К 30-летию черепашек-ниндзя и премьере нового фильма FURFUR подготовил ультимативный гид по вселенной черепашек и истории появления франшизы. Так что, выражаясь словами Леонардо, позвольте мне рассказать вам историю.
Из глубокого уважения к франшизе мы решили оформить этот материал в стиле, наиболее близком к письмам создателей черепашек, которые сопровождали все оригинальные комиксы. Поэтому повествование будет вестись от первого лица преданного фаната черепашек, что, впрочем, не исключает моего критического настроя и объективности.
Краткая биография главных героев
Если сказать детям, что черепашек 30 лет назад придумали два самых обычных иллюстратора из Нью-Гэмпшира, они посмотрят на вас как на сумасшедших. Как можно создать реальных героев, которые всегда жили и будут жить в канализации. Так считал и я, каждый раз с опаской поглядывая на сливное отверстие в своей ванне и втайне надеясь, что оттуда когда-нибудь выпрыгнет Микеланджело (если честно, я мечтаю об этом и сейчас). Но историю появления самих черепашек мы все знали в детстве наизусть, а тот, кто был не в теме, играл на другой детской площадке.
Эта история довольно проста, но если копнуть поглубже, окажется, что все наши познания о зеленоголовых мутантах являются в основном собирательным образом из мультсериала 1987 года. Между тем, большинство знакомых по нему героев никогда не фигурировало в оригинальных комиксах, а основные сюжетные моменты были специально упрощены с учетом детской аудитории. Но основа истории во всех продуктах франшизы в целом остаётся неизменной и легко укладывается в одно сложносочинённое предложение: обычные домашние черепашки мутировали в здоровенных качков под воздействием мутагена, Сплинтер, по аналогичной причине превратившийся в интеллигентную крысу в кимоно, воспитал их, обучил философии ниндзюцу и поставил задачу уничтожить своего давнего врага Шреддера и других представителей тусовки зла.
Этот синопсис тонкой красной линией проходит через все комиксы, фильмы, игры и мультсериалы с самого первого дня появления черепашек. Я неустанно рассказывал его одногруппникам в детском саду, старшим братьям и родителям — всем, кто был готов меня выслушать. Рассказывал, совершенно не представляя, кто их придумал. А вы можете назвать их имена, не заглядывая в Google и следующее предложение? Их зовут Кевин Истман и Питер Лэрд! Так случилось, что популярность черепашек просто перешагнула через своих создателей и начала жить отдельно от них, как взрослые дети, отселяющиеся от родителей. Поэтому сначала я предлагаю разобраться с главными героями этой вселенной.
первый эскиз истмана и лэрда
Леонардо
Неформальный лидер отряда, самый справедливый и уравновешенный из четырёх героев — иногда даже слишком, что делает его слегка занудным. Носит синие повязки, а в качестве оружия использует две катаны. Именно поэтому мы всегда в своих играх старались быть Леонардо. Мы ещё ни разу не видели ни «Джоконду», ни «Тайную вечерю», но прекрасно знали, что, как и все остальные братья, он получил от Сплинтера имя в честь мастеров эпохи Возрождения. Почему именно итальянская живопись? Согласно новому фильму, так их назвала Эйприл О’Нил, но по канону комиксов сэнсэй случайно нашёл красочный альбом с картинами этих художников в груде мусора, да и разве можно придумать что-то более оригинальное!
Донателло
Мозг команды, высшая ступень развития гика — мускулистый ботаник. По традиции носит фиолетовые повязки и дерётся с помощью бокена — длинной палки из бамбука. Именно благодаря Донни у черепашек есть свой навороченный фургон, дирижабль, компьютер и куча других технологий. Но как учёный-любитель ещё чаще он становится причиной различных технологических катастроф — у него постоянно что-то горит и взрывается, а берлога черепах из-за этого перманентно находится в дыму. В комиксах IDW Publishing в результате тяжёлой аварии он получил массивное кибертело. Но создатели нового фильма пошли ещё дальше и нацепили на него ранец в стиле охотников за привидениями, очки и гарнитуру с камерой и электронным моноклем.
Рафаэль
Мускулы команды — отличается вспыльчивым и жёстким характером, а также парой острых сай, то есть кинжалов. Раф визуально наиболее близок к классическим образам черепашек, так как изначально все они изображались на обложках комиксов с красными повязками. В большинстве комиксов и мультсериалов изображается в образе перекачанного брутала с неуравновешенной психикой. Он часто противоречит Сплинтеру и оспаривает решения Леонардо, предпочитая делать всё по-своему, что иногда приводит к большим и малым проблемам. В новом фильме это доведено до абсолюта — но в самом конце он перед всеми извинится и расплачется.
Микеланджело
Майк — юморист в оранжевых повязках, самый непосредственный и беззаботный член команды, больше всех остальных обожающий пиццу, видеоигры, комиксы, скейтборд и прочие продукты медиакультуры. Тренировкам и беготне по крышам предпочитает спокойный вечер у телевизора. Можете быть уверены, что основная доля юмора в новом фильме будет исходить именно от него. Но несмотря на внешнюю расслабленность и пофигизм, в бою он безжалостно уложит любого парой своих нунчаков.
Возможно, его вальяжность и самоуверенность объясняется тем, что Кевин Истман нарисовал его раньше других черепашек, сделав вот такой набросок карандашом. Из-за отсутствия пальцев нунчаки у него были примотаны к рукам. Вот умора, правда?
