Культура
Как советская пресса травила качков
В прессе их называли эгоистами и агентами Запада. Врачи пугали импотенцией и впадением в гомосексуализм. Спортсмены официальных видов спорта кривились: «У бодибилдеров дутые мышцы, в них нет силы». А комсомольские активисты всех рангов и мастей устраивали товарищеские суды: «Сегодня мы судим нашего недавнего товарища за то, что он продался Западу, стал качать мышцу и назвал себя культуристом».
FURFUR продолжает серию статей по истории советского культуризма. Как нападали на качков коммунистические СМИ? Почему тяжелоатлеты предали братьев по штанге? Как один уголовный процесс 1977 года дал старт охоте на качалки по всей стране?
Газеты врать не будут
Евгений Колтун, один из первых бодибилдеров в СССР, так вспоминал типичный наезд советской газеты на культуризм:
«Фотографировали, например, фрагмент бугристой от мышц руки Билла Перла. И сопровождали его таким текстом: „«Мистер Трицепс» до умопомрачения качает одну руку, когда же он работает? Но зато он станет «Мистером Америка». После этого читателям представлялся этакий уродец с одной накачанной рукой“ (из интервью Колтуна журналу «Железный мир»).
Рупором антипропаганды культуризма в СССР стала газета «Советский спорт». Впервые она обратила свой взор на качков в конце 1960-х. «Троянский конь культуризма», «Репей в конфетной обёртке» — заголовки статей о новом виде спорта говорили сами за себя.
ЕВГЕНИЙ КОЛТУН
бодибилдер
Билл Перл
Но апогеем травли стал сентябрьский материал 1977 года под названием «Излом». Поводом для него послужило судебное дело об убийстве в московской студии атлетизма «Муромец».
Обвиняемый Владимир Бурилов занимался в подвальной студии, там же выпивал после тренировок («Пил по-чёрному и тренировался по-чёрному. Здорово раскачался!» — сообщили его знакомые корреспонденту «Советского спорта»), там же убил другого атлета, тоже пьяного. Пока тот спал, Бурилов придавил его грифом от штанги и несколько раз ударил по голове 32-килограммовой гирей. «Он мешал мне спать», — сообщил обвиняемый следствию причины убийства.
Культуриста признали невменяемым и отправили на принудительное лечение. А автор «Советского спорта» задался целью выяснить: что это за подпольные студии такие, куда берут безо всяких справок невменяемых и где пьют после тренировок?
Результатом и стал «Излом» — статья, после которой для подпольных качалок Союза настали трудные времена. По разным оценкам, только в Москве в период с осени 1977 до лета 1978 года были закрыты от половины до 2/3 студий «атлетической гимнастики», как называли тогда культуризм.
Что это за подпольные студии такие, куда берут безо всяких справок невменяемых и где пьют после тренировок?
Излом
Довольно быстро «Советский спорт» нашёл и другие следы криминальной активности культуристов из студии «Муромец»: «В 1975 году был осуждён Каленов, который так, от избытка сил, „снёс“ челюсть незнакомому мужчине. В декабре прошлого года „отличился“ Фасонов — „Деловой“, как его называли в студии».
После этого автор репортажа сам пошёл по подпольным качалкам. «Культуристический хмель отравляет и отупляет человека не меньше, чем спиртное, — пишет он. — Рабы мышц настолько увлечены собой, что чужое горе их не трогает».
Ниже он приводит примеры «отупляющего» воздействия культуризма на советского человека:
«— Спасибо, что пришли, — обрадовалась мать культуриста Фёдора Сазонова (фамилию я изменил). — Вот, полюбуйтесь: все эти полки были уставлены замечательными книгами, а теперь видите — ни одной. Продал... Такой был любознательный, а сейчас ничем не интересуется. Из института ушёл с третьего курса. Компании, попойки. 32 года, а жениться не думает... Скажите хоть вы, что же это за спорт таков — культуризм?
Объяснить было несложно: благо недоучившийся инженер на книжных полках в две стены „со вкусом“ расположил „наглядные пособия“ — увеличенные фотографии (переснятые из журналов) позирующих „мистеров“ и „миссис“ — „Америка“, „Юнивёрс“, „Олимпия“.
Похоже, потерянным человеком стал для матери технолог Сазонов. Похоже, не доведётся ей понянчить внуков...»
«Не в восторге от культуристов и их коллеги по работе.
— Если говорить начистоту, большим хамом стал, как приобрёл мускулатуру, — сказали мне о слесаре Филонове. — В кино или ещё куда с ним лучше не ходить. Все знают. Обязательно к кому-нибудь пристанет. Как же! Силу надо показать... Раз парнишку приподнял одной рукой и на другое место переставил… Как раздулся от накачки, возомнил о себе».
«Недоучившийся инженер на книжных полках в две стены „со вкусом“ расположил „наглядные пособия“ — увеличенные фотографии (переснятые из журналов) позирующих «мистеров» и „миссис“ — „Америка“, „Юниверс“, „Олимпия“».
Чем пугали советских культуристов?
