Культура
Ниго: История успеха создателя Bape и Human Made, ресторатора и коллекционера
К 42 двум годам он успел создать одну из самых успешных марок уличной одежды, продать ее, запустить еще одну, параллельно занимаясь кучей побочных проектов (от запуска ресторана до выступлений в составе музыкальной группировки Terryaki Boyz), дослужиться до звания одного из самых влиятельных людей в индустрии и наконец собрать музейный архив винтажа, по которому впору проводить экскурсии. Ниго — пример неиссякаемого таланта, трудолюбия и фанатизма. О таких людях пишут книги, озаглавленные чем-то вроде «секреты невероятного успеха», мы же пока ограничились небольшим текстом.
По словам самого Ниго, коллекционировать вещи он начал еще в шесть лет. Тогда это были игрушки, фигурки супергероев, которые покупали ему родители. В 12 он выпросил деньги на первый винтажный артефакт — джинсовую куртку Levi’s Type 2, которая до сих пор хранится в его архиве. Коллекционирование для Ниго (тогда еще — Томоаки Нагао) было своеобразным методом познания окружающего мира — он собирал вещи, чтобы узнавать о них что-то новое, их историю и назначение.
|
Окончив школу, Ниго поступил в престижный Токийский колледж моды Bunka Fukuso Gakuin, во время учебы в котором познакомился с людьми, во многом олицетворяющими сегодня японскую уличную культуру — Джуном Такахаши (создателем марки Undercover) и Хироши Фудживарой, внешнее сходство с которым и дало ему кличку Ниго (nigo означает «номер два»). После колледжа Ниго устроился в авторитетный японский мужской журнал Popeye на должность редактора и стилиста, параллельно писал еще для нескольких изданий и диджеил. Тогда же Ниго решился на первый серьезный самостоятельный проект и совместно с Такахаши арендовал небольшое помещение в модном токийском районе Харадзюку под магазин Nowhere. Такахаши на базе магазина активно занимался продвижением Undercover, а Ниго продавал винтаж и американскую рабочую одежду, за которой по несколько раз в месяц мотался за океан. Затем он решил последовать примеру партнера и в 1993 году при поддержке своего друга, графического дизайнера SK8THING, запустил A Bathing Ape. |
Хироши Фудживара
Джун Такахаши |
Название A Bathing Ape отсылает к известной японской поговорке «A bathing ape in lukewarm water», описывающей стремление избалованной японской молодежи следовать модным трендам, не ограничивая для этого себя в деньгах. Общая стилистика и логотип марки в виде головы гориллы были вдохновлены научно-фантастическим фильм «Планета обезьян» 1968 года.
Поначалу A Bathing Ape выпускали лишь капсульные линейки футболок и худи, большую часть из которых Ниго раздаривал друзьям. Но отсутствие серьезного финансирования на начальном этапе и скромные тиражи в итоге удалось превратить в весомый козырь, а затем и стратегию — за редкими вещами с головой гориллы велась настоящая охота, и вокруг бренда постепенно сформировалась аура эксклюзивности. Ниго даже открывает секретный магазин, где продавались только лимитированные линейки, например футболки, созданные в сотрудничестве с культовыми граффитчиками Futura 2000 и Stash. Адрес и расположение магазина можно было узнать только на специальной карте, доступной лишь узкому кругу людей. А в фирменный магазин марки в Гонконге, открытый позже, можно было попасть только по знакомству.
Знаменитый обезьяний камуфляж, представляющий собой переработанную классическую расцветку duck hunter, был разработан в 1996 году другом Ниго, художником Mankey. Камуфляж является важной частью брендинга и встречается практически во всех вещах марки от галстуков и брелков до одежды и мебели.
|
Линейка бренда со временем расширяется, спрос на A Bathing Ape растет, даже несмотря на высокую стоимость, и Ниго постепенно превращается в очень весомую фигуру на токийской уличной сцене. Вещи марки даже продаются в нескольких азиатских бутиках за пределами Японии. Впрочем, самого владельца подобная ситуация не устраивала — он в первую очередь хотел контролировать продажи и избегать избыточного тиражирования бренда. Именно поэтому Ниго принимает решение (как оказалось, очень дальновидное) продавать вещи исключительно в фирменных магазинах марки. Точнее, пока лишь в одном — NOWHERE Busy Work Shop в центре Токио, — но он впоследствии разрастется в целую империю из почти 30 магазинов по всему миру.
