В то время как индустрия развлечений методично эксплуатирует человеческую сексуальность, в феминистской литературе большое внимание уделяется проблеме объективации — восприятию женщины как бездушного инструмента для удовлетворения мужских потребностей. Удивительно, но согласно недавним психологическим исследованиям, не существует никакой линейной шкалы обесценивания женщины в восприятии мужчины, всё, как всегда, гораздо сложнее — редакция «Теорий и практик» перевела самые главные выдержки из важной статьи журнала Aeon, посвящённой исследованиям объективации, и поделилась ими с FURFUR.

  

 

В 2010 году в парижском Vogue появилась съёмка, которая вызвала большой резонанс во французском обществе: на развороте декабрьского выпуска были опубликованы снимки девятилетней девочки. Яркий макияж, вечернее платье, ювелирные украшения, туфли на высоком каблуке — всё, что обычно присутствует на модных фотографиях, украшало юную модель по имени Тилейн Блондо. 84% респондентов опроса общественного мнения, проведённого французским агентством, посчитали эти снимки унизительными. Политик Шанталь Жуанно обратилась во французский парламент с докладом под названием «Против гиперсексуализации: новая борьба за равенство», в котором потребовала ограничения возраста участников конкурсов красоты 16 годами и старше.

В том же году Американская психологическая ассоциация опубликовала доклад, в котором, в частности, отмечается, что сексуальная привлекательность постепенно становится основным критерием в оценке людей. Сексуализация приводит к домогательствам и овеществлению (или объективации) человека, то есть игнорированию его способности управлять собственной жизнью. Овеществление в феминистской литературе определяется в том числе и как отрицание чужой автономии и субъективности: человек воспринимается как не способный на самоопределение и лишённый чувств. В глазах наблюдателя он или она превращается в объект — кусок мяса, не имеющий внутренней жизни. Но согласно недавним исследованиям, когда мы овеществляем кого-либо, мы не воспринимаем его как объект неразумный, скорее, мы подразумеваем у него другой тип разума.

 

 

 

 

 

   

Когда мы овеществляем кого-либо, мы не воспринимаем его как объект неразумный, скорее, мы подразумеваем у него другой тип разума.

   

 

 

 

  

 

Большую часть дня мы проводим, гадая о мыслях других людей. Они могут думать о нас что угодно, но мы не способны напрямую ощутить их отношение. Курт Грей, помощник профессора в Mind Perception and Morality Lab Университета Северной Каролины, заинтересовался, как именно мы компонуем в уме информацию, выстраивая ментальный образ другого человека. Главное его открытие: мы можем прочувствовать боль или наслаждение другого человека, в отличие от его способности абстрактно мыслить и планировать свои действия. Иначе говоря, при объективации мы воспринимаем других людей как менее разумных, но более чувствительных.

Грей проводил такое исследование: испытуемым предложили 13 разных «персонажей» (человек, собака, робот и так далее) и попросили определить, насколько каждый из них способен чувствовать что-либо и насколько каждый способен себя контролировать. В процессе учёные обнаружили, что разные характеристики аккуратно классифицировались по двум признакам: опыт и способность к действию — или, по-другому, восприимчивость и компетентность. Дети и собаки, к примеру, определялись как чрезвычайно восприимчивые (к чувству голода, страха, боли) и некомпетентные (из-за ограниченной способности к самоконтролю и мышлению). Бог по результатам опроса оказался максимально компетентным, но бесчувственным. Здоровые взрослые люди отличались высокими показателями и той и другой характеристики. Грей понял: шкала нашей оценки разума другого человека не линейна, но обладает двумя измерениями.

В это же время другой учёный, экспериментальный философ Йельского университета Джошуа Кноб, исследовал схожие проблемы восприятия чужого разума. Согласно проведённому им опросу, люди с готовностью приписывают бестелесным корпорациям интеллектуальные способности вроде навыка принятия решений, но при этом отказывают им в обладании желаниями и способности чувствовать боль. Мы можем сказать, например, что какая-то компания собирается выпустить новый товар в январе, но никогда не скажем, что компания впадает в депрессию. Нами различаются как минимум две категории ума: способность абстрактного познания и способность получения субъективного опыта — то есть те же самые компетентность и восприимчивость. По Кнобу, главной причиной такого отношения стало отсутствие у корпораций тела, необходимого для физического ощущения и эмоциональных переживаний.

 

 

Что же такое сексуальная объективация на самом деле. Изображение № 1.

