Мрачное русское бессознательное породило не только обширное литературное и кинематографическое наследие, но и повлияло на музыку, правда, в меньшей степени. Почему-то отечественные музыканты предпочитают обращаться к западному фольклору или образам, почерпнутым из голливудских хорроров, нежели заглянуть в глубокий колодец российских жутких быличек и сказок.
Сектор Газа
Группа, прославившаяся своими матерными юмористическими зарисовками из сельской жизни, не забывала поминать в песнях ночь перед Рождеством, вурдалаков и прочую нечисть отечественного разлива, поджидающую во тьме лесов и за порогом избы. Впрочем, по-настоящему страшных песен на эту тематику у Юрия Хоя раз-два и обчелся, но те, которые есть, действительно нагоняют жути.
Сектор газа — Нас ждут из темноты
Сруб
Созданный под впечатлением от музыки группы «Утро», новосибирский проект «Сруб» быстро занял пустующую нишу русского хтонического постпанка, сблизив городских хипстеров с вещунами из замшелых землянок. И если музыка здесь напоминает о русских корнях лишь изредка, то от текстов песен с сочными и запоминающимися образами веет настоящим исконно русским ужасом.
Сруб — В ту ночь звонили колокола
Во скорбях
К сожалению, ныне не существующий российский funeral-doom-проект с сильными фолковыми влияниями, использующий в качестве текстов песен оригинальные старорусские погребальные причитания и плачи. В сочетании с густым, плотным саундом и утробным вокалом эти печальные песни оказывали совершенно похоронный эффект, вызывая в сознании образы сырых разрытых могил, чёрных домовин и мрачных славянских божеств, взирающих из мрака забвения на живущих.
Во скорбях — Батюшка
Оцепеневшие
Проект, который впервые был представлен публике на лекции Юрия Мамлеева, просто не мог не оказаться в этом списке. Музыканты группы, по их собственному утверждению, «заворожены прорехами в заборе бытия, из которых веет несусветный сквознячок, что особенно внятен русскому человеку», так что их музыка, простирающаяся от вкрадчивого дроун-эмбиента до сырого блэк-метала, заглядывает в такие глубины русского бессознательного, где уже нет ни русского, ни бессознательного, а лишь одна только непроглядная темнота и скрежет зубовный.
Оцепеневшие — Окстись
Старуха Мха
Главный проект покойного Романа Сидорова, выпустивший всего два альбома. Дарк-эмбиент, инспирированный мрачными лесами и языческими ритуалами, сыгранный с использованием минимального оборудования, что только придало звуку самобытности.
Старуха Мха — Над тихой водой
Шумы России
Один из лучших noise-ambient-коллективов России, густо замешанный на исконно русском подсознательном. Чёрные поля в октябре, замерзшие в степи путники, проржавевшие вагоны, мчащиеся от Калининграда до Владивостока, тоска, отчаяние, холод, боль.
Шумы России — Тоска, отчаяние, холод, боль
New Orthodox Line
Сайд-проект основателя «Шумов России» Игоря Солнцева, играющий «экспериментальную электронную музыку в русле православной традиции». Православие здесь, правда, не то, что с золотыми куполами церквей и батюшками на «Мерседесах», а скитническое, монашеское и мрачное донельзя. Местами довольно агрессивная музыка, при этом весьма медитативная и умиротворяющая, как северная русская природа.
New Orthodox Line – Всем Святым
Шесть мёртвых болгар
Архангельский экспериментальный коллектив, недавно совершивший реюнион, создаёт музыку, вдохновлённую непроявленной городской мистикой российского провинциального города. За некоторой скоморошеской маской прячется настоящий экзистенциальный ужас аварийных домов, тёмных переулков и суровых прохожих, засыпанных снегом. В общем, настоящие русские Coil.
Шесть мёртвых болгар — Мой Костер В Тумане Светит
Егор Летов
Всё творчество Летова — это психоделия, выстраданная и выращенная на исконно русском, сибирском субстрате, так что выделять какой-либо его проект отдельно было бы неправильным. Но, на наш взгляд, наиболее полно русский народный хтон нашёл своё отражение в шаманско-скоморошеском заклинании «Прыг-скок» с одноимённого альбома.
ЕГОР И О****ЕНЕВШИЕ — ПРЫГ-СКОК
Комментарии
Подписаться