11 марта в Москве стартует масштабный фестиваль «БезГраниц: тело, общество, культура». Его организаторы — социальный проект «БезГраниц», занимающийся проблемами восприятия инвалидности в обществе. Одна из важных сторон работы проекта — поддержка дизайнеров, разрабатывающих для людей с инвалидностью функциональную и элегантную одежду: для этого раз в год проект проводит международный дизайнерский конкурс BezGraniz Couture, а в остальное время — открытые для всех желающих воркшопы, где дизайнеры помогают гостям создавать одежду для себя и своих близких.

Один из таких воркшопов пройдёт 14 марта, вести его будут, помимо дизайнеров, директор проекта «БезГраниц», специалист по особой моде Янина Урусова и исследователь повседневного костюма, преподаватель Высшей школы экономики Линор Горалик. По нашей просьбе Горалик рассказывает о семи технологиях, тенденциях и концепциях, способных изменить в будущем не только особую одежду, но и повседневный костюм каждого из нас.

 

Универсальный дизайн

Концепция, подразумевающая создание вещей, которые одинаково подходят для максимального числа людей: и с инвалидностью, и без. Раньше эта концепция использовалась в основном применительно к окружающей среде и промышленному дизайну, но в последние годы к ней обращаются и при разработке дизайна одежды. Гигроскопичные ткани, магнитные застёжки, крой, сам способ надевать вещь — при правильной разработке вещь оказывается и модной, и удобной для всех, в том числе для людей с ограниченной подвижностью или другими проблемами. 

Линор Горалик о технологиях, применяемых в разработке одежды для людей с ограниченными возможностями. Изображение № 1.

 

Сенсорные аксессуары

Всё больше приспособлений, разрабатывающихся для незрячих и слабовидящих людей, оказываются одновременно и модными аксессуарами, и гаджетами, расширяющими наше представление о способах получения информации. Например, платье Flutter при помощи электронных чипов и замаскированных под элементы отделки усилителей «собирает» звуки и передаёт их слабослышащей хозяйке наряда. Другие гаджеты предназначены для слабовидящих: браслеты или кольца, превращающие информацию в покалывания или прикосновения. 

 

Фэшн-модели с инвалидностью

Явление, всё чаще встречающееся и в рекламе модных марок, и в промопроектах крупных универмагов, изначально было призвано, скорее, создать общественный резонанс вокруг «смелого» поступка маркетологов. Однако в последнее время сама идея демонстрации одежды, предназначенной для самых разных потребителей, закрепилась: оказывается, на неё отлично реагирует не только пресса, но и покупатели. Согласно некоторым статистическим исследованиям, по мере роста средней продолжительности жизни в вестернизированном обществе на фоне последних медицинских достижений каждый человек проводит в состоянии относительной инвалидности до 1/8 отведённого ему земного срока. Так что недавние кампании Diesel, Debenhams, Adidas и Marks & Spencer вполне подчиняются не только законам гуманизма, но и законам социализма.

Линор Горалик о технологиях, применяемых в разработке одежды для людей с ограниченными возможностями. Изображение № 2.

 

Ткани-мембраны

Такие ткани исключительно важны в разработке одежды для людей с усиленным потоотделением или для тех, кто не может менять позу в течение долгого времени. Поры в этих тканях устроены так, что не пропускают влагу внутрь одежды, но позволяют испаряться выделениям тела. Таким образом, можно избежать пролежней, опрелостей и инфекций. Уже сейчас из таких тканей начали создавать одежду для спортсменов и людей, работающих в экстремальных условиях, например для пожарных.

 

Лечебные ткани

Ткани, содержащие микрокапсулы с лечебными или тонизирующими веществами, которые способны проникать в кожу или обеспечивать эффект ароматерапии, активно используются уже сейчас. Например, платки и тюрбаны Asha создаются для онкологических пациентов, проходящих химиотерапию: размещённые в толще ткани микрокапсулы при трении раскрываются и выделяют вещества, уменьшающие потерю волос.

Линор Горалик о технологиях, применяемых в разработке одежды для людей с ограниченными возможностями. Изображение № 3.

 

Тематические татуировки

Продолжая тему: тело, пережившее ампутацию или травму, всегда было принято скрывать, но в последние годы всё больше людей с инвалидностью отказываются быть невидимыми. Многие говорят о новом освоении и обретении тела, переосмыслении его качеств. Татуировка оказывается одним из методов такого обретения — будь то татуировка, в которой на каждом пальце, кроме потерянного указательного, размещается одна из букв GOOD _UCK, или татуировка ветерана войны, указывающая дату и место получения травмы и сообщающая: «Сам я им не достался», или ирландские щиты на месте удалённых в ходе онкологической мастэктомии молочных желёз, или цветочный куст, вырастающий из хитросплетений ожога. Это, пожалуй, самая впечатляющая и радикальная часть всеобщего тренда, в рамках которого татуировки всё чаще становятся не просто рисунками, но осмысленной картой тела, рассказом о том, как хозяин этого тела мыслит себя и свои отношения с внешним миром.

 

Эстетизация протезов и приспособлений

Концепция, набирающая ход как в среде людей с постоянными особенностями строения тела, так и в среде тех, кто сталкивается с временными проблемами: переломами и травмами. Если на протяжении нескольких веков протезы и поддерживающие аксессуары должны были стыдливо притворяться «нормальными» конечностями или «нормальной» одеждой, то теперь на первый план выходят функциональность и индивидуальный вкус носителя. Протезы из LEGO, протезы тигриной окраски, шейные корсеты-воротники или беговые ноги, похожие на лапы инопланетянина, показывают, как меняется отношение к телу, превращая его из продукта социальных норм в личную собственность хозяина.

Линор Горалик о технологиях, применяемых в разработке одежды для людей с ограниченными возможностями. Изображение № 4.

 

Эти и другие темы будут обсуждаться на открытых лекциях, воркшопах и модных показах благотворительного фестиваля «БезГраниц» с 11 марта.

 

Линор Горалик о технологиях, применяемых в разработке одежды для людей с ограниченными возможностями. Изображение № 5.