Любимейшая мною тема — часы. По моему скромному мнению, часы — это если не единственный, то самый главный мужской аксессуар. А как объект, аккумулирующий в себе инженерный и эстетический гений человека — часы вообще вне конкуренции.
Поскольку мир часов огромен, и рассказать обо всём в рамках одной статьи не представляется возможным, я решил выбрать одну тему. Актуальную часовую тему нашего дня, а именно — тренд отказа от традиционной (читай: стрелочной) часовой индикации в пользу индикации цифровой. Тем более, что в часовом мире наконец-то наметился ренессанс статусной электроники.
Статья из журнала "Popular Science" 1970 г. о первых электронных часах Pulsar
В принципе, альтернатива стрелкам появилась вместе с самими стрелками, на заре механико-часовой истории, а именно — в средние века. Однако, затем аналоговая стрелочная индикация, ввиду своей простоты и удобства считывания, надолго стала основной и достаточной для подавляющего большинства. Часы продолжали неспешно эволюционировать, да и то, как правило, в эстетическом плане: менялись формы и размеры, часы переезжали из жилетных карманов на запястья, учились нырять и противостоять различным невзгодам. Стрелки стали аксиомой. Переворот случился в конце 60-х — начале 70-х годов XX века. Тогда на рынок вышло сразу несколько моделей часов, оснащённых кварцевым механизмом. Такой механизм регулирует свой ход на основе колебаний кристалла кварца, а не традиционного механического узла «баланс-спираль». Подобная схема отличается большей точностью хода и отсутствием необходимости постоянного завода, поскольку питается от электрической батарейки.
Простота, а, следовательно, и дешевизна производства вкупе с лучшими техническими характеристиками сделали кварцевые часы суперпопулярными. Тогда и случился тот самый «кварцевый кризис», который чуть было не погубил традиционную часовую промышленность. Люди не хотели многократно переплачивать за менее точную и более прихотливую механику. Традиционные часы просто перестали покупать. Слава Хроносу, часовая промышленность и механические часы живы-здоровы и в наши дни переживают небывалый всплеск развития. Но давайте вернёмся к кварцу. Вместе с новой технологией измерения времени появилась и новая технология его отображения — с помощью электронного табло на светодиодах (LED). Так родились электронные часы. Это было очень романтичное время — многие из моделей того времени до сих пор поражают воображение своей эстетикой и смелыми дизайнерскими решениями. Человечество, недавно запустившее человека в космос, решило, что способно добиться космических высот и во вполне бытовых, земных сферах. Например, в дизайне.
Взгляните на культовый (для всех поклонников LED-индикации) Riehl Synchronar
1. Часы Riehl Synchronar 2. Часы Riehl Synchronar в модной фотосъемке 70-х
Неповторимое свечение светодиодов, модное в те годы «драйверское» расположение циферблата в торце корпуса (чтобы можно было узнавать время, не снимая рук с руля), дополнительное питание от солнечных элементов. А дизайн! Только в последние годы часовые стилисты приблизились в своих творениях к этому прибору космического десанта из «Звёздных войн». Абсолютный зачёт!
А вот ещё «драйверская» классика тех времён — BULOVA
Полагаю, комментарии излишни. А отечественная «Электроника» — это просто великолепно. Ну, и, конечно, основоположник стиля — Hamilton Pulsar
1-3. Электроника 4. Pulsar
Ещё одно (но далеко не единственное) яркое направление электро-фантазии 70-х — часы с калькулятором. Такие стали выпускаться тоже под брендом Pulsar, затем волну подхватила ещё одна американская компания — Hewlett-Packard, а потом и многие-многие другие. И всё это — в безупречном стиле. Иметь такие часы было престижно, стоили они дорого (особенно, в первое время), выглядели круто.
1. Часы с калькулятором Hewlett-Packard 2. Часы с калькулятором Pulsar
Шли годы. На смену светодиодам пришли жидкие кристаллы (LCD) и электронные часы постепенно стали такими, какими мы привыкли их видеть — недорогими, функциональными и далекими от понятия «престиж».
Любопытные экземпляры выпускала и Seiko, и TagHeuer (тогда ещё просто «Хойер»), и Omega — отметились все.
