Культура
Как блогосфера отреагировала на новый перформанс Петра Павленского
На прошедших выходных российский художник Петр Павленский кухонным ножом отрезал себе мочку правого уха, взобравшись на крышу института имени Сербского в Москве. Акция художника «Отделение» символизировала несостоятельность современной принудительной психиатрии, используемой в качестве дисциплинарных мер отечественной судебной системой.
Сам Павленский написал о своем перформансе так: «Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы. Ампутированный фрагмент никогда не вернется на прежнее место, если формалин не сохранит его для научного изучения — перед ним остается разложение. Умерли дьяволы, бесы и прочая нечисть, но их смерть породила тварь еще ненасытнее в своем служении букве закона. Ментальная болезнь. Институт психиатрии — аппарат исключения, который общество не сможет исключить, пока не избавится от веры в нового демона».
Спустя пару часов после акции в Facebook появился пост адвоката Петра Павленского Динара Идрисова, где тот также прокомментировал перформанс своего клиента.
Снимали с крыши государственного центра психиатрии и наркологии художника прибывшие по вызову правоохранители. Среди более-менее нейтрально осветивших акцию изданий и поддержавших перформанс Павленского людей были несколько оппозиционных СМИ и участница коллектива Pussy Riot Надежда Толоконникова.
Петр #Павленский отрезал себе мочку уха на крыше Центра имени Сербского http://t.co/AvEQNsmL6R Крутой чел! pic.twitter.com/XOYjzgkJ9x
— Грани.ру (@GraniTweet) 19 октября 2014
С другой стороны, российский Твиттер шутил о том, что перформанс Павленского — «агентурная работа Кремля» для отвлечения внимания от пропавшей российской подлодки близ берегов Швеции:
Агент ФСБ Павленский отрезал себе ухо, чтобы отвлечь мир от русской подлодки
— Достоверкин (@dostoverkin) 19 октября 2014
павленский - агент кремля, призванный отвлечь всех от затонувшей у берегов швеции подводной лодки с псковскими подводниками
— _ (@sobaka__) 19 октября 2014
Тем не менее, подавляющее большинство пользователей сети реагировали на новое появление Петра Павленского саркастично и негативно, вплоть до прямых оскорблений:
Ошибся, ошибся #Павленский! Лучше бы он себе мошонку отрезал, а мочку уха прибил.
— namanjet (@namanjet) 20 октября 2014
#Павленский однозначно больной человек. Художник яйцеух.
— Alsndr (@A_Kapuchini) 19 октября 2014
@govoritmsk Но мне странно, что этого недолеченного чудика называют художником. Что в его выходках художественного? #Павленский
— Лёша Лексус (@lesha_lexus) 20 октября 2014
Идиот“@PravdaRu: ВИДЕО: Как"художник"#Павленский приложил ухо к гениталиям http://t.co/61mfEdLSl7 Мужик уходит от нас по частям... #новости”
— Алиса (@alisa825) 19 октября 2014
@apodolskyLaw @onlinekpru Лучше бы #Павленский себе голову отрезал. Вышло бы пафоснее, чем отрезание отростка его головы.
— Sergey M. (@Sergey_Mac) 19 октября 2014
Российские оппозиционные и прокремлевские СМИ традиционно осветили ситуацию по-своему: если первые пытались понять художника и найти смысл в содеянном, последние выпускали авторские заметки с громкими заголовками, акцентировали внимание на нелепости перформанса и писали о невменяемости Петра.
Петр Павленский стал известен в 2012 году, когда в рамках акции «Шов» зашил себе рот в знак солидарности с группой Pussy Riot. Следующим перформансом художника стала акция «Туша», в ходе которой Петр забрался в кокон из колючей проволоки, оставленный возле входа в Законодательное собрание Петербурга. Третья наиболее известная акция Павленского, «Фиксация», была приурочена ко Дню полиции и получила наибольший сетевой резонанс. В ее рамках Петр прибил гвоздем собственную мошонку к Красной площади, аллюзируя таким образом фатализм и апатию современного российского общества.
Комментарии
Подписаться