Всех уже подташнивает от истории с рубашкой и слова «объективация», но мы всё-таки выскажемся ещё раз, чтобы ни у кого не оставалось сомнений на этот счёт. Более того, этим манифестом мы открываем серию материалов на FURFUR, в рамках которой будем разбираться, что же не так между мужчинами и женщинами, кто тут сексист, а кто феминист, кто кого объективирует и почему всё это важно.

Для начала последуем примеру коллег из Wonderzine, которые показали, что лучше всего иллюзию ясности создаёт формат «вопрос-ответ». Если вы всегда хотели узнать, но боялись спросить, какую же позицию журнал FURFUR занимает по ряду вопросов гендера, то вот он, наш катехизис.

 

 

 

 

 

   

Нам нравится жить в мире, в котором человек помнит о том, что у него есть тело, которое является в том числе и сексуальным объектом.

   

 

 

  

  

 

FURFUR — это же журнал для крутых парней про поп-культуру и дух свободы, зачем вам вообще как-то комментировать всю эту гендерную брехню?

Во-первых, мы для всех, а не для крутых парней. Но об этом уже было сказано не раз, и, хочется надеяться, читатели давно всё поняли. Во-вторых, гендерный дискурс в том или ином виде будоражил умы любого молодого человека примерно всегда. Просто если ещё несколько лет назад проклятые вопросы о месте мужчин и женщин в мире присутствовали где-то в пространстве вечных рефлексий о боге, государстве и человеке, то в этом году он очевидно стал одной из главных тем медиаполя и помыслить поп-культуру в отрыве от него уже едва ли возможно. Порноместь, геймергейт, задница Ким Кардашьян — словосочетание «мужчина и женщина» окончательно ушло от штампа из дерьмового мужского глянца к чему-то более глобальному и серьёзному. И это здорово.

 

То есть сексизм — это всё же плохо? 

Мы искренне придерживаемся этой позиции. Любая дискриминация человека на основе его расы, пола, внешнего вида или сексуальной ориентации не может быть оправдана. Женщины не должны получать меньше денег за работу, чем мужчины, женщины не должны становиться жертвами насилия, женщины не должны «выглядеть красиво», выходить замуж, рожать и воспитывать детей — они вообще ничего никому не должны. Как и мужчины. Любая борьба против несправедливости, социальной или гендерной, вызывает только уважение и чувство солидарности. Поэтому мы категорически не разделяем позиции некоторых читателей, которые, очевидно, считают феминизм каким-то экзотическим извращением родом из «прогнивших капстран».

 

О нет. То есть неужели вы ещё и феминизм поддерживаете?

Разумеется, ровно в той степени, в которой мы поддерживаем все движения, которые ставят своей целью добиться равноправия и искоренить насилие и неравенство. Без феминизма как части освободительных движений ХХ века развитый мир точно не достиг бы того уровня свободы слова и мысли, которые сейчас мы воспринимаем как должное. Подумайте об этом перед тем, как в очередной раз запричитать о «раскудахтавшихся активистах». 

 

Сексизм, феминизм и объективация: Как к этому относиться и почему это важно. Изображение № 1.

Сексизм, феминизм и объективация: Как к этому относиться и почему это важно. Изображение № 2. 

 

Стоп, но ведь вы сами выпустили ту колонку, в которой ругали феминизм?

Мы ругали не феминизм, а журналистов из The Verge и тех, кто с ними согласился. Трудно сдержаться, когда перед тобой очевидный пример перегиба, как в случае с заветной рубашкой. Когда в рамках какого-либо дискурса на неполитизированного представителя профессионального сообщества обрушиваются упрёки в «оскорблении чувств» за неверно выбранный паттерн рубашки и он вынужден публично оправдываться — это симптом нездоровой ситуации в обществе. Дело не в том, сажает ли мужчина модуль на комету или водит грузовик, а в том, что ему приписывают позицию, которую он никак не артикулировал, а определённая группа интересов берёт на себя функцию общественного контроля.

 

Дело как раз в этом! Проблема сексизма в научном сообществе стоит очень остро, поэтому и такая резкая реакция СМИ. 