Снимок из книги «XXX: 30 Porn-Star Portraits»

 

Отправной точкой совместной работы учёных стало предыдущее исследование Грея. В его эксперименте участникам показывали фотографию и короткое описание мужчины или женщины. Персонажи изображались либо в виде головы, либо в виде обнажённого торса. Последних воспринимали, соответственно, как обладающих меньшей компетенцией, но более восприимчивых к чувствам и эмоциям. Следующей ступенью стало определение границы, после преодоления которой люди полностью овеществляются.

Для этого использовались снимки из книги «XXX: 30 Porn-Star Portraits», для которой Тимоти Гринфилд-Сандерс сфотографировал 30 порнозвёзд: сначала одетых, затем обнажённых, но в одинаковых позах и с одинаковыми выражениями лица. В ходе исследования выяснилось, что обнажённые порнозвёзды кажутся людям менее компетентными и более восприимчивыми, чем одетые. На одном из снимков актриса была изображена в особенно сексуальной позе, и люди приписывали ей чувственную восприимчивость в ещё большей степени. Предположительно, это было связано с концентрацией внимания наблюдателя на теле и связанных с ним удовольствиях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта обратная связь восприимчивости и компетентности может проистекать из общей склонности человека встраивать события в рамки. Мы разделяем разум, планирующий действия, и разум, ощущающий последствия этих действий посредством тела. В нашем восприятии это не одно и то же. Грей и его коллеги полагают, что современное понимание людей как интуитивных картезианских дуалистов, воспринимающих разум отдельно от тела, неверно. По их мнению, мы воспринимаем тело и часть разума, ответственную за ощущение, отдельно от другой части разума, ответственной за абстрактное познание.

Восприятие человека как тела, таким образом, не всегда приводит к овеществлению в буквальном смысле. Человек, скорее, дегуманизируется — превращается в чувственного зверя. Противоположностью такой анималистической дегуманизации становится дегуманизация механистическая: когда кажется, что человек лишён эмоциональной теплоты. Высококомпетентные люди, например, могут стать жертвами такого обращения.

Что же такое сексуальная объективация на самом деле. Изображение № 2.

Грей и его коллеги, кроме прочего, доказали, что и мужчины, и женщины дегуманизируются противоположным полом в равной степени, но в нашей культуре женское тело получает гораздо больше внимания, и женщины чаще страдают от подобного отношения.

Теоретики феминизма приложили немало усилий по изучению объективации — чаще всего в контексте порнографии. Марта Нассбаум, профессор права и этики в Университете Чикаго, рассказывает, что в порнографии модели не изображаются как лишённые чувств, им могут приписываться какие угодно желания и ощущения. Но дело в том, что порнография — лишь конструкт, ассортимент сценариев, на которые часто опираются и которыми ограничиваются мужчины в восприятии эмоций своих партнёров. Вместо того чтобы пытаться распознать их истинные желания, они защищают свои собственные фантазии, часто включающие в себя желание другого человека быть использованным. Это напоминает объективацию рабов в книге «Хижина дяди Тома»: белые рабовладельцы приписывают им любые эмоции, кроме тех, которые они действительно испытывают.

 

 

 

 

 

 

   

Объективацию нельзя приравнивать к сексизму или любой другой форме дискриминации.

   

 

 

 

 

 

 

Сексуализация, результат конкурсов красоты и современного медиаландшафта, ведёт к тому, что мужчины и женщины дегуманизируются в глазах других людей, что, в свою очередь, приводит к тому, что как объекты мы начинаем воспринимать и самих себя. Самообъективация, основанная на ценности собственного тела, ведёт к расстройствам пищевого поведения, сниженной самооценке, депрессии и сексуальной стереотипизации. Но как говорилось выше, объективация носит нелинейный характер: «Восприятие человека как тела не всегда приводит к овеществлению в буквальном смысле. Человек дегуманизируется — превращается в чувственного зверя».

Самый простой вывод, который напрашивается по итогам исследований Грея, заключается в том, что сексуальную объективацию никак нельзя считать формой сексизма или любой другой дискриминации, что пытаются нам навязать Wonderzine и радикальные феминистки. Объективация (даже исключительно сексуальная) — синтезированный термин и бесконечно многомерное явление, суть и влияние которого нам только предстоит исследовать и понять. А попытки свести всё в одну плоскость приводят к непоследовательности суждений или беспочвенному морализаторству.

Прочитать выдержки из статьи подробнее на сайте «Теорий и практик».
Прочитать статью в журнале Aeon.