1. Мышца дутая
Неизвестно, кто первым запустил в массовое сознание байку о дутой мышце культуристов. Вероятно, это сделали люди, сами имеющие отношение к спорту и к тяжёлой атлетике. По воспоминаниям советских культуристов, в среде официальных спортсменов в 1960–1970-е существовало предубеждение: упражнения с гантелями только раздувают мышцы у атлетов, но не прибавляют им силы. Культуристы много раз опровергали этот миф, побеждая в силовых дисциплинах. Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях, например, Евгений Колтун, «отец» бодибилдинга в Сибири.
2. Гомосексуализм
Не секрет, что в американском бодибилдинге присутствовал некоторый процент гомосексуалистов. При этом они, пользуясь свободой нравов, своей ориентации не скрывали. Дмитрий Иванов в одной из статей для «Советского спорта» описывает поездку в Америку со сборной тяжелоатлетов. Со сборной поехал секретарь комсомольской организации. Для него американский бодибилдинг стал шоком: шуточки на гомосексуальные темы, иногда кокетство качков — всё это повергло комсорга в ужас.
В Союзе этот стереотип закрепился прочно: если любуешься собой, стоя в одних плавках перед зеркалом, — наверняка гомосексуалист.
3. Криминал
«Советский спорт» рисует качалку как сборище хулиганов и преступников. В действительности же инцидент со студией «Муромец», где судили культуриста, был исключением, а не нормой. Культуристы называют атмосферу тех лет как братство — качки знали друг друга. Занимаясь в студии, старались не раздражать лишний раз соседей и начальство ЖЭКов. Алкоголь пили очень немногие, и, как правило, максимум, что позволяли себе, — пиво.
Штангисты против
Журналиста, писавшего разоблачительные статьи про культуризм, звали Дмитрий Иванов. Этот человек был сам знаком со штангой не понаслышке. Чемпион мира в тяжёлой атлетике 1954 года, двукратный чемпион Европы и СССР, обладатель четырёх мировых рекордов Иванов пришёл в газету «Советский спорт» уже в зрелом возрасте. Окончил журфак, быстро сделал карьеру по партийной линии.
Помимо прочего, Иванов — автор ряда книг по тяжёлой атлетике. В одной из них он вспоминает, как сам начинал наращивать силу: поднимал утюги, чугунные ломики. Фактически это был тот же бодибилдинг, против которого он спустя 20 лет ополчился. Авторитет Иванова в спортивных кругах привлёк к кампании против культуризма других штангистов. В их числе был Григорий Новак, первый в СССР чемпион мира по тяжёлой атлетике.
Поначалу Новак покровительствовал культуристам. Но, как свидетельствовал Иванов, стоило чемпиону посетить подвальный зал «Нарцисс» на Ленинградском проспекте, он пересмотрел свою точку зрения. В своей кампании Иванов задействовал и медиков. По его просьбе посетителей «Нарцисса» обследовал врач районного физкультурно-спортивного диспансера. У всех, пишет Иванов, оказалось повышенное кровяное давление. Кроме того, один из подпольных атлетических залов он обнаружил в помещении автомастерской. Всё вместе это дало повод заявить о вреде культуризма для здоровья.
«Имя Д. Иванова в те годы вызывало тошнотный рефлекс у всех, кто знал реальную картину с бодибилдингом в СССР, — пишет на форуме Ironman Леонид Остапенко, тренер, исследователь бодибилдинга и очевидец событий тех лет. — Я даже знаю культуристический клуб, члены которого сбросились на то, чтобы заказать рогожу с портретом этого деятеля. Каждый входящий в качалку вытирал об неё ноги».
Дмитрий Иванов (в центре)
Суд идёт
Популярным способом расправы над культуристами в СССР стали так называемые товарищеские суды. Учебник «Суд и правосудие в СССР» так описывает их функцию и принцип работы: «Товарищеские суды представляют коллектив предприятия или организации. Они ведут воспитательную работу путём убеждения и общественного воздействия. Рассматривают в том числе дела о нарушениях норм коммунистической морали».
Одним из первых на суд товарищей угодил тюменский культурист Евгений Колтун, чьи фотографии появились в американском журнале Muscle & Fitness. Культуриста вызвали в партком индустриального университета (ныне — Тюменский нефтегазовый университет), где он трудился, и посоветовали чаще вспоминать закон о государственной тайне. Культурист ответил, что снимки попали в западную прессу без его ведома — его сфотографировали на соревнованиях — и сам он сношений с иностранными корреспондентами не имел.
Через товарищеские суды прошли и некоторые культуристы московских студий, которые громил «Советский спорт». Впрочем, официальной информации об этих случаях немного. В основном она передаётся современными качками из уст в уста в виде легенд.
«Моего тренера в 1970-е вызвали на ковёр. Сказали: если не прекратите занятия — вас уволят с работы и найдут статью, чтобы посадить. И тогда тренер — а он был тогда молодой и жал лёжа 180 кило — достал из рабочего халата заводскую чугунную заготовку и согнул её в узел на глазах начальства. После этого от него отстали навсегда». Такими историями, где правду не отличить от вымысла, сегодня полны подвальные качалки и интернет-форумы.
«Тренер — а он был тогда молодой и жал лёжа 180 кило — достал из рабочего халата заводскую чугунную заготовку и согнул её в узел на глазах начальства. После этого от него отстали навсегда».
Комментарии
Подписаться