Сплинтер
Наставник и отец черепашек, в совершенстве владеющий восточными единоборствами. По словам Кевина и Питера, они придумали Сплинтера, опираясь на сэнсэя Stick из «Сорвиголовы» Фрэнка Миллера. Есть две версии его появления: согласно оригинальному комиксу, он был домашней крысой мастера ниндзюцу Хамато Йоши, научившейся всему от него; в мультсериалах 1987 и 2012 года он сам был Хамато Йоши, изгнанным из клана. Но Бэй и Либесман всё значительно упростили в своём фильме, сделав Сплинтера обычной подопытной крысой в лаборатории отца Эйприл О’Нил. Так или иначе во всех версиях его история плотно связана с Ороку Саки, в широких кругах известным как Шреддер, и мутагеном, превратившим его в большую крысу в кимоно. В начале 2000-х авторы четвёртого тома комиксов Mirage Studios позволили ему мирно умереть от старости, но уже в 2011-м сценаристы IDW Publishing снова возродили его, потому что взвешенная мудрость Сплинтера является главным и едва ли не единственным источником морали во всей серии.
Эйприл О’Нил
Очаровательная репортёрша в жёлтом комбинезоне с Шестого телеканала, какой все привыкли воспринимать Эйприл, в оригинальных комиксах не имела никакого отношения к журналистике и телевидению. Она дебютировала в 1984 году во втором номере первого тома комиксов Mirage Studios и работала в компании Бакстера Стокмана над созданием «маузеров» — роботизированных охотников на мышей. Пронырливой телеведущей она впервые предстала в мультсериале 1987 года. В разных версиях её изображают с небольшими вариациями, но она всегда отличается рыжей шевелюрой, жёлтыми шмотками и большой любовью к черепашкам — по канону она была первым человеком, оказавшимся посвящённым в зелёный секрет ниндзя. Возможно, Меган Фокс не самый идеальный кандидат на её роль, но, учитывая довольно простой характер персонажа и развлекательный формат фильма, она без труда справилась с образом привлекательной и скандальной журналистки.
Шреддер
Главный антагонист серии, скрывающийся под устрашающими доспехами. Его настоящее имя — Ороку Саки, и, согласно разным версиям, он: убил Хамато Йоши, после чего его домашняя крыса Сплинтер сбежала в нью-йоркскую канализацию; подставил Хамато Йоши и стал причиной его изгнания из клана Ноги и последующей мутации в огромную крысу. В общем, довольно мерзкий тип — не зря он занимает 39-е место в топе главных злодеев по версии IGN... У-у-упс!.. О... Привет, Шреддер... Шреддер?.. Шреддер, нет, опусти этот меч!.. Это была всего лишь шутка!.. Нет!.. НЕ-Е-Е-Е-Е-ЕТ!!! ВЖИК ВЖИХ ААААРРРГГГХХХ!!!!!
ДА, ДА... Я всего лишь пошутил, то есть пошутил, реконструировав часть письма Кевина Истмана из переиздания пятого номера TMNT. Фанаты оценят. Есть здесь такие?
Идея его создания пришла Истману на кухне маленькой квартирки в Довере, штат Нью-Гэмпшир, когда он игрался с тёркой для сыра во время мытья посуды после ужина — он сказал своему соквартирнику Питеру Лэрду: «А почему бы нам не сделать героя, который будет носить такие штуковины на руках и ногах, чтобы фигачить ими людей — назовем его Человек-тёрка!» Концепцию слегка доработали, а самого Шреддера убили в первом же номере, так как не планировали выпускать второй. Кевин и Питер даже не предполагали, что кому-то взбредёт в голову сотнями раскупать их самиздатовский комикс о приключениях зелёных рептилий-ниндзя, да ещё и требовать переиздания с увеличенным тиражом.
В новом фильме Шреддера нарядили в устрашающий экзокостюм в лучших традициях трансформеров — это однозначно пошло ему на пользу, так как сегодня классические доспехи с шипами смотрелись бы в кино довольно комично.
Рокстеди и Бибоп
Брутальные мутанты, впервые появившиеся в культовом мультсериале 1987 года с подачи самих создателей черепах. История этих двоих вполне подошла бы для фильма Кроненберга или передачи на НТВ. В качестве ответа черепашкам Шреддер создает своих мутантов, скрестив носорога и кабана с членами уличной банды — тупым блондином и панкующим афроамериканцем. Обоих героев точно не будет в новом фильме, но вероятность их появления в сиквеле очень высока — судя по заявлениям создателей, они станут главной особенностью следующей части.
Крэнг
Говорящая субстанция с глазами, похожая не то на мозги, не то на плохо прожаренную котлету по-киевски — по крайней мере, мы в детстве всегда так думали. Как выяснилось значительно позже, на самом деле это желеобразный инопланетянин с щупальцами, прилетевший на Землю из Измерения Х. Впервые он появился в третьем номере первого тома комиксов Mirage Studios — точнее, это была целая армия дружелюбных представителей инопланетной расы утромов, заправляющих секретной лабораторией TCRI. Но создатели мультсериала 1987 года оставили лишь одного и превратили его в злого и раздражительного союзника Шреддера. Единственное, чем он занимается на протяжении всех десяти сезонов мультсериала, так это шляется без дела в смешном экзокостюме по передвижной крепости Технодром, злобно верещит на окружающих и раздаёт Шредеру указания по истреблению черепах и захвату мира. Создатели мультсериала 2012 года снова вернулись к концепции большой армии инопланетян, что добавило ему большую долю эффектности. В фильме ни Крэнга, ни утромов, ясное дело, тоже не будет — это хороший козырь для третьей части.