В это поверить несложно, но мы стоим на том, что рядовой профессионал не обязан держать в голове наличие проблемы сексизма и соответствующим образом фильтровать свой гардероб. Каждый имеет право активно поддерживать или не поддерживать даже самое благое начинание. Скандал и обсуждение наболевшей проблемы — это всегда здорово, но это вовсе не значит, что их инициаторы заведомо правы.

 

Но на рубашке же, это, «секси тёлки» с надутыми буферами. Объективация как-никак.

Хватит пугать людей словом «объективация». «Объективация» — не равно «сексизм». Это всего лишь термин, вокруг границ которого до сих пор спорят психологи и культурологи. И он имеет отношение к более широкому неоднозначному феномену — сексуализированности массовой культуры.

Общепринятый набор эротических стереотипов работает в обе стороны — вместе с популярными стандартами женского тела существуют не менее властные стандарты тела мужского. Вопрос даже не в готовности, а вообще в способности человеческой культуры и психологии полностью отказаться от подобного рода предустановок, и если да, то какой ценой. 

У слова «объективация», кстати, существует не только сексуальный контекст — мы постоянно объективируем (то есть сводим к набору интересных или очевидных нам данных) других, вынося за скобки их чувства и желания. Плохо ли это? Наверное, да. Можно ли это искоренить? Определённо, нет.  

 

 

 

 

 

   

Зигмунд Фрейд со товарищи доказал, что ни к чему хорошему подавление плоти в угоду платоническому идеализму не приводит.

   

 

 

  

  

 

Но ведь с этим можно что-то делать, можно бороться за непредвзятое восприятие? 

Бороться стоит с нелегальной проституцией и насаждаемыми в семье, школе и по телевизору установками «выйди замуж/роди ребёнка», а не с тем, что мы воспринимаем друг друга как эротический объект. Так уж получилось, что мужчины и женщины одинаково любят секс и придают ему в жизни важнейшее значение. Вроде бы этот этап мы прошли ещё в прошлом веке — Зигмунд Фрейд со товарищи доказал, что ни к чему хорошему подавление плоти в угоду платоническому идеализму не приводит. Даже, казалось бы, безобидная формулировка «мы не запрещаем, а объясняем» выглядит в данном случае очевидным превышением полномочий.

Представьте себе общество, в котором обсуждение сексуальных аспектов жизни или чужих физиологических особенностей («Ну и сиськи!», «Ты видела его задницу?») — нечто постыдное, а любая сказанная тобой формулировка должна носить исключительно нейтральную коннотацию, чтобы, не дай бог, никого не обидеть. Похоже на антиутопию, не правда ли? 

Нам нравится жить в мире, в котором человек помнит о том, что у него есть тело, которое является в том числе и сексуальным объектом. Вы можете за ним активно ухаживать, стремиться к навязанным культурой стандартам, можете сосредоточиться на своем интеллектуальном, социальном или финансовом капитале и, как показывает практика, вряд ли будете стигматизированы обществом как безнадёжный аутсайдер.  

 

Звучит, конечно, разумно, но это всё не помешало вам использовать такие словосочетания, как «феминистский фашизм».

Да, не помешало. В том смысле, в котором к этому термину обращаются, чтобы обозначить любую радикальную позицию, начисто отвергающую критическое мышление и стремящуюся подчинить себе общий дискурс. Когда кто-то берётся судить, какое изображение женского тела — неприемлемое оскорбление чувств, а какое — искусство и культ красоты, это фашизм. Ему, кстати, свойственны некоторые логические провалы — например, от предмета одежды или порядка слов переходить сразу к статистике изнасилований или прочим argumentum ad Hitlerum.

 

Ага. Так всё-таки феминистки — сумасшедшие фанатики? 

Ничего подобного. Борьба за равные права и возможности для женщин — абсолютно необходимый этап развития общества. Просто, как и у любой важной идеи, в среде сторонников феминизма всегда найдутся хардлайнеры-миссионеры, которые вызывают отторжение у общества извне и одновременно притягивают внимание больше, чем умеренное большинство.

Мы, как выразился недавно кто-то в редакции, за первую поправку. Поэтому, когда посягают на возможность видеть мир по-своему, шутить плохие шутки или надевать дурацкие рубашки, мы немного расстраиваемся. Свобода во всех сферах жизнедеятельности, юмор и здравый смысл — вот традиционные ценности редакции FURFUR. Так победим!