Герои
«Сосиска — это я»: Репортаж со Всероссийского конкурса травести в Сочи
Несколько лет назад моя подруга Зарина оказалась на Всероссийском травести-конкурсе «Дива» в сочинском клубе «Маяк». Если объяснять на пальцах, то это такое шоу, когда куча мужиков толпятся в тесной гримёрке, надевают огромные накладные груди, рисуют друг другу губы, красятся яркими красками и выступают под видом женщин на сцене. В начале этой осени Зарина позвала меня в Сочи, чтобы самому всё это увидеть и снять короткий фильм о конкурсантах.
Видео: Зарина Кодзаева и Андрей Носков
Текст: Зарина Кодзаева и Андрей Носков
Меня поразила сама мысль о том, что такой фестиваль существует. Как вообще возможно, что в городе олимпийской славы, где буквально недавно Россия целый месяц доказывала цивилизованному миру, какая мы великая нация, здоровая телом и душой, собираются безнаказанно и не первый год (точнее, седьмой раз) те, о ком рядовые россияне стыдятся рассказывать детям? И не просто собираются, а целых три дня организованно празднуют, выступая в женских нарядах на сцене, а тому, кто в этом преуспеет лучше остальных, полагается награда.
Зарину же глубоко тронула история одного из участников: в 20 лет он приехал на фестиваль из Мурманска и выступил под псевдонимом Лайза. Неожиданная победа в конкурсе и новообретённая работа подтолкнули парня окончательно перебраться в Сочи. Зарина была поражена его грацией и пластикой; наблюдая за Лайзой перед выходом на сцену, ей казалось, что в нём куда больше женского, чем в ней самой.
За подобной историей мы и отправились: первые курсы вуза, что-то мешает поделиться с близкими своим талантом, потом признание на всю страну в Сочи и новая жизнь, новые друзья, гастроли. Без денег и без жилья, но с поддержкой директора клуба «Маяк», мы приехали на поиски трогательного героя.
С вокзала мы сразу отправились в клуб — искать человека, который станет персонажем нашего ролика. Мы провели три съёмочные ночи и успели поговорить со многими травести. Все они оказались закрытыми и выдавали фразы как будто из пресс-релиза об их жизни, не пуская за границы вымышленного ими образа. Каждый видел себя актёром и объяснял, что травести-образ — это ремесло, профессия. Они не переодеваются из-за любви к искусству или тонкой душевной организации — это в первую очередь способ зарабатывать на жизнь, а потом уже самовыражение.
Общаясь с работниками бара, мы узнали, что во время Олимпийских игр в «Маяк» постоянно наведывались зарубежные репортёры. Они успели взять сотни интервью, пытаясь узнать, насколько плохо живётся геям в России, не испытывают ли посетители трудностей с законом и вообще как местные власти спокойно спят, когда в городе работает такой ночной клуб. И бармены, и официанты, и травести-актёры оказались более довольными своей жизнью, чем ожидали журналисты — они-то хотели рассказать миру об ужасной России и её людоедских законах, а людям из «Маяка» живётся не так плохо. Однако эти же сотрудники бара, как и его посетители, жаловались на то, что из-за Олимпиады многие сочинцы лишились бизнеса или работы, цены стали ещё выше, а после Крыма местные опасаются, что и туристов станет меньше.
«Маяк» оказался по-своему прекрасным, но совсем не похожим на то, каким его запомнила Зарина. Мы попали в почти обычный бар, куда приходят толстопузые дядьки с жёнами, которым уже скучно ходить в гости, толпы милых девушек и, в отличие от многих провинциальных баров, их друзья-геи. Играет бесконечная русская попса, курят кальян на пару, но к пяти утра «Маяк» превращается в типичный российский кабак с небольшими поправками, где на танцполе танцуют три лесбиянки, два дальнобойщика, пять стилистов и чья-то мама. Время от времени всё это напоминало русскую свадьбу без самой свадьбы: весело, самоотверженно и хаотично, но без той поэзии и романтики, без той лирики, которую мы искали.
После нескольких съёмочных ночей мы так и не поняли, о ком наш материал. Каждое утро отправляясь отсыпаться на городской пляж, я старался не думать, что наши усилия могут оказаться бессмысленными. На третий день после сна мы в очередной раз отсматривали отснятое и заметили, что в кадр попал молодой официант, который обожающими глазами глядел в гримёрке на травести. Вдохновения в его взгляде было больше, чем у всех артистов, вместе взятых, поэтому мы нашли его номер и договорились встретиться на пляже. 19-летний Руслан оказался как раз тем, кого мы искали: он дружит со многими травести-актёрами, сам пробовал выступать под псевдонимом Лана Боско и мечтает о большой сцене. Он поделился с нами своей историей, которая и звучит в кадре.
Комментарии
Подписаться