В этой еженедельной рубрике мы собираем музыку, которая одним своим существованием вступает в конфликт с принятым положением вещей и ломает шаблоны. Раз в неделю с нас плейлист — его мы будем выкладывать здесь и в специальном паблике «Очень плохая музыка», на который советуем срочно подписаться. Для очередного выпуска мы снова пригласили экспертов журнала Sadwave, которые составили для читателей FURFUR плейлист из, пожалуй, самой странной музыки с просторов нашей необъятной родины.

Максим Динкевич, редактор Sadwave: «Возможно, это первый раз, когда название рубрики «Очень плохая музыка» действительно соответствует содержанию. Стоит, правда, оговориться: далеко не всё, что попадает под определения «козявочный андеграунд» и «найскор» (оба термина-синонима введены Феликсом Сандаловым из «Афиши») и при этом издаёт звуки, является музыкой. Под найскором Феликс понимает «самодеятельное и самодостаточное любительское творчество, тяготеющее к парадоксальным решениям», которое находится где-то в области «искреннего трэша, ироничного переосмысления наследия великих артистов прошлого и дадаистской игры, противопоставляющей себя общепринятым канонам красоты и разумности». Иными словами, это сообщество совершенно разных и непохожих друг на друга артистов, художников и музыкантов, которые творят исключительно для себя и таких, как они.

Возможно, это единственные представители арт-подполья, которые не используют заманчивый ярлык «андеграунд» для продвижения своего, простите, продукта — в первую очередь, потому что у подобных исполнителей нет цели продать себя и свою музыку, а во-вторых, потому что их продукт не то что не пытается никому понравиться, а даже наоборот — он как будто специально сделан так, чтобы при одном взгляде на него неподготовленного зрителя стошнило. Это вам не пресловутое британское эзотерическое подполье, многочисленные отражения которого в итоге материализовались в нашивочки, маечки и пластиночки; позицию козявочного андеграунда, ненадолго всплывшего на поверхность год назад благодаря масштабному фестивалю «Структурность», который проходил в электричках, на скотобазах и в столовых, прекрасно описал поэт Григорий Остер в стихотворении о ковырянии в носу: «А кому смотреть противно, тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем, пусть он и не пристаёт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Журналист из Фурфура — «Люда»

Согласитесь, трудно удержаться от того, чтобы не презентовать на FURFUR новую песню группы «Журналист из Фурфура» — панк-проекта лидера обнинских рэперов The Cold Dicks Андрея Жильцова и участников столичной гитарной команды «Семья славян». Несмотря на то что «Люда» — это всё ещё скорее рэп, чем панк, живьём на концертах группа валит абсолютно на смерть: заполненный до отказа клуб «Дождь-Мажор», давно ставший главной столичной краст-площадкой, — весьма неплохой результат для коллектива, у которого до недавнего времени был обнародован всего один трек (зато какой). Фронтмен «ЖИФФ» говорит, что не хотел бы ассоциировать себя с козявочным андеграундном, однако на уточняющий вопрос, считает ли он свою группу выше козявы, тут же выпаливает: «Разумеется, ниже!» По словам Андрея, «ЖИФФ» — это «Суперкубик» для бедных и, на минуточку, не только новый «Мёртвый ты», но и новый Fugazi, а на первом альбоме группы будет 21 трек — на один больше, чем в дискографии «Рикошета». Если вы не понимаете, кто все эти люди и как можно во времена интернет-синглов и EP начинать свою карьеру сразу с тройного альбома — оставайтесь на связи, дальше будет ещё страннее.

Секс на репточке — «Секс на репточке»

Ещё один свежий, правда, похоже, сугубо студийный проект лидера The Cold Dicks, в рамках которого Жильцов при поддержке оккультного барда Боровика Ералаша и участников команд «Внезапный сыч» и «ПКМН» (см. ниже) переосмысливают наследие отечественного поп-панка (да-да, именно так) начала нулевых. Иными словами, если вам приходилось участвовать или хотя бы наблюдать за тем, как в каморке за актовым залом репетирует школьный ансамбль, вы без лишних слов поймёте, в чём изюм «Секса на репточке». Постмодернистски переосмыслять школьный рок — дело, конечно, не новое, взять хотя бы культовую группу «Нож» или чересчур ванильный и оттого совершенно неправдоподобный проект «Девушка школьника», однако участники «Секса на репточке» действительно знают, о чём поют, поэтому при прослушивании их альбома «Любовь — это DIY» вкус давно пропавшей из продажи очаковской ром-колы из пластиковой баклахи сам невольно начинает проступать на губах.

ПКМН — «Нет, смерть»

«Худшее, что случалось с хардкором» — так в одной из встреч во «ВКонтакте» охарактеризовали петербуржскую команду «****** какой мент неприятный» («ПКМН»). С одной стороны, это действительно так, с другой — кто сказал, что это плохо. Если мастеров 30-секундных песен группы «Зверьё» и «Не зверьё» ещё вполне можно слушать, то «ПКМН» — это просто концентрированное веселье, угар в калу, драка стульями и плевки жёваной бумагой, одним словом, «Рускомплект». На счету «ПКМН» есть сплит с «ПТВП» — виртуальный, но от этого не менее интересный.

