XX век ознаменовал собой формирование множества интересных субкультур. Отличным подспорьем тому послужили расцвет средств массовой информации, революции в музыке и развитая даже среди не самых благополучных слоев общества культура потребления. Разумеется, эти субкультуры оказывали серьезное влияние на формирование мужского стиля, инспирируя своими подчас авангардными образами уличную культуру — как никак составлявший основу почти всех известных субкультур рабочий и низший класс предпочитал идентифицировать себя в первую очередь через одежду.
Скинхеды, панки или хиппи давно известны широкой общественности и богато представлены в информационном поле. И кто из них предпочитал кожаную косуху, кто — ботинки Dr. Martens, ну а кто — халявный косяк, тоже вполне очевидно. Но существуют и несправедливо забытые общности, которые представляют большой интерес, тем более в контексте мужского стиля — а именно субкультура сьюдхедов. О ней и пойдет речь, естественно с акцентом на том, как одевались ее представители.
Кто такие сьюдхеды?
1–2. Иллюстрация из книги Ричарда Аллена — автора серии субкультурных романов посвященных байкерам, скинхедам и хиппи. 3. Обувь, которую предпочитали сьюдхеды. 4. Импровизированный герб сьюдхедов. 5. Классические представители субкульуры. 6. Обложка книги «Suedehead» Ричарда Аллена.
Англия, 1970-е. На смену модам пришли скинхеды — гладковыбритые, одетые в 501-е джинсы Levi's, поло, button-down-рубашки, военные куртки и тяжелые ботинки. Сама по себе субкультура скинхедов, которых, кстати, до закрепления этого медиаклише в просторечье называли «пинатс» (от английского «арахис»), довольно разнородна и богата на различные ответвления. Однако здесь речь пойдет о следующей эволюционной форме скинхедов — «умных скинхедах», они же — сьюдхеды.
Английское «suede» означает замшу, и в данном случае это была ассоциация с прической «бывших» скинхедов, которые несколько «запустили» голову и дали отрасти небольшому волосяному покрову. По сути, появление этой культуры замкнуло круг — от «цивильных» модов к воинственным скинхедам и назад — к явно более утонченному стилю.
Перемена была вызвана тем, что среднестатистический британский мужчина просто не мог себе позволить брутальный образ скинхеда на протяжении всей жизни и даже малой ее части. Ведь далеко не все представители малоимущих слоев населения мечтали и дальше тянуть лямку героя рабочего класса и старались найти пути выхода из замкнутого круга, становясь мелкими клерками, белыми воротничками. А там уже приходилось соответствовать определенным нормам и представлениям работодателя о прекрасном, в которые чаще всего не вписывались тяжелые ботинки и выбритая под ноль голова. Кроме того, радикальная стрижка была не по душе девочкам и полицейским и частенько создавала своему хозяину проблемы на входах ночных клубов. Также стоит упомянуть, что даже в 1970-е годы традиции британского общества (делаем акцент именно на низший класс) были для нашего времени шокирующе консервативны, и предполагалось, что мужчина должен обзавестись семьей и «осесть» годам к двадцати пяти, так что волей-неволей приходилось взрослеть и примерять на себя более-менее уравновешенный образ. |
Английский музыкант Моррисси, несмотря на образ самовлюбленного романтика, в молодости имел довольно жесткую социальную позицию. Ему не раз инкриминировали националистические высказывания, да и сам он активно поддерживал скинхедов. В его дискографии даже значится музыкальный сборник «Suedehead (The Best of Morrissey)». |
Так уж получилось, что в отличие от тех же скинхедов субкультура сьюдхедов не имела никаких шансов на экспорт — слишком «своя» история, построенная в основном вокруг одежды, а не идеологии, естественным образом растворилась в обществе, внеся свой вклад в ДНК британского стиля.
Стиль сьюдхедов
Из вышесказанного не стоит делать поспешных выводов о том, что «замшеголовые» были слабовольными конформистами, бывшими скинхедами, которым общество «обломало рога» и заставило одеваться проще. Потому что все обстояло в корне по-другому — сьюдхеды начали одеваться как раз сложнее. Они больше не хотели выглядеть как суровые парни с рабочих окраин, тем более что многие из них в действительности таковыми не являлись..
Итак, стандартный джентльменский набор «замшеголового» — классическая кожаная обувь, в основном броги и лоферы, брюки Sta-Prest в различных цветовых вариантах, все те же button-down-рубашки в клетку, однотонные винек-джемперы и кардиганы, сверху — харрингтоны, пальто Crombie или куртки на овчине, а в качестве головного убора — плоские котелки. Отдельное слово стоит сказать о костюмах — они также являлись значимой частью стиля сьюдхэдов. Как правило, это были приталенные пиджаки на трех пуговицах с узкими лацканами в сочетании с галстуком-селедкой. Цвета были опциональны и разнились от региона к региону — где-то предпочитали клетку, где-то — светлые оттенки голубого
ПАЛЬТО CROMBIE
Сьюдхеды, как и моды, предпочитали приталенную модель пальто длинной в три четверти известной английской марки J&J Crombie Ltd. Примечательно, что пальто этой марки были и остаются вещью очень недешевой, и далеко не каждый представитель субкультуры мог себе ее позволить. Впрочем, для помешанных на стиле британцев это обычная ситуация — футбольные хулиганы, как известно, тоже очень ценят бренды вроде Burberry или Aquascutum.
БРЮКИ STA-PREST
Брюки Sta-prest были созданы компанией Levi’s в 1964 году. Главным достоинством этой модели стало то, что на них не образуются складки, а стрелка остается гладкой и четкой без использования утюга. Sta-prest сразу же полюбились представителям различных субкультур, явив собой практичный гибрид джинсов и чиносов. Осознав популярность продукта, их начали отшивать и другие крупные американские бренды, но в обиход вошло именно данное компанией-создателем название Sta-prest. Кстати, определить этимологию этого слова довольно легко — в целях маркетинга Levi's слегка пообтесали словосочетание stay pressed (дословно — «оставайтесь выглаженными»).
ШЛЯПА PORK PIE
Действительно дурацкое название, но видимо именно с этим блюдом национальной кухни (pork pie в переводе с английского означает «пирог со свининой») ассоциируется у британцев форма этого головного убора. Шьются такие шляпы из войлока (впрочем, существуют и соломенные варианты) — плотного материала из валяной шерсти или синтетических волокон, а по форме почти полностью повторяют федору, за одним важным исключением — «крыша» у такой шляпы всегда плоская. Изначально подобные головные уборы были популярны среди поклонников джаза, потом моду подхватили рудбои, ну, а дальше пришла очередь примерить их и сьюдхедам.
РУБАШКА BUTTON-DOWN
Про этот предмет гардероба довольно сложно сказать что-то новое, стоит отметить лишь, что популярностью у британских модников всех времен пользовались именно те, что в клетку, в то время как за океаном все же всегда больше ценились однотонные oxford shirt. Помимо классического Ben Sherman, «замшеголовые» (да и простые скинхеды) часто носили рубашки марки Brutus, открытую на пике моды, в 1966 году, братьями Фридманами.
БРОГИ
Так уж совпало, что в последние несколько лет эта обувь находится на пике своей популярности. Заимствованные когда-то у ирландских фермеров и егерей туфли с перфорацией и отрезным мыском сегодня отлично сочетаются с джинсами, твидовыми брюками и чиносами, прекрасно вписываясь как в официальный, так и в повседневный дресс-код. И «замшеголовые» полюбили их именно за это — броги наравне с лоферами отчетливо обозначали их движение в сторону классического стиля в одежде.
Комментарии
Подписаться