Спецпроект Insight — это серия материалов о городских микрокультурах и их героях. Репортажи из мастерских, секретных баров и домашних студий наводят фокус на примечательные московские сообщества, а их создатели рассказывают, как можно запросто к ним присоединиться. Материалы подготовлены совместно с платформой Insight, которая меняет привычный облик Москвы.

 

Городские племена: Что общего у современной Москвы и пиратских утопий. Изображение № 1.

 

В

1724 году Даниэль Дефо — автор «Робинзона Крузо», всю жизнь скрывавшийся от кредиторов и потому имевший 198 писательских псевдонимов, — под именем Чарльза Джонсона опубликовал «Всеобщую историю пиратства», 
в которой описал пиратскую утопию Либерталию. Эта гавань бесплатной свободы вдохновила не только писателя Уильяма Ли Берроуза и «многонациональную команду» разработчиков Assassin’s Creed IV: Black Flag, но и французского социолога Мишеля Маффесоли, который утверждает, что в XXI веке снова пришло время Либерталии.

В 1985 году он впервые употребил термин «городские племена», который определял тогдашних панков, гранжеров и хип-хоперов куда точнее «субкультуры»
из методички.

 

   

По Маффесоли, городское племя — это микрогруппа жителей мегаполиса,
члены которой разделяют одни жизненные взгляды и вкусы,
из чего следует сходство во внешнем виде и поведении. 

   

 

В отличие от своих родителей, представителей культуры кока-колы и гольф-клубов, живущих по букве социального контракта, члены городских племён следуют мимолётному порыву и полагаются в основном на свой азарт и риск. Их непостоянство — антитеза статичности старого мира одиночек, который опирался на твёрдые принципы, стиснутые зубы и героическую стать.

 

4 атрибута городского племени

 

Городские племена: Что общего у современной Москвы и пиратских утопий. Изображение № 2.

Территория

Клубы, бары,
места силы

Городские племена: Что общего у современной Москвы и пиратских утопий. Изображение № 3.

Вкус

Бренды, сленг, музыка 

Городские племена: Что общего у современной Москвы и пиратских утопий. Изображение № 4.

Предметный интерес

 Общее дело,
Общие идеи

Городские племена: Что общего у современной Москвы и пиратских утопий. Изображение № 5.

 игра

Ничто не принимается слишком всерьёз 

  

 

В конце XX века пирамида привычных социальных ролей, венчающая школьную программу, опрокинулась под влиянием рекламы, моды и видеоигр.

 

   

Марио победил Клинта Иствуда.

   

 

Если раньше выпускники старших классов ясно видели своё будущее на годы вперёд, то теперь, когда взбесившийся однорукий бандит поп-культуры выдаёт образы на примерку один за другим, остаётся только импровизировать. В нужном контексте и настроении можно быть кем угодно — грязным скейтером, глиттер-тусовщиком или успешным медиаменеджером.

Городские племена: Что общего у современной Москвы и пиратских утопий. Изображение № 6.

М. Маффесоли

«История знает примеры культур, которые существовали только ради праздника. Для их носителей не было ничего важнее, чем находиться среди единомышленников и делиться с ними эмоциями и мнениями».

 

Городские племена: Что общего у современной Москвы и пиратских утопий. Изображение № 7.

 

Концепцию городских племён развил любитель сериалов и завсегдатай баров Сан-Франциско Итан Уотерс. В начале 2000-х американские газеты объявили о смерти семьи — американские подростки слишком хотели оставаться детьми, чтобы жениться или выходить замуж.

 

   

Уотерс ответил на это, что для 25–30-летних 
друзья — это новая семья.

   

 

За десять лет вечеринок после совершеннолетия сменяются квартиры, работы
и подружки, но друзья всегда остаются рядом. Так складываются городские племена, они же большие семьи — друзья так же воспитывают друг друга и присматривают
за ближними. Их опыт делится на всех, так что член племени учится на общих ошибках и успехах. Любовные отношения проверяются на прочность всей компанией, поэтому будущая партия проходит более жёсткий конкурс, чем Мисс Америка.

 

   

Членство в племени — новый важный период
взросления между уходом из семьи и созданием собственной.

   

 

Как любой мегаполис, Москва состоит из десятков виртуальных городов. Всё это — территории городских племён, будь то металхеды, игроки в американский футбол или музыканты с самодельными инструментами. Они размечают городские улицы пунктирами знаковых мест и местечковых знаков — зная их, можно путешествовать между московскими внутренними городами, среди которых найдётся не только внутренний Лондон, но также Остин, Денпасар и даже Екатеринбург.

Другой путь в Замосковье — личное или хотя бы шапочное знакомство с инсайдерами, людьми, которые наделены талантом заражать других своими интересами и идеями. Они, как гигиеничные зомби, собирают вокруг себя толпы единомышленников и подают пример, которому невозможно не последовать. Некоторых из них можно часто видеть на светских сайтах, но многие инсайдеры предпочитают оставаться в тени бетонных джунглей.

На следующие полгода FURFUR отправляется в антропологическую экспедицию по поиску и изучению городских племён Москвы. Каждые две недели мы будем заходить на чужую территорию, разбираться в культурном коде и рассказывать об инсайдерах городских сообществ в новом гуманитарном спецпроекте Insight.

В материале использованы фотографии Петры Галл
из альбома «Петра: Мототур длиною в жизнь».
Спасибо за помощь в оформлении Мише Бастеру.

 

Городские племена: Что общего у современной Москвы и пиратских утопий. Изображение № 8.