Кейси Джонс
Второй близкий друг черепашек после Эйприл и, исходя из классического комикса, её возлюбленный, а далее — муж. Носит хоккейную маску и долбит врагов клюшками, битой и другими спортивными снарядами. В новом фильме замечен не был, поэтому с высокой вероятностью ожидается в следующих частях.
Бакстер Стокман
Чернокожий учёный, съехавший с катушек — известен изобретением «маузеров», роботов-охотников на крыс. В оригинальном комиксе первое время на него работала Эйприл, но их сотрудничество едва не закончилось её смертью. Согласно мультсериалу 1987 года, в конце концов превратился в человека-муху, совершив таким образом галантный реверанс в сторону Кроненберга. В касте нового фильма фигурирует одноименный герой (в самом фильме его найти оказалось крайне сложно), но очень похожие функции свихнувшегося учёного здесь выполняет другой персонаж по имени Эрик Сакс.
Черепашки в комиксах
Mirage Studios:
TMNT Volume One & Two
1984–1995
Однажды в далёком заснеженном 1983-м (в этом году было действительно очень холодно), когда большинства фанатов черепашек ещё не было на свете, а у двух корешей-иллюстраторов Кевина Истмана и Питера Лэрда было много волос на голове (не то что сейчас), они устроили у себя в гостиной в Довере, штат Нью-Гэмпшир челлендж по придумыванию самой идиотской идеи для комиксов. Ничего более нелепого, чем медлительные черепашки, ставшие ниндзя, им придумать не удалось. Кевин нарисовал черепаху с нунчаками, Питер сделал свою версию, и вскоре они уже придумывали историю, пародирующую их любимые комиксы: культовую серию о боевом трубкозубе Cerebus, Ronin Фрэнка Миллера о приключениях самурая в Нью-Йорке, спин-офф X-Men — New Mutants и Daredevil с похожей историей появления Сорвиголовы от радиоактивных веществ.
Обалдев от своей идеи, они тут же на целый месяц закрылись в квартире, чтобы нарисовать легендарный 40-страничный комикс. Благо за окном завывал адский мороз, по улицам летали бураны, а входную дверь завалило многоэтажными сугробами. Пока они отдавали большую часть времени и сил рисованию черепашек, у них едва хватало денег на жизнь, поэтому выжить им помогла аномально низкая рента за квартиру и периодические подработки. Лэрд зарабатывал на жизнь редкими заказами из газет — по 10 долларов за иллюстрацию, а Истман работал в службе доставки морского ресторана. Весной 1984-го работа была закончена. Квентин, дядя Кевина, ссудил им деньги на издание комикса, сам Истман добавил ещё порядка 500 баксов, и в целом их стартовый капитал для издания комикса своей мечты составил примерно полторы тысячи долларов. И вскоре по улицам Довера разнёсся аромат свежеотпечатанного комикса.
Mirage Studios:
Tales of the TMNT
1987–1989
Став рок-звездами комикс-индустрии и за считанные годы набрав огромную фан-базу, Кевин и Питер взяли в команду ещё двух художников (Райана Брауна и Джима Лоусона) и начали параллельно с основной серией выпускать дополнительную, призванную в первую очередь остудить гнев фанатов сократившимся зазором между выходом номеров, а также закрыть сюжетные пробелы быстро растущей вселенной. После выхода седьмого номера всё заглохло, и серию возобновили лишь в 2004 году — под названием Tales of the TMNT Volume Two и успешно выпускали вплоть до 2010 года.
Image Comics:
TMNT Volume Three
1996–1999
В 1996 году за дело взялись люди, не имевшие никакого отношения к Mirage Studios — они решили кардинально изменить серию, чтобы вытащить ее из застоя. Сценарист Гари Карлсон едва не убил Сплинтера в первом же номере, превратил Донателло в киборга, лишил Рафаэля глаза и серьёзно расширил вселенную в целом, а художник Фрэнк Фоско кардинально переработал внешний вид черепашек. Но этого оказалось недостаточно для того, чтобы комикс прожил дольше 28 номеров.
Mirage Studios:
TMNT Volume Four
2001– 2009
В 2001 году отец черепашек Питер Лэрд вернул их обратно в родной Mirage Studios и возобновил издание комиксов, приняв два верных решения: вернуть черепашек в черно-белый формат и полностью проигнорировать события третьего тома. К работе вновь подключился Джим Лоусон, работавший над черепахами с первого номера Tales of the TMNT. Герои стали намного старше, а мастер Сплинтер спокойно умер от старости. Серия выходила вплоть до 2009 года. В том же году Питер продал все права телеканалу Nickelodeon, оставив за Mirage Studios возможность издавать максимум 18 комиксов о TMNT в год. В итоге в 2014-м Питер Лэйд выпустил 31 номер онлайн в своем блоге, а 4 мая к 30-летию франшизы появилось лимитированное издание 32-го выпуска, после чего всё снова затихло.
