтральными предметами. Да и так получилось, что большинство брендов трезво оценили стилеформирующие скиллы орнаментов навахо и использовали их по-хорошему сдержанно, так что возможности переборщить особо не будет. На всякий случай предостережем: надевать, к примеру, свитер YMC c характерным орнаментом и посвященные этой теме вэнсы будет очевидным перебором, в то время как индейские шарф и носки вкупе с твидовой тройкой классического цвета гарантированно привлекут внимание. И да, никто же не осмелится надеть навахо вместе с камуфляжем? Разве что в качестве браслетов:

Дело шьют: Узоры индейцев навахо как атрибут мужского стиля. Изображение № 7.