7011 — «Меня кинут через ***»

Существующий уже почти десять лет проект ещё одних бывших резидентов почившего, к сожалению, главного питерского андеграундного клуба (а точнее, «клуба») «Рускомплект». Группа, названная в честь номера трамвая, водителем которого долгое время работал отец вокалиста «7011» Евгения Бубесса, играет абсурдистский психоделический русский рок, который часто заносит то в шансон, то в псевдодворовый фолк, то в свистоплясочную новую волну, правда, все эти жанровые теги в случае «7011», как и всех ярких представителей козявочного андеграунда, стоит брать сразу в четыре кавычки. В начале года «7011» выпустили один из лучших своих альбомов «Мешок с говном», бесспорный хит с которого «Меня кинут через ***» надолго станет саундтреком ваших трудовых будней.

Владимирский сентиментальный салон — «Котя»

Трудно сказать, сколько нужно употребить веществ и каких, чтобы по-настоящему забалдеть от изъезженного вдоль и поперёк психоделического рока 1960-х; его владимирская версия на раз сносит башню без всякого компота. В отличие от творчества многих представителей козявы, пёстрый коллаж «ВСС», составленный из шизофренических эстрадных напевов, раскатистого баса, диковинных инструментов вроде бас-домры, дутары и советского синтезатора, сделан совершенно осознанно, если не сказать мастерски, и с большим вкусом. Это, в общем, неудивительно — за необычным названием, отсылающим к владимирскому камерному хору под управлением народного артиста Эдуарда Маркина, скрывается участник самой безумной и до обидного недооценённой группы «Братья шимпанзе» Сергей Васьков. Знай о них Pitchfork, вместо сдувшихся Animal Collective вся прогрессивная общественность слушала бы «Братьев шимпанзе», можете не сомневаться.

Александр Залупин — «Магадан»

Единственный честный шансон – под весьма продуманную электронику Залупин исполняет надрывные, а порой и радостные песни от лица опущенного на зоне гея. Артист выступает в костюме петуха, а его концерты охраняют скинхеды – мало ли, у кого из зрителей случится приступ серьёзности. 

Пророк Санбой — «Город Вязьма»

За свою карьеру житель города Ярцево, что в Смоленской области, Геннадий Чернецов, он же Пророк Санбой, по его словам, сочинил более двух тысяч песен, выступал за рубежом, снимался в фильмах, а также вошёл в Книгу рекордов Гиннесса за то, что проехал на велосипеде 80 километров без рук, играя на гитаре. Называет себя не только музыкантом, но и целителем, поэтом-мистиком, духовным лидером многих поколений молодёжи. Утверждает, что одну из его песен украл Владимир Пресняков-младший. Нет ни малейших причин сомневаться в том, что всё это действительно так. Также Санбой документирует окружающую его Вселенную с населяющими ее диковатыми персонажами в своём видеоблоге. Балабанов нервно курит, Мамлеев мило улыбается.

Szczaw — Pardonne-moi Mon Amour

Организатор «Структурности» и других подпольных концертов-солянок с диковинными названиями «Кудесы» и «Фиолетовое правосудие» Лёня Котельников под псевдонимом Szczaw записывает коллажную электронику в духе американцев Negativland, только с местным колоритом. Действует эта музыка на отечественного слушателя не в пример сильнее творчества заокеанских экспериментаторов.

Рахитики — «Доширак»

Доведённый до своего логического конца русский рок, сыгранный на расстроенной акустике под флейту и гармошку. Мрачное трио со скромным названием «Рахитики» вроде бы распалось в 2012-м, но вновь возродилось год спустя, да так и зависло где-то в питерских закоулках. Все 17 подписчиков «Рахитиков» во «ВКонтакте» по-прежнему ждут новых концертов группы.

А Фо Мин — «Песенка про телевизор»

Формально не имеющий отношения к козявочному подполью представитель экзистенциального андеграунда рубежа тысячелетий петербуржец Алексей Фомин из группы «Министерство любви» на удивление удачно влился в современное найскоровое квартирно-гаражное пространство. Вернее, он там находился изначально — редкие выступление поющего летовским рыком под грязную электрогитару «А Фо Мина» проходили в залах вместимостью больше 30–40 человек. Очевидным образом повлиявший на тех же «Рахитиков», The Cold Dicks и других резидентов «Структурности», Фомин теперь выступает с ними на правах если не ветерана сцены, то как минимум старшего товарища. Так, ближайший концерт лидера «Минлюба» при поддержке «ЖИФФ», «Ленина пакет», Боровика Ералаша и других состоится 25 апреля в локально знаменитом подмосковном гараже. Связь времён как она есть.