Archie Comics: TMNT Adventures Series
1989 - 1995
Эта серия появилась на волне успеха первого мультсериала 1987 года и просуществовала до 1995 года. Изначально она задумывалась как бумажная адаптация лучших серий, но позже значительно отклонилась в сторону собственной мифологии. Помимо всего прочего, главная заслуга этой серии заключается в том, что именно благодаря ей все мы, дети Советского Союза, ещё ближе познакомились с черепашками. Эти красочные комиксы в локализации Machaon, продававшиеся с лотков у каждого метрополитена, до сегодняшнего дня были фактически единственной русскоязычной периодикой из вселенной черепашек. Это было замечательное время первого расцвета «Черепашек-ниндзя». Я покупал каждый номер, доставая на них деньги всеми возможными способами, а потом целыми днями срисовывал оттуда черепашек, пока их рисунки не заполнили каждый блокнот и все свободные поверхности в доме.
Манга
Миру фанатов черепашек известны четыре небольших манга-серии. Самая долгоиграющая из них — Mutant Turtles, состоящая из 15-ти выпусков, — представляет собой всего лишь адаптацию первого мультсериала. Но это не значит, что её не стоит искать в интернете — она интересна как минимум непривычным для серии визуальным рядом. Super Turtles — мини-серия из трёх комиксов, примечательная исключительно японской выдумкой про камень мутастоун и самым необычным обликом черепах за всю историю. Дело в том, что эта манга была запущена исключительно для продвижения продававшихся на тот момент странноватых игрушек черепашек, похожих на симбиоз трансформеров и Росомахи. Mutant Turtles III — адаптация третьего фильма 1993 года, в упрощённом виде рассказывающая о путешествии черепашек во времена феодальной Японии. И последняя — Mutant Turtles Gaiden, в целом довольно сильно похожая на старый мультсериал и примечательная разве тем, что дело происходит в Японии, а черепашки в первом номере носят смешные трусы.
IDW Publishing: TMNT
2011 — до настоящего времени
Едва ли не самая лучшая серия комиксов про черепашек с практически совершенным рисунком. Выкупив в 2001 году долю авторских прав у Кевина Истмана, Питер Лэрд в 2009-м продал их Nickelodeon, которые довольно грамотно распорядились ими. Что особенно приятно, до пятого номера все черепашки, согласно канону, носили красные повязки, пока Сплинтер не раздал им цветные.
Фанатские комиксы
Вы даже не представляете себе, сколько их нарисовано во всём мире, и самое главное, что среди них есть даже очень известные примеры от русских фанатов. Если вы решите как следует погрузиться в этот вопрос, то рано или поздно наткнётесь на небольшой список имен, неизменно мелькающих при каждом подобном запросе. К примеру, самый очевидный пример — Арсений Дубаков ведёт главный фан-сайт о черепашках в России Turtlemania, а также вместе с Мариной Дубаковой переводит и рисует фан-комиксы про черепашек в рамках комикс-студии «Иллюзион».
Черепашки в кино
Несмотря на то что к моменту появления в кинотеатрах первого полнометражного фильма, по телевидению уже во всю шёл четвёртый сезон суперпопулярного в то время мультсериала, именно большое кино можно было считать настоящим прорывом. Большие студии наконец-то почувствовали всю мощь черепашек и вложили в них свои деньги, в результате чего о них узнали даже те, у кого не было дома телевизора.
Как бы этот фильм ни выглядел смешно сейчас, на тот момент он был пределом мечтаний любого школьника, ведь это не какой-то там мультик, а первый ФИЛЬМ о черепашках с самыми настоящими актёрами и настоящим всем. Собственно, если воспринимать его как раритет или часть большого культурного наследия, он и сейчас будет смотреться ничем не хуже творения Бэя и Либесмана. К тому же для независимого фильма тех лет он собрал нешуточную кассу в 200 миллионов долларов и получил неплохие оценки профессиональной критики. Сюжетно он придерживается событий первого комикса: под воздействием мутагена и уроков ниндзюцу от Сплинтера черепашки становятся теми, кто они есть, и сражаются с Шреддером. А теперь главный сюрприз — одного из антигероев в фильме сыграл Сэм Рокуэлл.
«Черепашки-ниндзя»
СТИВ БЭРРОН
1990
Вторая часть была снята за рекордно короткий срок и вышла в прокат уже год спустя. По мнению фанатов, она получилась менее жестокой (как минимум потому, что черепашки здесь намного реже пользовались своим оружием), за что была довольно холодно принята критиками. Но детей не обманешь — они по-прежнему были в восторге и гурьбой неслись в кинозалы. В результате фильм оказался коммерчески успешным и заставил продюсеров задуматься о продолжении. К сожалению, из-за проблем с лицензией вместо Рокстеди и Бибопа в фильме было решено использовать другую парочку мутантов — Токку и Разара.
«Черепашки-ниндзя 2:
Тайна изумрудного зелья»
МАЙКЛ ПРЕССМАН
1991
Загадочный скипетр переносит черепашек с Эйприл в феодальную Японию, где с ними происходит череда мутных сюжетных недоразумений. Фанаты и критики жаловались на всё: плохую анимацию кукол, отсутствие классических злодеев и, в частности, Крэнга — который так и не появился в трилогии. Бэю однозначно стоит взять на вооружение этот промах коллег. Но от коммерческого провала фильм вновь спасли дети, насильно тащившие своих родителей в кино — в итоге он дебютировал в бокс-офисе на первом месте.