Прежде чем начать мировую экспансию, Ниго последовательно подчиняет себе местный рынок. К рубежу тысячелетий A Bating Ape подходит в статусе уже очень успешной, но по-прежнему андеграундной марки, известной относительно узкой прослойке людей. В новом тысячелетии ситуация начинает стремительно меняться. После совместной рекламной кампании с Pepsi, которая для продвижения своей продукции на японском рынке использует в дизайне банки обезьяний камуфляж, бренд выходит из модного подполья на оперативный простор. Ниго продолжает расширять сферу влияния, запуская в рамках проекта A Bathing Ape парикмахерскую Bape Cuts, звукозаписывающую студию, кафе, журнал, Bape TV и карри-ресторан Curry Up. |
Pepsi в фирменном |
|
В 2002 году открывается магазин в Лондоне. Еще через два — в Нью-Йорке и нескольких азиатских странах. Примерно в то же время Ниго начинает сотрудничество с Фарреллом Уильямсом, вылившееся в итоге в запуск марок Billionaire Boys Club и Ice Cream. Появляются и другие побочные проекты — Ursus Bape (более строгая и мрачная линейка одежды по сравнению с Bape, запущенная в сотрудничестве с создателем Wtaps Тетсу Нишиямой), основанная в 2010 году изысканная и формальная линейка Mr. Bathing Ape, вдохновленная Sevil Row и классическим мужским гардеробом, ювелирная мастерская, а также детская и женская линии одежды. Daft Punk, Disney, KAWS, DC Comics запускают с Bape совместные проекты, в фанатах марки числятся Канье Уэст, Джей-Зи и другие западные селебрити, да и сам Ниго обретает схожий статус у себя на родине. Потолка возможностей все еще не видно.
«До Bathing Ape кроссовочный мир принадлежал корпорациям. Но Ниго ворвался на рынок со своими Bapesta и во многом изменил ситуацию. Вдруг все встрепенулись: “Почему, черт возьми, вокруг этого парня так много шума?” Он фактически открыл дорогу независимым кроссовочным брендам» — Джефф Стэпл, редактор журнала Complex |
За 20 лет A Bathing Ape из локального уличного бренда развился в практически глобальную корпорацию, не ограничивающуюся производством только одежды, но выпускающую мебель, игрушки, зубные щетки и, страшно сказать, на каком-то этапе даже туалетную бумагу и презервативы. Как оказалось, единственным, кого не устраивал новообретенный статус марки, был сам создатель. Для Ниго Bape превратился в огромный танкер, которым стало слишком тяжело и скучно управлять. В 2011 году он продает Nowhere гонконгской копании I.T. с договоренностью о том, что еще два года он будет продолжать работать в A Bathing Ape в качестве креативного директора (видимо, подогнав окончательное прощание со своим детищем аккурат к его 20-летнему юбилею).
Фейсбук Ниго — полноценный лукбук. Практически каждый день он выкладывает фотографии,
на которых примеряет вещи из коллекции своей же марки Human Made
После смены владельца стало понятно, насколько успех и популярность марки были связаны с фигурой Ниго, его талантом и чутьем. A Bathing Ape из супертяжелой категории постепенно скатился до полусреднего веса, из одной самых успешных и влиятельных марок превратился просто в одну из уличных марок. Коллекции стали вызывать расстройство фанатов на форумах. Финальным аккордом стала новость о запуске демократичной линейки AAPE, что шло вразрез с прежней философией Bape, построенной на фундаменте эксклюзивности и уникальности.
«Нет сомнения в том, что A Bathing Ape был одним из, если не главным уличным брендом в конце 1990-х и начале нулевых. Но после 2009 года репутация марки начинает ухудшаться, и в 2011-м ее продают китайской корпорации за относительно небольшую сумму в 2,8 миллиона долларов. Сегодня актуальность Bape под очень большим вопросом» — Джек Вулф, редактор блога four-pins |
Логотип Human Made |
Расставшись с A Bathing Ape, Ниго в какой-то степени вернулся к тому, с чего начинал и всегда любил, — американской workwear. Сейчас его основной проект — запущенная в 2008 году марка Human Made, в рамках которой он выпускает вдохновленную винтажем и сфокусированную на архивных деталях и крое одежду. Главным подспорьем и источником идей служит его собственная коллекция, которая за 36 лет разрослась до впечатляющего размера. |
|
В случае Ниго типичная для японцев склонность к каталогизированию обретает фактически музейный масштаб — редкие автомобили, гитары, мебель 1950-х годов, картины Энди Уорхола, виниловые игрушки, винтажные джинсы не помещаются под одной крышей. Детское увлечение превратилось в маниакальную бесконтрольную страсть, главное увлечение жизни и фундамент для очередного проекта.
Комментарии
Подписаться