Однако, к 90-м годам прошлого века швейцарская часовая промышленность стала поправляться, а в начале нового тысячелетия случился невероятный подъём. В индустрии к электронике и кварцу вообще перестали относиться серьёзно — видно, рана, нанесённая три десятилетия назад, продолжала саднить. Электронно-часовой индикации отвели лишь вспомогательную роль в таких, безусловно, замечательных часах, как Breitling Chronospace, Omega Speedmaster Professional X-33, Bell&Ross Function.
Неплохо себя чувствовали только нишевые бренды, например CASIO или Swatch. Последний, кстати, несмотря на кварцевую сущность, считается спасителем традиционной часовой индустрии Швейцарии. (Копеечные кварцевые и электронные часы, продающиеся в переходах, дешёвых лавках, и уличных базарчиках по всему миру мы, естественно, вообще выносим за скобки — что о них говорить?)
Но, техно-романтики остались в строю и терпеливо ждали своего часа. В данном случае речь идёт об одном вполне конкретном человеке. Его зовут Пьер Нобс (Pierre Nobs). Он живёт между Германией, Швейцарией и Японией. Двадцать лет назад он основал часовую компанию Ventura, выпускавшую добротные и стильные механические часы. Десять лет назад мистер Нобс сделал неожиданный и неоднозначный для своего бизнеса ход — он решил дать электронным часам второй шанс. Идея была гениальна по концепции и непроста в осуществлении. А что, если кварцевый механизм электронных часов будет получать энергию не от батарейки, а от ротора автоподзавода (как в автоматических часах), который будет эту энергию генерировать? Сказано — сделано. Финальный продукт получил престижную маркировку Swiss Made, был помещён в конструктивистский корпус работы давнего партнёра Нобса, немецкого архитектора и дизайнера Ханса Веттштейна (Hannes Wettstein) и был пущен в продажу.
Ханс Веттштейн и Пьер Нобс за работой
Рынок никак не отреагировал на это событие, зато эстеты были в восторге — возродился класс престижных и дорогих электронных часов. Компания Ventura оправдала ожидания новоиспечённых адептов и стала регулярно добавлять в коллекцию свежие модели. В команде Ventura появился еще один талантливый дизайнер — швейцарец итальянского происхождения Паоло Франчетти. Помимо системы автоподзавода (MGS — Micro Generation System) швейцарские реформаторы разработали уникальную систему управления функциями посредством прокручивающегося цилиндра, который реагирует также и на нажатие (EasyScroll operating system), несколько специальных сплавов для изготовления корпусов (Durinox, Titanox etc.) и даже свой собственный шрифт (чтобы показания лучше считывались). Это были достаточно дорогие (1200 −1500 Евро), очень качественные швейцарские часы с безупречной отделкой, сапфировыми стёклами и дизайном, который можно сразу отправлять в MoMA (а он там, кажется, и представлен).
Четыре года назад мир облетела новость о том, что Ventura Watch SA — банкрот. Никто так и не понял, что конкретно произошло. Из официального обращения Пьера Нобса стало ясно, что дело в нечистоплотных махинациях американских партнёров. Все поклонники марки (в том числе и ваш покорный слуга) бросились покупать оставшиеся экземпляры, благо интернет-сязь с офисом компании работала исправно. Господин Нобс тем временем укатил к супруге в Токио и наладил выпуск дорогих минималистских мужских аксессуаров.
В прошлом году стараниями Пьера Нобса и благодаря поддержке поклонников, Ventura вернулась на рынок. Пока на сайте компании представлен тот модельный ряд, который существовал на момент закрытия марки (плюс одна новая модель — Ventura V-tec Kappa, которая уже была разработана и за это время поступила в производство). Чего ожидать от Ventura в будущем пока неясно — гениального дизайнера Ханса Веттштейна, к сожалению, уже нет в живых.
1. Модель Ventura V-tec Sigma 2. Модель Ventura V-tec Kappa
Да, энтузиасты из Ventura были первыми, кто попытался вернуть электронике статус дорогих и престижных часов. И это начинание было подхвачено. Кем бы вы думали? Компанией, которая является не только классической швейцарской часовой маркой, выпускающей механику, но и одним из мировых лидеров спортивной хронометрии (а там, как вы понимаете, «правит бал» исключительно электроника). Речь идёт о TagHeuer. В 2005-ом имидж марки в моих глазах (уверен, что не только в них) вырос сразу на несколько сотен пунктов — в свет вышла модель TagHeuer Monaco Sixty Nine.