«Черепашки-ниндзя III»
СТЮАРТ ГИЛЛАРД
1993
Появлению этого мультика предшествовала длинная история, связанная с созданием так и не появившегося на свет фильма TMNT: CGI Movie. Обсуждение этого проекта началось в 1996 году, и в сети в какой-то момент даже появились скриншоты и превью-ролики ужасного качества, но дальше этого дело не двинулось. Вновь о работе над полнометражным мультфильмом заговорили уже в 2005 году, и в итоге получилось то, что получилось. Формально этот мультфильм является продолжением кукольной трилогии и временами на задних планах даже появляются пасхалки из неё. После поражения Шреддера Леонардо уходит скитаться по джунглям Южной Америки, Рафаэль по ночам дубасит нью-йоркских преступников, а место главного злодея занимает довольно скучный мультимиллионер Макс Винтерс, который выпускает на волю хренову тучу злобных тварей. В общем, дети опять были в восторге.
«Черепашки-ниндзя»
КЕВИН МАНРО
2007
Предельно психоделичный кроссовер с участием сразу целых восьми черепашек (на самом деле, даже 12-ти) и других героев из мультсериалов 1980-х и 2003-го, а также комиксов 1984-го. Главной задачей черепашек становится спасение трёх вселенных от разных Шреддеров, но здесь не столь важен сюжет, сколь мастерское сведение трёх независимых произведений разных лет.
«Черепашки навсегда»
РОЙ БУРДИН
2009
Главная надежда на возрождение черепашек, ведь если не Майкл Бэй, то кто? Конечно, куда интереснее было бы увидеть в роли продюсера, например, Джона Фавро, а в качестве режиссера, скажем, Марка Уэбба. Но похоже, что в Голливуде просто нет больше людей, разбирающихся во вселенной зелёных рептилий и способных осилить этот материал. В общем и целом, это настоящий праздник для всех взрослых и детей — черепахи наконец-то стали такими, какими и должны быть — веселыми, остроумными и… почти как настоящими.
Создатели фильма провели огромную работу по формированию визуального ряда, и в результате все претензии к внешнему виду главных героев отпали сами собой прямо в кинозале. Что касается содержания, по всему видно, что фильм снимался с большой оглядкой на людей, незнакомых с легендой, в результате чего он превращается в агрегатор общих мест из жизни черепашек. Поэтому, если не обращать внимания на сюжет в стиле «злодей жаждет захватить мир» и воспринимать ленту как очень дорогой пилотный эпизод к двум следующим частям трилогии, которые точно получат более проработанный сценарий, то его можно точно назвать идеальной экранизацией черепашьей вселенной.
«Черепашки-ниндзя»
ДЖОНАТАН ЛИБЕСМАН
2014
Под шумок, поднятый Бэем, 12 августа на DVD выйдет полнометражная документалка, подробно рассказывающая о появлении черепашьей франшизы. Фильм будет состоять из интервью с создателями и другими ключевыми фигурами, а также включит в себя кучу эксклюзивных видеозаписей. Короче говоря, вы наконец-то увидите вживую всё, о чём прочитали в этой статье. На самом деле почти всё — потому что мы копнули намного глубже.
Turtle Power: The Definitive History of the Teenage
Mutant Ninja Turtles
2014
Черепашки в мультсериалах
Кевину и Питеру очень повезло со стартом на телевидении — их первый же опыт сотрудничества с телевизионщиками стал культовой вещью и навсегда изменил облик современных мультсериалов. Дальше дело пошло на спад — по франшизе создали много неплохих продуктов, но ничего выдающегося никто снять так и не смог. Это следствие двух главных проблем черепашьей франшизы. Основная заключается в том, что это достаточно взрослые и самобытные герои, которых всегда пытались навязать детской аудитории. Вследствие этого вся мифология черепашек сильно упростилась и свела их к образам обычных мультяшных персонажей вроде Looney Tunes.
Во-вторых, им всегда дико не везло со студиями — Питер и Кевин, разрывавшиеся между творческими и административными обязанностями, с трудом находили время для отсеивания сомнительных предложений и поиска новых. Будь это, скажем, Disney или DreamWorks, черепашек ждало бы куда более грандиозное будущее. Такой нетипичный материал достоин гораздо большего, чем среднестатистические мультсериалы от заштатных студий. Вполне возможно, что после успеха фильма Майкла Бэя Nickelodeon решит запустить новый мультсериал и осмелится сделать его более жестоким и откровенным, как и полагается таким героям. На самом деле нет, но жить однозначно станет лучше.
Teenage Mutant
Ninja Turtles
1987–1996
Первый мультсериал во многом стал прорывным этапом для франшизы, породил много канонических персонажей, значительно улучшил внешний вид черепашек и привёл серию в советские телевизоры. Изначально планировалось сделать всего пять серий, но из-за нахлынувшей популярности он растянулся на десять долгих сезонов. Самое интересное, что Mirage Studios не имеет прав на этот мультсериал, поэтому появившиеся здесь герои отсутствуют в их комиксах.
Teenage Mutant Ninja Turtles: Superman Legend
1996
Японский двухсерийный мультсериал, нарисованный в том же стиле, что и мультфильм 1987 года и следующий сюжету манги Super Turtles. Его главной отличительной чертой стала суперспособность черепашек превращаться в некое подобие трансформеров. В дополнение к этому они научились делать святую мутацию, превращавшую их в крылатых супергероев серебристого цвета.
Teenage Mutant
Ninja Turtles
1997–1998
Не очень успешное продолжение идеи фильмов с куклами и настоящими актёрами, закрывшееся из-за очень низких рейтингов. Если говорить о плюсах, то главным из них стало появление женского персонажа — черепашки по имени Венус де Мило.
Teenage Mutant
Ninja Turtles
2003
Сегодня он уже смотрится довольно старовато и визуально напоминает миллионы безликих мультсериалов, транслировавшихся по СТС или Рен-ТВ в середине 1990-х. Но главное, что подкупает в нём с первой же серии, — это большой пиетет перед классическими комиксами — например, в первом эпизоде буквально по кадрам воссоздана первая сцена столкновения черепашек с бандитами из дебютного номера.
Teenage Mutant
Ninja Turtles
2012
Этот CGI-мультсериал появился благодаря тому, что Питер Лэрд продал все права на черепах телеканалу Nickelodeon. Несмотря на зрительскую аудиторию младшего школьного возраста и в очередной раз изменённую сюжетную канву, он получился довольно остроумным и наиболее близким к оригинальным комиксам. Многие герои, вроде Крэнгов или бойцов клана Ноги, здесь показаны в своих канонических образах, а время от времени кадр даже окрашивается в красно-чёрно-белые оттенки, отсылая к палитре обложки самого первого комикса.
Чтобы не быть голословным, скажу, что 10 июля стало известно о номинации эпизода The Manhattan Project на премию Primetime Emmy Awards 2014 в категории «Лучшая анимационная программа прайм-тайм». Да, посмотреть этот мультсериал определённо стоит!
Черепашки в играх
Несмотря на огромное количество игр, разработанных по франшизе, настоящую ценность для фанатов представляет всего несколько из них, а для игровой индустрии в целом — только одна, с неё мы и начнём.
Teenage Mutant Ninja Turtles III: The Manhattan Project
1991
Однажды в начале 1990-х, когда по телевизору уже во всю транслировали всем известный мультсериал, мне купили игровую приставку Dendy — на деньги, которые должны были пойти на очередной месяц моего обучения в секции карате. Так я завязал с восточными единоборствами (все наивно думали, что я ухожу из спорта из-за серьёзной травмы) и начал заниматься ими с помощью геймпада. Одним из первых картриджей, который я вставил в приставку, был Teenage Mutant Ninja Turtles III: The Manhattan Project. Шреддер с Крэнгом вырвали кусок Манхэттена из земли и, улетев на нём ввысь, захватили Эйприл в заложники — черепашки вынуждены срочно вернуться из отпуска в Майами и расставить всё по своим местам. Это однозначно была главная игра нашего поколения, к тому же в неё можно было играть вдвоём — мы садились с друзьями за нее рано утром и отлипали от телевизора только поздно ночью — после того, как Шреддер с Крэнгом наконец-то были повержены.
Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters
1993
Не менее ценной игрой в начале 1990-х был файтинг с героями черепашьей вселенной, в которую посчастливилось как следует поиграть всем владельцам Sega Mega Drive. Эта приставка в наших краях была довольно дорогой, поэтому многие из нас ходили драться в гости к более обеспеченным друзьям. Ключевой особенностью этой игры была возможность устраивать спарринги между черепахами, и это на тот момент казалось дико жестокой и непривычной опцией. Поэтому я быстро завязал с этой игрой и вернулся к нормальной жизни.
Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time Re-Shelled
2009
Расширенный ремейк старой доброй игры 1991 года Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time, вышедший на консолях прошлого поколения. По сути, тот же самый двухмерный бит-эм-ап, только с красивой графикой и в 3D. Несмотря на крайне недоброжелательные отзывы профильной критики, игра отлично продалась и в неё прекрасно играется даже сейчас.
Teenage Mutant Ninja Turtles: Out of the Shadows
2013
Несмотря на крайне негативные отзывы, на сегодняшний день это лучшая игра по вселенной черепашек — до неё никто даже близко не подбирался к тому пьянящему чувству черепашьей радости, переполняющей вас во время прыжков по крышам и канализациям. Управляя любой из четырёх черепашек, вы все вместе бегаете по задворкам Нью-Йорка и красиво дубасите врагов с помощью вполне сносной боевой системы. Возможно, рано или поздно какая-нибудь гениальная студия разработает масштабную RPG про черепашек, но пока что это всё, что у нас есть.
Подражания и пародии
За 30 лет своего существования черепашки наделали в мире много шума и оставили большой след в культуре. Они ввели моду на пиццу, породили множество пародий и подражателей, научили русских детей читать комиксы, приняли участие в запуске шаттла, отыграли настоящий музыкальный тур и просто стали известны на весь мир, превратившись в огромный культурный феномен. Да это едва ли не главный символ медиакультуры после Мэрилин Монро, банки Campbell’s Уорхола и «Звёздных войн». Ваши мамы, папы, бабушки и дедушки могут не знать, кто такой Тони Старк, Джокер или Питер Паркер, но наверняка хотя бы раз слышали о Лео, Донни, Рафе и Майке. Здесь мы рассмотрим самые основные пункты их влияния на нашу жизнь.
Когда стало понятно, что боевые зверюшки могут принести больше денег и фанатов, чем любой качок в лосинах, на рынок тут же хлынули десятки пародий и серьёзных продуктов. Какие-то из них были обычной шуткой, а некоторые даже добрались до России и стали предметом поклонения.
Мыши? Рокеры? С Марса? — примерно так, наверное, воспримет сейчас этот мультик любой современный ребёнок. А между тем в школах в своё время шли серьёзные дебаты на тему того, что мыши гораздо круче каких-то там черепашек. Лично я сутками пересматривал этот мультсериал и даже ходил в гости к друзьям, у которых уже тогда был видик — мы записывали серию, а потом ставили её на паузу и долго срисовывали героев в блокноты.