Эти часы стали материальным воплощением идеи соединить классический для марки механический хронограф Monaco с последним электронным достижением компании — электронным хронографом Microtimer, способным отсчитывать тысячные доли секунды. И Monaco, и Microtimer обладали (и обладают по сей день) своей собственной мощной харизмой — первый был возведён в статус культа ещё в конце 60-х актёром и гонщиком Стивом МакКуином, второй сразу стал любимцем современных эстетов и почти не имел альтернативы на рынке.
Стив МакКуин (Steve McQueen) в часах TAG Heuer MONACO в фильме "Le Mans"
Не знаю каким образом, но инженерам и дизайнерам Tag Heuer удалось не только не растерять эстетических достоинств каждой модели, но объединить их в часы, которые, по моему мнению, опередили своё время. Главной особенность Monaco Sixty Nine стал корпус-трансформер. Решение для солидной швейцарской марки очень смелое и на сегодняшний день практически не имеющее аналогов. О кинематике корпуса можно судить по фотографиям. Вещь замечательная и дорогая — порядка 6000 Евро (в Европе), хотя за такую и червонца не жалко.
Не прошло и года с того момента, как своим электронным шедевром по вполне понятным причинам решила отметиться американская Hamilton. Эта компания хорошо известна и ценителям «стрелочной» часовой культуры — в своё время она выпустила достаточно смелую по дизайну кварцевую модель Ventura (не путать с «Вентурой» Пьера Нобса), почитаемую до сих пор. Ещё в часах Хамильтон свой эпохальный полёт к спутникам Юпитера и к кинобессмертию совершали астронавты «Космической Одиссеи 2001» Стенли Кубрика.
1. Классическая модель Ventura Hamilton 2. Часы Hamilton в фильме Стенли Кубрика "Космическая Одиссея 2001"
Итак, в компании решили вспомнить славное прошлое электронных часов, взяв за образец свой же классический Pulsar начала семидесятых. Дизайнеры Hamilton осовременили знакомые формы и получился Hamilton Pulsomatic. В «пульсаре» наших дней стоит та самая система извлечения энергии, которая уже знакома нам по часам марки Ventura, а время показывает уже не LED (как было на классическом Пульсаре), а LCD-дисплей. Хорошие часы и хороший ход для марки, которая в последнее время стала утрачивать свою индивидуальность. Стоят часы в районе 1300 Евро.
Ещё одна часовая марка, почитаемая за новаторство, совсем недавно представила свой вариант электронных часов без батарейки. Да-да, в Rado Ceramica Digital Automatic стоит уже хорошо нам знакомая система с ротором автоподзавода, генерирующим электричество для кварцевого механизма. Дизайн — вполне ожидаемая вариация на тему традиционного (и вместе с тем, футуристичного) «радо»-дизайна. Странно, что такие часы не появились раньше, ведь цифровая индикация гораздо ближе стилю Rado, чем стрелки. Можете убедиться в этом сами. Цена пока не объявлена, но она точно не опустится ниже 1000 Евро.
В более демократичной ценовой нише электроника представлена несколькими компаниями и в нескольких направлениях — от классики CASIO до авангарда NOOKA. A между ними — O.D.M., Fossil, Nixon и многие другие. Плюс постмодернистский проект японца Hironao Tsuboi — браслет, который лишь при нажатии на незаметную кнопку просвечивает время сквозь свои звенья.
1. Классическая модель CASSIO 2. Разноцветные модели O.D.M 3. Модель Fossil LED Disital 4. Часы Nixon Newton 5. Авангардные часы NOOKA 6. Японские часы Hironao TsuboiНа рубеже тысячелетий своеобразного эстетического «абсолюта» в облике электронных часов достиг Наото Фуказава — архитектор, дизайнер, основатель творческой лаборатории IDEO и человек, который придумал не один культовый продукт для сети магазинов MUJI.
Его LED Watch — это своего рода «чёрный квадрат» в мире электронных часов. К сожалению, эти часы существуют только в виде прототипов (в чёрном и белом вариантах).
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что интерес к электронным часам медленно, но верно возвращается. Когда-то бывшая откровением, часовая электроника затем подверглась гонениям, перешла в разряд полузабытой классики, а теперь вполне предсказуемо возвращается на авансцену. Нужны ещё доказательства?
Свой электронно-часовой проект в стиле ретро-футуризма совместно с российской часовой компанией Namfleg готовит Денис Симачёв. А совсем недавно я узнал, что в следующем году на рынке появится электронный Swatch. Добро пожаловать в «Новые семидесятые!»
Комментарии
Подписаться