Это крайне брутальная история о трех здоровенных прямоходящих мышах с кибернетическими имплантатами, в течение всей своей карьеры сражающихся с инопланетным магнатом по имени Лимбургер и его тупым приспешником Чумазоидом. Внезапно появившись на волне черепашьего успеха в 1993 году, этот мультик успел отхватить большой кусок пирога, но, к сожалению, через три года закрылся и забылся, потом ненадолго возродился в 2006-м и вскоре снова забылся окончательно.
Мыши-рокеры с Марса
1993
Трэш-мультсериал о четырёх акулах-мутантах, неведомым образом проживший на телевидении целых три сезона. На протяжении всех 40 серий они грызут бетон голыми зубами, ездят на байках и отчаянно борются с преступностью.
Street Sharks
1994
Культовая игра, впервые появившаяся на NES (читай, Dendy) в качестве ответа на огромный массив игр о черепашках. Здесь речь идёт о лягушках-каратистах Рэше и Зитце, пытающихся спасти своих товарищей: жабу Пимплу и принцессу Анжелику. Главной особенностью игры, за которую её мгновенно полюбили все школьники, были крутые суперудары жаб — с помощью увеличивающихся кулаков и ботинок, а также возможность бить врагов подобранными с поля боя предметами. Несмотря на большой успех и целых четыре сиквела, её популярность длилась не больше трёх лет. Картридж с этой игрой до сих пор лежит у меня на почётном месте в коробке с Dendy, а вот где она сама — даже не спрашивайте.
Battletoads
1991
Adolescent Radioactive
Black Belt Hamsters
1986
Первая неофициальная пародия на TMNT — если быть точнее, это даже пародия в квадрате, так как сами черепашки изначально были собирательным юмористическим образом кучи серьёзных комиксов 1980-х. Серия просуществовала до 1989 года и насчитывает девять номеров и несколько спин-оффов. Согласно сюжету, НАСА запустило на орбиту зонд с четырьмя хомяками, чтобы уничтожить радиоактивную субстанцию. При столкновении с ней четыре товарища превратились в прямоходящих мутантов и после крушения корабля очнулись у Тибетского монастыря. Там они обучились восточным единоборствам и получили имена в честь Клинта Иствуда, Чака Норриса, Брюса Ли и Джеки Чана.
Pre-Teen Dirty-Gene
Kung-Fu Kangaroos
1986
Ещё одна комикс-пародия на черепашек, где в роли бойцов за справедливость выступают кенгуру. Но эта мини-серия из трёх комиксов примечательна в первую очередь тем, что в первом номере засветился Донателло, нарисованный Питером Лэрдом, а позже сами кенги появились в черепашьих комиксах.
Мерчандайз
После первой волны популярности Mirage Studios занялись лицензиями, в результате чего в магазинах появились футболки, настольные игры и, самое главное, первые металлические фигурки черепашек Dark Horse Miniatureы, которые сейчас являются большим раритетом. Вскоре после переезда студии в Нортхэмптон с ребятами связался лицензионный агент Марк Фридман. Этот человек изменил всё — однозначно нельзя сказать наверняка, сделал он хуже или лучше: благодаря ему о черепашках узнали все, но это же их и погубило.
С его подачи было решено заключить контракт с компанией Playmates Toys и подключить студию Murakami/Wolf с задачей снять пятисерийный мультфильм для поддержки продаж игрушек. А вы думали, что этот культовый мультсериал родился сам по себе из-за большой и искренней любви больших дядь к черепашкам? ХА! Вскоре после этого мерчандайз с символикой черепашек появился в каждом магазине.
Таким образом, после выпуска первого комикса и запуска мультсериала этот шаг стал третьим по мощности скачком навстречу мировой славе и любви к зелёным рептилиям. Благодаря тоннам бейсболок, кружек и фигурок о них узнали буквально все. Но отдельным пунктом помешательства среди фанатов франшизы и обычных коллекционеров мультяшно-комиксового мерча стали фигурки черепашек — мир буквально накрыла настоящая лихорадка.
С тех лет и по сегодняшний день миллионы детей и взрослых мужиков рыскают по магазинам, Amazon и блошиным рынкам в поисках раритетных фигурок и статуэток. За 30 лет их было выпущено немало, и остросюжетности этому занятию так же добавляют коллекционные статуэтки ручной работы, которые различные мастера делают на заказ в единичных экземплярах. Я за свою жизнь тоже собрал немало таких штуковин и готов прямо сейчас выполнить черепаший каминг-аут.
набор металлических фигурок Dark Horse Miniatures
Черепашки в России
Заварушка в нашей стране началось с показа самого первого мультсериала 1987 года по 2x2 и Первому каналу — случилось это в 1993 году. Сначала по выходным, а потом перед школой в будни их смотрел каждый уважающий себя ребёнок. А теперь поднимите руку, кто хоть раз не подпевал песне из заставки: «Мы не жалкие букашки...» Ну же, а теперь все вместе: «Панцирь носим, как рубашки. Юные таланты!»
Вслед за этим отечественное издательство Machaon купило права у Mirage Studios и Archie Comics и в 1994 году начало издавать на русском TMNT Adventures Series под бронебойным названием «Суперкомикс» — впервые в нашей истории тоненькие книжечки с картинками продавались повсюду. В какой-то момент Machaon даже нарисовал по лицензии собственный комикс о приключениях черепашек в России, под названием «Чудо-эликсир»!
Наравне с комиксами прилавки всех лотков в то время ломились от книжек издательства «Минск», написанных без оглядки на лицензию. У них было довольно странное содержание, напоминавшее мэшапы, вроде «Гордость и предубеждение и зомби» — на страницах этих книг черепашки могли запросто встретиться с Бэтменом и другими героями современной поп-культуры. Но кого это вообще волновало — ведь у них были крутые обложки с черепашками, из-за которых лично я скупал их все подряд, не глядя и... не читая. ОК, парочку я всё же пролистал — «Черепашки-ниндзя и чародей Зелёного острова» и «Черепашки-ниндзя и космический охотник» — и в то время остался доволен их густой атмосферой таинственности и не самым плохим описанием экшена. Но повторять этот опыт, пожалуй, не буду.
Далее наш рынок наводнил агрессивный мерчандайз: журналы с наклейками, раскраски, кроссовки, игрушки... И в какой-то момент у каждого ребенка в комнате появилась Dendy с игрой Teenage Mutant Ninja Turtles III: The Manhattan Project, которая по-прежнему остаётся лучшей за всю историю существования франшизы и консолей. Таким образом, черепахи в один момент стали главными героями всех детей и заменили им Чебурашку и «Простоквашино».
На сегодняшний день за пропаганду черепашьего учения в массы отвечает телеканал Nickelodeon с мультсериалом 2012 года, а также газетные ларьки и детские магазины, продающие его атрибутику. В интернете эта задача находится на совести небезызвестного проекта Turtlemania. В середине лета издательство «Комильфо» выпустило юбилейную антологию Teenage Mutant Ninja Turtles 30th Anniversary, которая мгновенно стала самым продаваемым комиксом, опередив даже «Сагу». Также было объявлено, что это только начало и они уже этой осенью начнут выпуск «Черепашек-ниндзя» IDW, а Turtlemania объявили о запуске уже в этом августе оригинальной чёрно-белой серии комиксов Mirage Studios, с которых всё и началось в далёком 1984-м. Учитывая это и широкий прокат нового фильма, который абсолютно точно станет трилогией, можно считать, что черепахи снова вернулись в Россию, и будем надеяться, что очень надолго.
Что ждать от нового фильма
Современные подростки, выросшие в эпоху телепузиков и сериала Lost, наверняка придут в шок, увидев на экране черепах-бодибилдеров с холодным оружием, говорящую крысу-сэнсэя и свихнувшегося мужика в самурайском экзокостюме! Между тем это символ целой эпохи и главный пример для подражания нескольких поколений. Взорвав однажды все телевизоры и газетные ларьки мира, они остаются популярны даже 30 лет спустя.
К сожалению, у этой популярности есть свои оговорки. Все эти три десятка лет в магазинах исправно продаются тонны мерча с символикой зелёных мутантов, а любой более-менее культурно развитый человек с лёгкостью назовёт их всех по именам. Но при этом их присутствие в медиакультурном пространстве остаётся крайне эпизодичным. Несмотря на большую популярность франшизы в целом и её активную эксплуатацию студиями и издательствами, за последние 20 с лишним лет не появилось фактически ни одного фильма или игры высокого класса. А всё, что регулярно выбрасывается на рынок, оказывается не более чем спекуляцией на интеллектуальной собственности или просто удовлетворительным продуктом.
Вы сейчас вспомните по-прежнему выпускающиеся комиксы и несколько вполне успешных мультсериалов. Но, согласитесь, без Google о них узнают не многие. После фееричного мультсериала 1987-го, двух успешных полнометражек и нескольких серий комиксов франшиза буквально замерла на месте и не продолжает развиваться. Столь важные для современной культуры герои достойны лучшей участи. И если новый фильм получит удачный прокат, прекрасное будущее им точно обеспечено.
После успешного оживления «Трансформеров» вполне логично было ожидать от Бэя нового челленджа. Если он смог запустить в массы довольно странноватую и давно подзабытую всеми франшизу о транспорте, превращающемся в человекоподобных гуманоидов, то почему бы не попробовать перезапустить что-нибудь ещё более дикое. Единственный вопрос был в том, что станет этим проектом: может быть, Вольтрон или паровозик Томас? Но, учитывая крупную годовщину, многие не сомневались, что им станут черепашки.
Если окинуть взглядом всю многострадальную судьбу зелёноголовых мутантов на мировом медиарынке, то можно заметить две вещи: их создателям крайне не повезло с бизнес-партнёрами и организацией рабочего процесса, в результате чего франшиза постоянно переживала взлёты и падения. На сегодняшний день, несмотря на хорошую пиар-компанию Nickelodeon, для большинства она скорее мертва, чем жива. Поэтому можно считать, что Майкл Бэй появился вовремя и стал идеальным кандидатом на экранизацию этого наследия. И в отличие от предыдущей ориентации всех экранизаций на аудиторию младшего дошкольного возраста, он взял слегка иной курс — точнее, ничего он не брал, а просто продолжил снимать кино для кидалтов.
Короче говоря, он идеально уловил черепаший цайтгайст и превратил их в настоящих зеленокожих мазафакеров. И, судя по возникшему вокруг ажиотажу — запуск русских локализаций классических комиксов, куча интернет-мемов, новые игры, почти одновременный выход документалки, всеобщее ожидание премьеры, — этот фильм станет очередным, уже третьим по счету, возрождением франшизы.
О’кей, как сказал бы в завершении Питер Лэрд, сейчас мне нужно бежать... но я скоро выйду с вами на связь. Берегите себя!
Комментарии
Подписаться